"Лучше б не покупали": что делать, если продавец не признает брак и не возвращает деньги за покупку

Источник материала:  
17.10.2017 08:40 — Разное

В рубрике «Советы адвоката» мы отвечаем на ваши вопросы, относящиеся к области права и требующие квалифицированного разъяснения. Комментировать и разъяснять правовые аспекты будет Татьяна Семешко — адвокат Минской областной коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро. Если вы оказались в ситуации, которая требует консультации адвоката, — пишите нам на lina@tutby.com (с пометкой «Адвокат»). Мы опубликуем вашу историю с комментариями Татьяны.

Что делать, если подарок маме оборачивается головной болью для всей семьи, а продавец отказывается признавать брак и возвращать деньги — в нашем материале:

— Мы с мужем летом подарили моей маме на юбилей духовой шкаф. От подарка она осталась в восторге: как все мамы — плакала без остановки. Но скоро стало понятно, что к качеству нашей покупки есть серьезные вопросы. Дважды мы отдавали духовой шкаф в ремонт, благо гарантия позволяла это сделать. Сейчас он сломался третий раз. Мы в общем-то не олигархи какие-нибудь, а среднестатистическая семья. Покупка эта для нас была значительной, и так теперь с ней развлекаться мы не хотим совершенно. Маме такой подарок тоже не в радость, потому что она уже и подходить к нему боится. Посовещавшись, решили, что с нас довольно ремонтов, пора менять наш духовой шкаф, тем более, как мы прочитали в интернете, право такое имеем. С этим требованием мы и позвонили продавцу. А он нам начал рассказывать что-то про технически сложные товары. И что их заменить нельзя, и зачем нам вообще все это нужно — короче, разговор был тягостным, а закончился ничем. По итогу нам было рекомендовано терпеть дальше и как-то со своей проблемой разбираться самостоятельно, его не беспокоить. Вот мы и хотим узнать, правду говорит этот товарищ про то, что заменить духовой шкаф мы не имеем права, или просто юлит, потому что вид у него, конечно, не внушающий доверия, это мы еще во время покупки заметили.


Комментарий адвоката:

— Чтобы иметь возможность отстоять свои права (и права потребителя не исключение), важно четко их знать.

Обратите внимание: исходя из смысла подп.1.4 ст. 5 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее — Закон), потребитель имеет право на надлежащее качество товаров.

Важно: потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества (подп.1.1 ст. 20 Закона).

Однако необходимо отметить, что законодательством действительно установлены определенные особенности замены технически сложного товара ненадлежащего качества.

Следует знать: в соответствии с п. 2 ст.20 Закона, потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара только в случае обнаружения его существенных недостатков.

При этом перечень технически сложных товаров утвержден на законодательном уровне, а именно — постановлением Совета министров Республики Беларусь от 14.06.2002 года № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь „О защите прав потребителей“». В числе прочего он включает в себя такие товары, как, например, автомобили, прицепы, холодильники, морозильники, автоматические стиральные машины, телевизоры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеокамеры и т.д.

Необходимо особо отметить, что данный перечень является закрытым, т.е. он не позволяет относить к числу технически сложных иные, не поименованные в нем товары.

Cтановится очевидным, что духовой шкаф к числу технически сложных товаров не относится.

Далее, как уже отмечалось выше, пунктом 2 ст. 20 Закона ограничения по замене некачественных товаров установлены не только в отношении технически сложных товаров, но и в отношении дорогостоящих товаров.


Фото: sympaty.net

Обратите внимание: дорогостоящим признается товар, стоимость которого в четыреста и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день реализации потребителю товара (абз.5 п. 1 ст.1 Закона).

В своем обращении вы не указываете стоимость приобретенного духового шкафа. Однако поскольку с начала 2017 года размер базовый величины установлен в размере 23 белорусских рублей, маловероятно, что ваш духовой шкаф на момент покупки стоил 9200 белорусских рублей и более. Следовательно, с точки зрения законодательства, приобретенный вами товар не является дорогостоящим.

Таким образом, продавец, к которому вы обратились с просьбой о замене реализованного вам некачественного товара, вводит вас в заблуждение и необоснованно отказывает в осуществлении замены духового шкафа.

Вместе с тем, поскольку затронутая в обращении проблема является достаточно распространенной, необходимо отметить, что факт приобретения некачественного товара, относящегося к категории дорогостоящего и (или) технически сложного, также не исключает возможность требовать у продавца его замены на товар должного качества. Однако для этого имеющиеся в товаре недостатки должны относиться к категории существенных.

