Путешествуем по Европе на внедорожнике и считаем деньги. Часть первая: Польша - Швейцария
В прошлом году AUTO.TUT.BY путешествовал на север Италии на кроссоверах и внедорожниках Land Rover. Почти через год команда из восьми человек вновь отправилась покорять Европу на автомобилях британской марки. Высшей во всех смыслах точкой нашей экспедиции была лучшая, по версии Top Gear, на свете дорога: из Давоса к перевалу Стельвио. Но до нее еще нужно было доехать…
Очередь из 50 машин, пять часов на границе — и мы в Польше
Экспедиция покоряла Европу на Range Rover Evoque, Jaguar F-Pace и Land Rover Discovery 5. Все машины — с самыми мощными в их модельной гамме бензиновыми моторами, так что экономия топлива — это не про них. Минимум 10 литров на трассе у Evoque, 12 литров — у Discovery и F-Pace.
Нас ждали около 5000 км дорог Польши, Словении, Словакии, Венгрии, а также серпантины Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна и Италии. Но попасть в Европу — та еще задача. За час до прибытия на переход в Домачево (это на 50 км ниже Бреста) сайт пограничной службы показывал, что машин там нет. А когда добрались до границы, то дружно встали в очередь из 50 машин.
Парочка особо наглых «проходимцев» пыталась проехать к шлагбауму без очереди, но их развернули молодые пограничники. Больше поползновений оказаться умнее всех никто не предпринимал. Спустя «всего» пять часов наш небольшой караван оказался на территории Польши. С этого момента можно было считать, что покорение Европы началось.
Польша. Дешевая еда и отличные автобаны
«Проскочив» за 5 часов границу Польши, мы отправились на окраину Кракова, где нас ждал отель. Польские дороги годами не меняются: узкие двухполоски являются основными транспортными артериями. Мы решили максимально избавить себя от удовольствия езды по ним, а потому с погранперехода Славатыче устремились на юг — к новой платной магистрали А4.
Около 250 км по дорогам со всеми типами асфальта — от разбитого до ровного, ремонтами и слабым вечерним трафиком — и мы трассе А4. Три скоростные полосы доводят нас до места назначения менее чем за два часа. Удовольствие от езды по платной дороге обошлось в 9,9 злотых (5,2 рубля) с автомобиля.
На польских автомагистралях полный порядок: водители не «висят» в левых рядах при свободных правых. Поэтому все те, кто торопится и едет со скоростью более 140 км/ч, практически беспрепятственно делают это в левой полосе.
С придорожным сервисом на польских трассах полный порядок: в изобилии присутствуют семейные таверны, есть кафе при заправках и просто магазины. Карточки к оплате принимаются везде. Сытно и вкусно отобедать можно буквально за 15 рублей на человека. Все, что не доели, вам завернут с собой. Впрочем, раньше было еще дешевле, а порции с годами стали уменьшаться.
95-й бензин, которым «питались» наши экспедиционные автомобили, в Польше стоит 1,06 евро. И после Беларуси это самая низкая цена в Европе. Чем глубже мы продвигались, тем больше дорожало топливо, так что в Польше заправлялись под завязку, перед тем как попасть в Словакию.
Ночевали в Кракове. Приличный трехзвездочный отель можно найти за 50 евро за одиночный номер. Чуть дороже обходился номер на двоих.
Словакия. Транзитом через красивейшую Братиславу
Второй день ушел на то, чтобы добраться из Кракова в Вену. Выбираем путь через территорию Словакии, хотя есть вариант и с заездом в Чехию — по той же трассе, по которой мы ездили в прошлом году. По времени разницы никакой, хотя путь через Чехию пролегал бы по скоростным автобанам.
Прежде чем ехать в Словакию, нужно купить электронные виньетки (подтверждение оплаты за дороги) — 10 евро на 7 дней — на сайте eznamka.sk. Все, что нужно — это указать номер автомобиля и страну его регистрации. Оплата карточкой. Большинство дорог Словакии — простенькие двухполосные. Хотя сразу после границы и перед Братиславой путников встречает вполне европейский автобан и машина транспортной инспекции, фотографирующая номера въезжающих машин. Если виньетка не оплачена — пригласят на разговор.
Дорога через Словакию живописна: с востока к ней приближаются Татры. В Словакии отличный придорожный сервис. Можем смело рекомендовать ресторан при мотеле Skalka: здесь кормят очень вкусно и дешево. Обед обойдется в 15−20 рублей.
95-й бензин в Словакии стоит уже 1,3 евро — ощутимо дороже, чем в Польше. Так что затраты на преодоление каждого километра выросли.
