5 культовых фильмов о школе, которые стоит пересмотреть
Линейки прошли, начались школьные будни. Чтобы детям и родителям было легче справляться с ними, мы вспомнили несколько воодушевляющих картин, рассказывающих о трудностях и радостях школьной жизни, которые давно стали классикой.
Розыгрыш (1976), реж. Владимир Меньшов
В центре картины — два старшеклассника: негласный лидер класса Комаровский и новенький Грушко, с появлением которого Комаровский начинает сдавать позиции. Пока Грушко пишет песни и собирает группу, Комаровский с друзьями затевает жестокий «розыгрыш», чтобы исправить последствия сорванной контрольной по математике.
Перипетии сюжета многим знакомы с детства, а конфликт поколений и моральный выбор героев не теряют своей актуальности, пусть современные школьники и слушают не Шопена, а Скриптонита. Только если решите показать фильм подросткам, стоит помнить, что при всех достоинствах меньшовский «Розыгрыш» — дитя своего времени и на вкус нынешнего старшеклассника может прийтись слишком идеологически правильным. В таком случае можно посмотреть ремейк картины 2008 года, снятый нашим соотечественником Андреем Кудиненко. Кстати, Дмитрий Харатьян, сыгравший Игоря Грушко в фильме Меньшова (тогда он был ещё просто «Дима Харатьян»), появился и в ремейке: в версии Кудиненко он исполнил роль отца Олега Комарова.
Клуб «Завтрак», реж. Джон Хьюз
Клуб «Завтрак», который можно считать главным американским фильмом про школьников, одновременно умело использует и развенчивает стереотипы. Субботним днём в школьной библиотеке отбывают наказание «спортсмен», «принцесса», «умник», «безнадёжный случай» и «преступник». Проведя вместе несколько часов, представители разных школьных «каст», которые в обычной жизни даже не заговорили бы друг с другом, обнаруживают, что у них гораздо больше общего, чем они могли предположить.
Фильм стал триумфом и для режиссёра Джона Хьюза, и для пятёрки актёров, которые сыграли школьников. После выхода картины они составили основу «Brat Pack» — группы самых успешных молодых актёров 80-ых — и часто снимались вместе в молодёжных комедиях.
Доживём до понедельника (1968), реж. Станислав Ростоцкий
Говоря о классическом школьном кино, не упомянуть картину, подарившую нам самое точное определение счастья в советском кинематографе, невозможно. Полная щемящей грусти история интеллигента эпохи застоя в исполнении Вячеслава Тихонова — фильм, любимый не одним поколением зрителей — может быть, потому, что говорит он не только о нравственных уроках, но и о любви.
У этой картины счастливая судьба: в Госкино сценарий, написанный педагогом по образованию Георгией Полонским, готовы были забраковать, но фильм начали снимать, не дожидаясь разрешения, и сняли рекордно быстро, а уже первые показы среди учителей показали, что «Доживём до понедельника» ждёт успех. Выпущенный в прокат, фильм стал кассовым хитом, завоевал главную награду ММКФ, а позже и Госпремию СССР, а для нескольких актёров стал путёвкой в большое кино.
Общество мёртвых поэтов (1989), реж. Питер Уир
«Общество мёртвых поэтов» не пройдёт тест Бекделя: действие картины происходит в консервативном американском колледже для мальчиков, а главным действующим лицом становится новый учитель-мужчина (про «женскую» версию этого сюжета — фильм «Улыбка Моны Лизы» — мы уже писали). И это может быть единственным недостатком ленты, которая уже почти три десятилетия учит зрителей любить не только литературу, но и саму жизнь.
Даже если вы не смотрели «Общество мёртвых поэтов», вы, скорее всего, видели отсылки к нему в других фильмах или сериалах. Именно после выхода этой картины ушли в народ цитата из Горация «Carpe diem» и строчка из стихотворения Уитмана «О, капитан, мой капитан!», а роль учителя, вдохновляющего студентов жить в полную силу, стала одной из самых запоминающихся в карьере Робина Уильямса и принесла ему номинацию на «Оскар».
Четыреста ударов (1959), реж. Франсуа Трюффо
Конечно, дебютная лента Франсуа Трюффо рассказывает не столько о школе, сколько о детстве, но её поистине культовый статус в среде синефилов и то, что существенная часть действия происходит в школе, позволяют всё-таки включить фильм в подборку. Главный герой картины — «трудный подросток»: он ворует вещи и деньги из дома, плохо ведёт себя в школе, а иногда и вовсе не приходит домой ночевать. Но на экране мы видим не малолетнего правонарушителя, а запутавшегося мальчика, вынужденного справляться с безразличием матери, тиранией учителя и опасностями большого мира. И хотя детство 12-летнего Антуана едва ли можно назвать безоблачным, картина полна свободолюбия и оптимизма.
«Четыреста ударов», мгновенно превратившие 27-летнего Трюффо в режиссёра с мировым именем, — лента во многом автобиографическая. Внимательный зритель обратит внимание, например, на комментарий матери, о том, что мальчик всё свободное время просиживает в кинотеатре и «портит зрение». Позже Трюффо продолжит рассказывать историю своего альтер-эго в картинах «Антуан и Колетт», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг» и «Сбежавшая любовь», так что если герой вам полюбился, вы знаете, что добавить в планы на просмотр.
Бонус: Выскочка (1999), реж. Александр Пэйн
«Выскочка» Александра Пэйна — скорее социально-политическая сатира, чем школьная комедия, но она может стать хорошим подспорьем для того, чтобы начать разговор о прелестях и опасностях перфекционизма. Героиня Риз Уизерспун — школьница с комплексом отличницы, которая претендует на должность президента школьного совета. Её учитель (Мэтью Бродерик) всеми силами старается этого не допустить, подозревая в девушке карьеристку, которая идёт по головам. При этом сугубо положительных персонажей в фильме нет: каждый страдает своей формой обсессии, и в рассуждениях каждого, пускай и полных самообмана, есть разумное зерно.
Именно «Выскочка» принесла Пэйну первую номинацию на «Оскар» (премии киноакадемиков он получит позже — за фильмы «На обочине» и «Потомки»), а Риз Уизерспун — на «Золотой глобус». Сразу после выхода критики окрестили картину «современной классикой», но она отличается от других лент этого списка тем, что не романтизирует школьную действительность, а подтрунивает над ней, и делает это точно и умно. Детям это кино едва ли подойдёт, зато взрослые могут получить от просмотра колоссальное удовольствие.