Справочно: в соответствии с абз.21 п. 1 ст.1 Закона, существенным недостатком товара признается один из следующих недостатков:

  • неустранимый недостаток;

  • недостаток, который не может быть устранен без:

— несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товара, определяемой на момент устранения недостатка);

— несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка);

  • недостаток, который выявляется неоднократно;

  • недостаток, который проявляется вновь после его устранения;

  • другие подобные недостатки.

Что касается вашей ситуации, на нее распространяется общее правило: вы имеете право заменить приобретенный товар ненадлежащего качества независимо от того, относятся его недостатки к категории существенных либо же таковыми не являются.

При предъявлении продавцу требования о замене некачественного товара учитывайте следующие обстоятельства.

Важно: исходя из смысла п. 1 ст.21 Закона, требование о замене товара ненадлежащего качества может быть предъявлено потребителем продавцу в течение гарантийного срока или срока годности товара.

Сроки замены: как усматривается из п. 1 ст.23 Закона, в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец обязан заменить такой товар незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом — заменить его в течение четырнадцати дней со дня предъявления указанного требования. При отсутствии у продавца необходимого для замены товара он должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования.

Обратите внимание: согласно п. 1 ст.27 Закона, при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.) перерасчет цены товара не производится. В то же время, в соответствии с п. 2 ст.27 Закона, при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой модели (марки, типа, артикула и др.) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу. В случае если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница выплачивается потребителю.

Мой личный совет: в сложившихся обстоятельствах рекомендую прекратить безрезультатные устные переговоры с продавцом, поскольку они только затягивают разрешение сложившейся спорной ситуации. Вместо этого вам необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией. А в ней изложить суть спора и перечислить свои требования (как правильно зафиксировать факт обращения с претензией, читайте в статье «Исправить брак: адвокат объясняет, как бороться с недобросовестными исполнителями и продавцами»). Если же разрешить возникшую спорную ситуацию во внесудебном порядке не представится возможным, для защиты своих нарушенных прав вам необходимо будет обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд.

Следует знать: исходя из смысла п. 1 ст.15 Закона, за нарушение прав потребителя исполнитель несет ответственность в соответствии с законодательством и (или) договором.

Поэтому помимо основного требования о замене товара ненадлежащего качества, вы также вправе предъявить к продавцу дополнительные требования, в частности: о взыскании денежной компенсации причиненного вам морального вреда; о взыскании понесенных вами убытков (в случае наличия таковых); о взыскании неустойки в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки выполнения вашего требования о замене товара ненадлежащего качества и проч.

Рекомендую также учитывать, что в случае невыполнения продавцом вашего требования о замене товара ненадлежащего качества в установленные Законом сроки вы также вправе изменить свои требования. Например, вместо замены товара ненадлежащего качества вы можете потребовать у продавца расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Для достижения желаемого результата рекомендую прибегнуть к помощи адвоката.

Чем поможет адвокат: обсудив сложившуюся ситуацию более детально, изучив имеющиеся документы и получив ответы на вопросы, оставшиеся за рамками обращения, адвокат порекомендует оптимальную для вас позицию, подскажет, как и какими доказательствами необходимо запастись для достижения максимального результата в вашем случае. В случае необходимости подготовит письменные документы: запросы, ходатайства, претензию, исковое заявление, юридическое обоснование вашей позиции и проч. Будет отстаивать избранную позицию, сможет вести дело в суде, а также выступать в качестве представителя в иных инстанциях.

Важно знать: исходя из своего опыта работы обращаю ваше внимание, что зачастую мелкие детали и незначительная информация, которым клиенты не придают значения, способны существенным образом повлиять на ход событий, а порой и изменить его коренным образом.

Справочно: согласно ст. 124 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возмещение понесенных ею расходов по оплате помощи представителя (адвоката) за счет другой стороны исходя из сложности дела и времени, затраченного на его рассмотрение.

Исходя из смысла подп.1.1.8 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь, истцы по делам о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, освобождаются от государственной пошлины за подачу исков, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб по таким делам.

Татьяна Семешко 

адвокат Минской областной коллегии адвокатов

управляющий партнер адвокатского бюро «Ваш ЧАСТНЫЙ АДВОКАТ«

Телефоны: 8(033) 688 6636 (МТС), 8(025) 688 6636 (Лайф), 8(029) 388 6636 (Велком), 8−017−399−66−36. (гор.)

 

←"Хайп от скуки". Подельником Баварца, который угрожал байкерам, оказался преподаватель минского вуза

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика