"Моя лодка, как Maserati". Как после недопуска на Олимпиаду каноист снова стал чемпионом мира
Артем Козырь понес коллективную ответственность, когда мужскую команду по гребле на байдарках и каноэ несправедливо отстранили от участия в Олимпийских играх 2016 года. А ведь считается, что каноист был готов принести Беларуси золото. После победы на втором чемпионате мира подряд Козырь рассказал SPORT.TUT.BY о сложном поиске мотивации, отмене свадьбы и необходимости ради олимпийской мечты уйти из спринтеров в стайеры.
«Чтобы выбраться из кризиса, для начало следовало найти новую мотивацию в спорте»
Пропущенная Артемом Козырем Олимпиада в Рио-де-Жанейро находится в середине временного отрезка, когда каноист дважды выиграл чемпионат мира в гонке на 200 м. Сначала в Милане в 2015 году, затем в чешском городке Рачице в 2017-м. Нынешним августом Артем оказался почти на 0,5 сек. быстрее, чем в прошлый раз.
— Очень рад результату, — признается минчанин. — Было огромное желание победить и тем самым доказать и самому себе, и всему миру, кто на самом деле лучший спринтер на планете и кто должен был выиграть Олимпиаду.
История с отстранением мужской команды по гребле на байдарках и каноэ началась с того, что в апреле 2016-го находившийся на сборах во Франции коллектив подвергся обыску по инициативе антидопингового агентства Парижа, и у одного из тренеров был найден милдронат. Белорусские гребцы сразу же оказались в центре внимания, и им вменяли в вину употребление запрещенного препарата. У пяти из них (братьев Богдановичей, Максима Петрова, Александра Лепешко и Дмитрия Сильченко) действительно были найдены следы мельдония, однако концентрация вещества в организме не превышала норм ВАДА.
Среди них не было Козыря. Он и во Францию-то с командой не ездил, а готовился к Олимпиаде в Бресте под началом братьев Радомских — Олега и Игоря.
— В Спортивном арбитражном суде (CAS), где защищались интересы команды, мой случай никого не волновал. Поехал туда с ощущением, что я самый невиновный, но мне и слова не дали проронить в свою защиту. Не вызвали к трибуне. Обидно. Смешно. Только выиграл чемпионат мира, с допингом проблем никогда не было. В этом году тоже сдал уже четыре допинг-пробы. Их анализ показал отрицательный результат. Так почему я не поехал в Рио? Писал письма президенту Международной федерации каноэ Хосе Перурену Лопеса. Они остались без ответа. Ладно бы не выиграл Олимпиаду! Тут мог бы винить только себя. Но пусть бы попробовал…
Ситуация осложняется тем, что коронную дистанцию Козыря — короткий спринт, после Рио-2016 исключили из программы Олимпийских игр, заменив ее на заезд на 1000 м. В молодежном возрасте на «тысяче» Артем не был достаточно хорош и с 2011 года не соревновался на этой дистанции.
Другими словами, Игры в Рио были лучшей возможностью для Артема стать олимпийским чемпионом.
— Лишь десять процентов из ста оставлял на то, что не смогу быть первым, — говорит он. — Помешать мне выиграть золотую медаль могли только погодный фактор либо запоздалый старт.
А ведь до того, как Международная федерация каноэ бросила тень сомнения на чистоту белорусской гребли, с победой на Олимпиаде Козырь связывал большие планы.
— За победу на Играх дают очень хорошие деньги (150 тысяч долларов в Беларуси — Прим.ред.). Призовые хотел потратить на покупку квартиры и новой машины, открытие собственного тренажерного зала, где бы дальше работал. Еще думал жениться! Недопуск на Олимпиаду сильно подкосил меня. Руки опустились… О какой семье можно говорить, когда у меня ничего нет? Чтобы выбраться из кризиса, для начало следовало найти новую мотивацию в спорте.
«Мысли об отнятом шансе на олимпийскую мечту никуда не делись»
В последние годы Артем Козырь большую часть работы по подготовке на 200 м проводил самостоятельно. Тренировался по программе наставника сборной по гребле на байдарках и каноэ Владимира Шантаровича, которая привела его к успеху в 2015 году. В сборной Козырь закреплен за тренером Николаем Банько, но чаще находится под присмотром у первого и личного тренеров по гребле — Георгия Юхновича и Геннадия Лисейчикова, соответственно.
Пройти путь ко второй победе на чемпионатах мира после разочарования, связанного с Рио-2016, Артему было непросто. Тем не менее, он не последовал примеру Шантаровича, который признался, что переживал настолько сильно, что после раздачи белорусских лицензий гребцам из других стран выпивал на протяжении одной-двух недель.
— Старт «двухсотметровки» в Рио-де-Жанейро проходил 17 августа 2016 года. Еще 16 августа вечером у меня была тренировка. Верил до последнего, что вот за мной приедут и в индивидуальном порядке отправят в Бразилию. Отсутствие времени на акклиматизацию в таком случае не волновало. Было чувство, что сразу по прилету «разорвал» бы всех и дал бы результат! За счет злости, которая накопилась, за счет адреналина.
