Почему еврокомиссар Хан не приехал в Беларусь?
Отмена визита в Беларусь еврокомиссара по политике соседства и переговорам о расширении Йоханесса Хана уже вызвала массу кривотолков в политической среде. Причем множество из распространяемых слухов вообще не имеют никакого отношения к истине и заранее используют в своей основе неверные вводные.
Замерли в ожидании
Напомним, что г-н Хан должен был прилететь в Минск 17 октября и встретиться с министром иностранных дел Владимиром Макеем и президентом Александром Лукашенко для того, чтобы обсудить "перспективы взаимодействия Беларуси и Евросоюза", а также подготовку к предстоящему саммиту "Восточного партнерства" в Брюсселе, куда белорусский президент ранее получил приглашение.
"Акулы пера" уже было приготовить писать статьи и "экспертные" комментарии с горячими заголовками а-ля "Беларусь отворачивается от России", "зачем Батьке Евросоюз?" или "Европа простила последнего диктатора" как вдруг еврочиновник отменил визит в нашу страну. В официальном сообщении представительства ЕС в Беларуси отмечается, что "это решение связано "с неожиданными, но очень важными встречами по подготовке Евросовета, который пройдет 19-20 октября в Брюсселе". В белорусском МИДе позицию европейских коллег восприняли "с сожалением", однако пеплом голову посыпать никто не стал. Ведь на самом деле никакой чрезвычайщины в белорусско-европейских отношениях нет, потому как и самих отношений в адекватном понимании этого слова на сегодняшний день практически нет.
Единственным "прорывом" на западном направлении стала отмена санкций ЕС против Беларуси, однако это нельзя назвать успешным примером сотрудничества, так как санкции являются аномалией в дипломатической практике, а их ликвидация это всего лишь возвращение к норме. То есть два года назад стороны вернулись на исходные позиции, и с тех пор и Минск, и Брюссель ждут друг от друга неких "шагов".
В понимании европейской стороны это должна быть т.н. "демократизация", то есть либерализация политической жизни, отказ от государственного регулирования экономики, внешнеполитическое дистанцирование от России и т.д. Все это Беларусь просто не может себе позволить, исходя из интересов сохранения стабильности в обществе, так как, по всей вероятности, такого рода процессы обернуться катастрофой для государства по образцу печально известной "перестройки" в СССР. При этом Минск, безусловно, заинтересован в выстраивании "конструктивных отношений" с ЕС, под которыми понимается отказ от политического давления, доступ к технологиям, инвестициям и кредитной поддержке, облегчение визового режима и т.д.
Интерес Беларуси вполне понятен, так как из всех стран "Восточного партнерства" именно у нашей страны наиболее низкий уровень взаимодействия с Евросоюзом, когда между сторонами до сих пор не подписан даже базовый договор о сотрудничестве. На сегодняшний день Беларуси было бы интересно достичь хотя бы того уровня, который есть у Армении и Азербайджана, так как догонять тройку евроинтеграционных скакунов в лице Грузии, Молдовы и Украины никто не планирует, да и их "успехи" на фоне сближения с ЕС представляются весьма сомнительными.
Зачем Лукашенко ехать в Брюссель?
"Так причем здесь еврокомиссар Хан?" — имеет право задаться вопросом читатель. Да, собственно говоря, ни при чем, ибо повышенное внимание к визиту этого чиновника вызвано ожиданием того, что президент Беларуси поедет на саммит ВП в Брюссель. Эксперты обсуждали этот вопрос уже как "решенное дело", хотя в действительности указаний о подготовке визита Александр Лукашенко пока не давал.
При этом нет сомнений, что в случае необходимости мы еще увидим белорусского лидера в смокинге на приеме британской королевы, однако ключевое слово здесь "в случае необходимости".
После долгих лет забвения Лукашенко должен ехать в ЕС не просто "постоять" на представительном форуме, а действительно с целью заключения неких важных договоренностей, которые будут иметь серьезный политический эффект. В нынешней ситуации все аналитики сходятся во мнении, что конкретно для Беларуси ближайший саммит никаких изменений не сулит, то есть стороны на сегодняшний день пребывают в режиме ожидания. Тогда какой смысл белорусскому президенту ехать в Брюссель? Послушать в очередной раз скучные нравоучения о правах человека и упреки в наличии в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве смертной казни в отношении серийных убийц? Для политика уровня Лукашенко это просто не солидно, так как не надо забывать, что белорусский президент — один из наиболее опытных лидеров в Европе, и свадебным генералом он никогда не был.
Единственный резон, исходя из которого Лукашенко может согласиться принять участие в саммите ВП, это использование данной площадки в качестве политической трибуны для пропаганды "Минского процесса". Ведь это ноу-хау белорусской дипломатии, которое априори вызывает симпатию у любого вменяемого человека. Пока мир стоит на пороге ядерной войны между США и КНДР, Россия и Запад находятся в ситуации острого конфликта, противоречия существуют практически между всеми ведущими державами, Беларусь предлагает возобновить диалог.
"Мы за мир" — беспроигрышная позиция в международных отношениях, и именно эту идею белорусский президент активно продвигал в своем выступлении во время летней сессии ПА ОБСЕ в Минске.
Что касается еврокомиссара Хана, то думается, что здесь нет никаких "скрытых причин" и необходимо принимать на веру официальную версию ЕС. На сегодняшний день Брюссель не смог договориться с Великобританий о выплатах по "брекситу", регулирование торговых отношений с Лондоном после отделения представляется весьма туманным и думается, что Хану сейчас вообще не до Беларуси, как бы это ни казалось странным в кругах местной политизированной публики. Да-да, друзья, Беларусь вовсе не центр планеты, однако представляется, что этот европейский волшебник на голубом вертолете к нам все-таки прилетит и покажет кино. Но купит ли белорусский президент билет на этот сеанс, остается до конца неизвестным. Это вопрос национальных интересов и политической целесообразности, поэтому, если и ехать на саммит ВП, то нужно продумать дело так, чтобы бенефис Беларуси на предстоящей встрече действительно удался.