Сало в бензобаке и пятьдесят джинсов "для себя". Как белорусские таможенники находят контрабанду
«У опытных контрабандистов ни одна жилка на лице не дрогнет» — говорят таможенники пограничного пункта пропуска «Котловка». Работа здесь буквально кипит, через пункт ежедневно проходят десятки легковушек и грузовиков — в некоторых авто спрятаны тонны сала, килограммы одежды и блоки сигарет. И каждый день похож на борьбу: кто окажется опытнее и хитрее — таможенник или контрабандист?
Пятьдесят пар джинсов «для себя»
Как показывает практика, контрабандистом может оказаться любой человек — кто-то случайно, по незнанию, другие — намеренно: для этого достаточно перевозить в багажнике запрещенный к провозу товар.
— Незаконное перемещение через границу товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению, стоимость которых превышает 2 тысячи базовых величин (46 тысяч рублей) — это контрабанда. Выявление таких предметов и товаров — наша ежедневная работа, — официально начинает рассказ начальник таможенного поста «Котловка» Андрей Зайцев.
Самые типичные нарушения, которые допускают люди при пересечении границы — нарушения веса и стоимости перемещаемых товаров, а также сокрытие их от таможенного контроля.
— С литовской стороны сейчас везут товара меньше, чем раньше. Ситуация изменилась после введения в Литве евро: продукты и одежда стали стоить там дороже и людям уже не так выгодно что-то покупать у литовцев. Бывает, что и из Литвы пробуют везти запрещенные товары или продукты питания. За выгодой белорусы едут в Польшу и Украину, — говорят на таможне.
Андрей Зайцев работает в таможне 26 лет. За эти годы он видел сотни нарушителей, находил припрятанный товар в самых неожиданных местах автомобилей.
Из легковушки таможенники вытаскивали по 30−50 кг мяса, но были и «рекордсмены» — как-то белорус рассовал по своему седану 300 кг мяса, еще один умудрился уложить под капот 100 кг сала.
Особое внимание таможенников на границе приковано к старым автомобилям: в них больше, чем в современных авто пустот, в которые можно заложить товар. К тому же, автомобилисты понимают, что провозя контрабанду, есть риск, что машину на границе задержат, а потом могут конфисковать: поэтому проще расставаться с дешевым авто. Есть у контрабандисты и любимые марки автомобилей: Volkswagen Passat, Renault Scenic, Citroen разных моделей.
— Иногда нам приходится разбирать машину. Люди прячут покупки под обшивкой, приборной панелью, в колесах, порогах, воздушном фильтре, между поддоном и двигателем, бензобаке.
Поведение контрабандистов со стажем и обычных людей тоже отличается. Опытные злоумышленники прячут коммерческие партии товара продуманно — часто в полостях авто. Обыкновенный же гражданин не пойдет на то, чтобы глубоко прятать купленный для себя товар.
— Люди хитрят. Находим, например, в машине 50 пар одинаковых джинсов от 42 до 52 размера. А водитель говорит: везу для себя и своей семьи. Начинаем выяснять, а он оказывается по два раза в неделю границу пересекает и возит партии товара, и всякий раз «для себя».
За неполных девять месяцев текущего года в ПП «Котловка» таможенники выявили 417 правонарушений физическими и юридическими лицами, связанных с незаконным перемещением товаров на автомобилях. Сумма изъятого товара составила более 1 млн рублей.
Среди нарушителей примерно одинаковое число перевозчиков из сопредельных стран. Немного больше российских перевозчиков, учитывая тот факт, что достаточное количество товаров следует транзитом через литовско-белорусскую границу из Калининграда в Москву.
— Находили у дальнобойщиков и наркотики под двойным дном прицепа, сигареты, алкоголь. Но чаще всего в прицепе между грузом прячут незаявленный товар. Например, в грузовиках из Калининграда часто находим одежду. А недавно ехал тягач со сборным грузом, а в нем под видом запчастей разобранный спортивный мотоцикл.
«У контрабандистов железные нервы»
— Бывалых контрабандистов выявить непросто: ведут они себя спокойно, на лице ни одна мышца не дрогнет. Не вызывает у них паники и углубленный досмотр, на который отправляют машину — до последнего надеются, что у них ничего не найдут. Но даже когда запрещенный товар найден, истерик они не закатывают и сбежать не пытаются — выдержка железная, — рассказывают о наблюдениях таможенники.
А вот автомобилисты, которые везут товар «иногда для себя» и при этом знают, что нарушают закон, часто выдают себя поведением.
— У кого-то краснеет лицо, другие потеют, начинают суетиться, речь бывает несвязная. Поэтому таможенник или пограничник может задать какой-нибудь неожиданный вопрос, чтобы посмотреть, как человек на него среагирует.
Бывали случаи, что некоторые автомобилисты, чтобы отвести внимание таможенника от перевозимого с нарушением товара, умышленно создают на границе конфликтную ситуацию: в надежде что со скандалистом не захотят связываться, быстро оформят и отправят на выезд. Но на таможне знают о таких «фокусах», идут от противного и крикунов досматривают более тщательно.
«Собака в авто чихает — ищем тщательнее»
В день нашего визита на «Котловку» на пункте пропуска работал кинолог Олег Соболев с овчаркой Лордом. Пес выглядел грозно — очень крупный представитель своей породы, с огромной головой.
— Не бойтесь, он не бросается на людей — дружелюбный. У нас все собаки такие — социализированные, работаем ведь с людьми, — успокоил кинолог и в виде исключения позволил познакомится с псом. — Конечно, мы не даем гладить и играть с собаками людям, приезжающим на пункт пропуска, хотя некоторые просят и лапу дать, пытаются дотронуться и даже угостить чем-нибудь.
Лорд натренирован на поиск наркотиков и взрывчатых веществ. Кинолог проводит его мимо машины, дает обнюхать багажник и салон автомобиля. Похоже, что для Лорда это игра — собака во время работы радостно виляет хвостом. Водители и пассажиры с интересом наблюдают за его передвижем. Работа собаки-ищейки длится всего 30 минут, потом ей необходим перерыв для отдыха.
— В основном люди нормально реагируют на собаку, улыбаются. Хотя, если бы на их месте был человек, перевозящий наркотики или взрывчатку, навряд ли бы он был бы рад.
Кинолог развеял миф о том, что отвести внимание ищейки от запрещенного багажа можно например, с помощью сухой рыбы или ароматной колбасы — на такие запахи собаки не реагируют и с поиска они их не собьют. Реальную помеху для собаки в поиске наркотиков и взрывчатых веществ могут создавать опытные контрабандисты — они рассыпают в автомобиле молотый перец, стиральный порошок, разливают ацетон или уксус.
— Собака вдыхает эти «ароматы» и начинает чихать, тереть нос. А для нас это сигнал к тому, что с машиной что-то нечисто и на нее надо обратить особое внимание, отправить на рентген или в бокс углубленного досмотра.
Двойное дно и сигареты в колесах
Подозрительные для таможенников авто могут отправить в бокс для углубленного досмотра. На «Котловке» их два: один, с рампой и грузовыми весами, для большегрузов, второй — с подъемником, для легковушек.
— Из прицепа грузовика выгружаем товар: перевешиваем, пересчитываем, сверяем с документами. Нарушений достаточно. Например, два месяца назад мы изъяли крупную, на 360 тысяч долларов, партию товара: детскую одежду, сумки, обувь. Их припрятали среди перевозимого товара.
Кстати, разгрузку и загрузку авто оплачивает дальнобойщик, осуществляет ее частная фирма, которая не имеет отношения к ГТК. Водитель не хочет оплачивать? Может разгружать авто сам.
В боксе проверяли фуру из Калининграда, которая везла замороженный шпик. Пока шла проверка, сбоку откровенно скучал водитель большегруза Иван.
— Как мы дожны реагировать на досмотр? Спокойно! Говорят в бокс — значит загоняю. На рентген — значит на рентген. Тут возмущайся не возмущайся задержке, высказывай недовольство — не поможет, даже хуже может быть. Пусть проверяют, я спокоен, потому что знаю, что у меня ничего запрещенного нет, — высказался дальнобойщик.
Водители легковых авто в углубленным досмотрам готовы хоть и не так, как профессиональные перевозчики, но спорить не осмеливаются: молча ждут и наблюдают.
В стороне от красного и зеленого коридоров на «Котловке» стоит металлическое ограждение со знаком радиационной опасности, за которым работает мобильный сканер — рентгеновский инспекционно-досмотровый комплекс «Рапискан» (ИДК). Он уже не наводит ужас на водителей, как это было в 2010-м, когда комплекс только поступил на таможню.
— Водители тогда кричали: «И так после Чернобыля экология плохая, а вы машины просвечиваете, они радиацию излучают и мы заражаемся!», — улыбаются водительским заблуждениям таможенники. — Но конечно, это не так — машины после сканирования не «светятся». Сейчас все спокойно реагируют на ИДК — привыкли. Дальнобойщики даже сами просят отправить их на «ренген» вместо углубленного досмотра в боксе эта проверка проходит быстрее.
Большинство сканируемых автомобилей — грузовики, но при необходимости (как правило, по запросу от таможни, пограничников, следственного комитета) «просвечивают» и легковушки.
— Контрабандисты на легковушках тоже умеют прятать и паковать товар. Один такой как-то удивил: машина ехала медленно, осторожно. Мы ее просканировали, а в ней все ходовые колеса забиты сигаретами.
Андрей Зайцев посоветовал: чтобы автомобилистам не попасть под штрафные санкции на таможне из-за собственной неосведомленности, заранее уточнить в таможне, не нарушат ли они закон, перевозя товар определенного вида и количества.
— Позвоните на горячую линию в ГТК и проконсультируйтесь, зайдите на сайт — почитайте информацию. В крайнем случае, если вы уже на границе, то не заезжая в красный или зеленый коридоры остановитесь, подойдите к таможеннику и спросите, как вам следовать через границу. Ведь если вы уже заехали в зеленый коридор, то в красный вас уже не пустят.