Хождение по граблям, или Зачем нам этот потребительский мазохизм
Случилась со мной забавная история: достался подарочный сертификат минского универмага Торговый Дом "На Немиге". Так я оказалась в универмаге, где не была уже много лет.
Надо сказать, к этому торговому заведению был у меня пиетет — еще в студенчестве я работала в отраслевой торговой газете. И ТД "На Немиге" в лихие 90-е был не то что флагманом — источником нескончаемого вдохновения для скромного профессионального издания: здесь и показатели, и ассортимент, и новаторство, и социальная защищенность работников. В общем, идеальный такой универмаг.
С тех пор как-то не довелось туда заглядывать — парковаться неудобно, да и покупки как-то старалась делать с оказией, по возможности — не здесь. Но дареному коню, сами понимаете, пломбы не пересчитывают, пришлось идти превращать сертификат в вещи.
Не стану зацикливаться на стойком дежавю, шибающем при входе, вместе с запахом буфета, почему-то витающим во всем пространстве универмага, и грохотом старых эскалаторов.
Скажу только, что с первых минут здесь чувствуешь себя неудобно. Проходы в отделах настолько узкие, что два человека не могут разминуться, не задев друг друга.
Отдел женской одежды — огромное, с хороший школьный спортзал в длину помещение, каждый сантиметр которого забит вешалками и стеллажами с одеждой. Но этому изобилию вы не обрадуетесь — вещи висят так кучно, что раздвинуть вешалки вам не удастся. "Можно руку сломать", — заметила одна консультант, приноровившаяся проскальзывать между покупателями.
В этой братской могиле теряются даже те товары, что представлены вроде бы на отдельных стендах. Через несколько минут вас просто накрывает всем этим тряпьем, а сил раздвигать вешалки, чтобы выцепить там хоть что-нибудь дельное, не остается.
Такой тесноты даже в секонд-хендах давно нет, а разглядеть какие-то модели можно, только если они вывешены где-то на манекене.
Но даже не адская скученность товара меня поразила. В торговом зале, где представлены тысячи и тысячи единиц женской одежды — вся легкая промышленность Беларуси, занимающаяся женским ассортиментом, темно настолько, что рассмотреть то, что вы выбираете, в принципе невозможно. Особенно, если вещь темная — ее просто не разглядеть. Одна из продавцов объяснила лаконично: "экономят".
Возможно, универмаг переживает не лучшие времена и вынужден приглушить освещение. Но разве это выход из ситуации? Следующим шагом, по такой логике, должны стать товары, представленные прямо в тюках (так еще больше поместится), а свет можно не включать совсем.
Я даже не берусь сказать — хорошие там вещи или так себе: не удалось рассмотреть. И примерить тоже — потому что на целый спортзал одежды только пять примерочных, в которые всегда стоит немаленькая такая очередь.
Белорусские СМИ без конца пишут про то, что на нашу легкую промышленность и торговлю наступает западный ритейл, как выбивает он землю из-под ног у наших производителей, добивает его ценами и нахрапистым поведением на рынке. Возможно. Но то, что я увидела — это просто какая-то капитуляция без боя, самоуничтожение.
При том, что цены в ТД совсем не бросовые: хотелось бы, чтобы магазин, предлагающий брюки в среднем за 70-80 рублей, полупальто за 350 и пижаму за 80, как-то все же более уважительно относился к своим покупателям.
Устав толкаться локтями и протискиваться по упавшим с вешалок брюкам и платьям, плюнула я на все и покинула гостеприимный ТД, нормальное освещение в котором есть разве что в центральной части, над эскалаторами — наверное, чтобы посетители ноги не поломали.
А сертификат? Передарю его кому-нибудь другому. Может быть. Хотя мне почему-то кажется, что такой подарок не обрадует.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции