Сергей Варивода: Торговля новыми автомобилями: наличными только чаевые
Изменения в Указ № 493 усиливают контроль за крупными покупками граждан
Принятые полгода назад поправки в сфере регулирования расчетов физическими лицами по крупным сделкам без лишнего шума и гама вступили в силу на прошлой неделе. Речь идет об Указе Президента от 9 марта 2017г. № 71, которым внесены изменения в Указ же от 16 октября 2014г. № 493 «О развитии безналичных расчетов».
И если прежняя редакция 493-го оставляла определенную лазейку автодилерам и их клиентам при совершении оплаты за автомобиль, то с 9 сентября такая оплата возможна только безналичным путем. За исключением случаев, если стоимость покупки не превышает 1000 БВ, то есть 23 000 рублей на текущую дату.
Очевидно, что под ограничения попадают сделки даже в бюджетном сегменте, за исключением совсем уж дешевеньких моделей ВАЗ, Renault и Ravon. С большой долей вероятности новый порядок расчетов будет распространяться и на продукцию местного автопрома, что само по себе может отпугнуть часть потенциальных покупателей внедорожников и седанов Geely. Во всяком случае у потребителя появится еще один аргумент в пользу покупки автомобиля стоимостью менее 1000 БВ.
И этот аргумент заключается не только в стремлении утаить покупку от фискальных органов. Внедрение новых технологий в нашей экономике, к сожалению, ведет не к сокращению затрат бизнеса, а к росту его расходов, которые в конечном счете оплачивает покупатель.
Если прежние прямые затраты автодилера на инкассацию наличной выручки, с которой покупатель приходил в автосалон, составляли 0,1% от суммы платежа, то стоимость безналичных расчетов оказалась существенно выше.
И если ОАО «НКФ «ЕРИП» после долгих, в том числе публичных дискуссий, пообещал со 2 октября снизить плату за платежи автодилерам при покупке новых автомобилей (и только!) до 0,5% от суммы платежа, то вознаграждение за эквайринг при платежах банковскими картами по-прежнему не выдерживает никакой критики.
В зависимости от банка-эмитента пластиковой карты и банка-эквайера ставки вознаграждения находятся в диапазоне 1,0-3,0%.
Другими словами, при средней реализуемой автодилерами цене автомобиля в $ 20 000 затраты на проведение наличных расчетов составляли $20, оплата через ЕРИП обойдется потребителю уже в $100, а комиссия при оплате банковской картой может достигать $400-600!
Справедливости ради следует отметить, что если у вас в штате нет программиста, то за формирование протокола обмена данными, без которого невозможно обеспечить некоторые платежи в ЕРИП, придется отжалеть еще 1% в пользу специализированной компании.
Казалось бы, автодилеры могли бы учитывать способ платежа и дифференцировано формировать цены на автомобили для разных покупателей. Однако лоббисты безналичных расчетов позаботились о ликвидации и этой лазейки. В проекте изменений в Закон «О защите прав потребителей», который уже прошел первое чтение в парламенте, несмотря на возражения бизнес-союзов Национальный банк сумел продавить ст. 9-1, запрещающую формирование различного уровня цен на товары (работы, услуги) в зависимости от формы расчетов.
Очевидно, что при средней маржинальности дилерской деятельности в 6-9% плата за проведение расчетов в размере до 3,0% является несуразно высокой и будет дополнительно включена в стоимость автомобиля. Для всех.
Это к вопросу, почему у нас все так дорого. Потому что инновации внедряем…