Австрия. Железный порядок на дорогах и дешевый проезд по ним
На Братиславу, сверкавшую панельными высотками, мы посмотрели со стороны и почти не заметили, как прибыли к границе Австрии. Сразу же на границе нужно сделать остановку и купить виньетки. Стоимость проезда по платным дорогам Австрии в течение 7 дней для одного автомобиля обходится в 8,9 евро. Австрия встретила «частоколом» ветрогенераторов — отличительная черта этой страны.
Отметим, что качество платных дорог в Австрии кардинально не отличается от платных дорог Польши и Словакии, а также от дорог других европейских стран, которые мы посетили. Они сделаны будто по одному проекту. Везде по 2−3 полосы, разрешенная скорость движения на уровне 130 км/ч и шумоотражающие барьеры.
После ночлега в Вене решаем немного прокатиться по городу, заехав к самому необычному строению — дому Хундертвассера. Попутно убеждаемся в том, что европейские столицы и города стали враждебны к персональному транспорту: машину поставить негде. В самом деле, осматривать городские достопримечательности лучше с пассажирского места автобуса.
Отели в Вене значительно дороже, чем в Польше или Словакии. Номер в трехзвездочном отеле обходится уже примерно в 90 евро. Мы не задерживаемся в Вене надолго, хотя впечатление о столице Австрии складывается. Это большой город, чистый, немного запутанный, но со своим дворцом. Быстро фотографируемся на фоне летней резиденции австрийских императоров династии Габсбургов — дворца Шенбрунн — и мчим в Зальцбург.
Дорожная инфраструктура Австрии отличается стройным порядком. Узнать о заправках и местах отдыха можно по дорожным указателям, четко информирующим водителей о приближении к ним. Нередко АЗС, при которых есть кафе или кофейни, находятся на одной площадке с отелем или рестораном. Стоимость питания в Австрии высока: бутербродный перекус обойдется в 15−20 рублей. Полноценный обед вдвое дороже.
Ездят в Австрии аккуратно, строго соблюдают правила дорожного движения. С дорожной полицией не забалуешь, от нарушения не отвертишься, а попытки «поговорить» приводят к увеличению и так немаленьких штрафов.
С Зальцбурга начинается самая живописная и простая для восприятия часть маршрута, которая наверняка придется по вкусу абсолютно всем путешественникам. По мере приближения к Зальцбургу открываются потрясающие виды на Восточные Альпы.
Величественные горы захватывают дух. Причем картинка из окна автомобиля меняется буквально каждые десять минут: горные хребты то подступают ближе к шоссе, то удаляются от него, а у их подножья блестит зеркало очередного озера или живет тихой жизнью очередная деревушка. Сам Зальцбург просто прекрасен в том, что его достопримечательности крайне разнообразны и расположены очень компактно.
По Австрии лучше без автобанов
После Зальцбурга экспедиция Jaguar Land Rover переходит на более расслабленный ритм движения. Мы покидаем автобан и съезжаем на шоссе, идущее вдоль Альп. Австрийцы уникальны в том, что каждый домик и участок вокруг него они предельно гармонично вписывают в зеленый ландшафт и ревностно стерегут фирменный архитектурный стиль, обязательными атрибутами которого являются сложносочиненные крыши и, чаще всего, желто-лимонный колер фасадов.
Путешествуя по Альпам, не нужно искать достопримечательности. Они сами найдут вас. Например, замок Хоэнверфен просто возвышается на шоссе А10. Крепость расположена на скале на высоте 155 метров над землей. Добраться туда можно на фуникулере. Вход платный: 14,5 евро.
На границе земель Зальцбург и Тироль в деревушке Кримль находится самый высокий в Европе каскад водопадов. Сюда съезжаются толпы туристов, чтобы посмотреть на водопад и совершить полуторачасовое восхождение к его вершине. Водопадом можно полюбоваться со стороны, а можно совершить восхождение практически к самому его истоку. Австрийцы просят за это удовольствие 4 евро.
Из поселка Кримль начинается перевал Герлос, ведущий нас в Инсбрук — столицу земли Тироль. Горная дорога Герлос могла бы сразиться за звание самой живописной дороги на свете. С этого серпантина открываются захватывающие виды на Альпы, а мчать по ней одной удовольствие: извилистая полоса асфальта очень широкая, а повороты довольно хорошо просматриваются. Кстати, за сквозной проезд по дороге Герлос нужно платить по 9 евро с автомобиля.
Перевал Герлос стал примерно серединой нашего пути по Европе. Мы проехали через три страны, намотав 2073 км. Позади остались Польша, Словакия, Австрия. А наша экспедиция направилась покорять Европу дальше — впереди еще больше двух тысяч километров по Швейцарии, Италии и возвращение домой. Но об этом — во второй части нашего путешествия.