Смотреть по телевизору олимпийский турнир по гребле Козырь, конечно, не стал. В сентябре 2016-го он отправился в отпуск в Турцию, а по возвращении начал готовиться к новому сезону.
Правда, судя по результату на чемпионате Беларуси 2017 года, где Козырь стал вторым в заезде на 200 м и не завоевал прямую путевку на «мир», к началу лета восстановиться ему еще не удалось.
— Мысли об отнятом шансе на олимпийскую мечту никуда не делись, — сетует Артем, по образованию — спортивный психолог. — Видимо, они так и останутся со мной до конца жизни. Я такой человек, что мне трудно выплеснуть эмоции. Держу их в себе, и хочется вернуться назад, все переиграть.
Подготовка на таком фоне проходила тяжело. Потерял цель, а новую все никак не мог поставить. Она появилась всего за пару месяцев до ЧМ-2017. Когда проиграл первенство Беларуси, это раззадорило меня. Спросил себя: «Что ты делаешь? Ты хотел выиграть „мир“, но рискуешь даже не попасть на него!» Меня пугали контрольным оборочным стартом для того, чтобы отобраться на чемпионат. Его в итоге не было, но толчок, пинок для работы над собой получил.
Так как дистанция 200 м перестала быть олимпийской, можно было сразу перейти к подготовке на 1000 м с прицелом на Токио-2020. У Артема было несколько причин не торопиться с решением.
— Срок выплаты стипендии по коэффициенту для чемпиона мира истекал, поэтому в Рачице важно было продлить ее, — говорит он. — Не факт, что всего за год работы смог бы претендовать на победу на «тысяче» на мировом первенстве. Перестраховался, продлив спринтерскую карьеру на год.
Артем надеется, что братья Радомские из Бреста станут теми людьми, которые помогут ему трансформироваться из спринтера в стайеры и остаться конкурентоспособным гребцом. Все-таки Шантарович, как ни крути, больше занят делами байдарочников.
— Если бы гонка на 200 м оставалась олимпийской, я и не парился бы. Готовился бы так, как делал это всегда. На «двухсотметровке» знаю, как буду проходить дистанцию при любой погоде и ветре, как сделаю 55-й, 56-й и следующие гребки. А сейчас, стоя перед новым вызовом, могу честно признаться: понятия не имею, как практически прийти к высоким результатам на «тысяче»!
В юношеские годы был не готов к ней, физически не развит. По меркам нашего спорта был еще мальчиком. Называли меня худым и слабым. Сейчас говорят, что для «тысячи» я полноват и что нужно худеть. Я не согласен. Достаточно будет изменить состав мышечных волокон. Вопрос биохимии, которую в белорусском спорте мало кто понимает.
«Если бы у меня по-настоящему получалось в Dota 2, уже клацал бы по мышке»
Своим козырем, то есть сильной стороной, Артем называет внутренний стрежень, который позволил ему выстоять, когда в возрасте 20 лет в нем не видели перспектив и выгоняли из нацкоманды. Затем гонку на 200 м включили в программу Игр в Лондоне и Рио-де-Жанейро. Да, в таком статусе дистанция пробыла недолго, зато, в конце концов, сохранила для белорусской гребли Козыря.
— Для меня спринт был коротким путем попасть на ставку в Минспорта. Помню, как в Кубке Беларуси в 2011 году стартовал на трех дистанциях. На 1000 м был шестым, на 500 м — первым, на 200 м — вторым. Упор решил сделать на «двухсотку» из-за Олимпиады. А будь тогда в программе Игр «тысяча», возможно, завязал бы со спортом.
Свободное время Козырь часто проводит в компании любимой девушки. Любит поиграть в компьютерные игры, среди которых Dota 2. Рейтинг у него не очень высокий — около 3000 MMR. Для сравнения, у прыгуна в высоту Максима Недосекова 4500 MMR.
— Я возмущен тем, что турниры по компьютерным играм набрали популярность и имеют какие-то невероятные призовые фонды, — не скрывает каноист. — Команда чемпион The International 2017 получила 10,8 млн долларов. Офигеть можно! Я тут корячусь, извините за выражение, и ничего. Если бы у меня по-настоящему получалось в Dota 2, уже клацал бы по мышке. Прости, гребля!
В гребле Артем Козырь с 12 лет. До этого занимался акробатикой, плаванием, таэквондо, волейболом, футболом и три года отдал хоккею.
— На греблю мама сначала не пускала, но как не пойти, когда двоюродный брат настойчиво звал? После первого раза, когда я спрашивал разрешение у мамы, на второй пошел на тренировку без ее ведома. Был жаркий летний день 1 июня 2002 года. Мне дали лодку, весло и жилет. Ни разу не упал в воду. Сначала занятиями в летнем лагере с питанием, а затем и своей базой школа гребли в районе улицы Орловской, которой уже нет, смогла заинтересовать. Там были и спортивный зал, и бассейн, и тренажерный зал. Спустя две недели после начала тренировок занял шестое место среди двенадцати человек. Пятнадцать лет с тех пор прошло.
На базе минской областной СДЮШОР профсоюзов среди старых лодок Козырь с легкостью находит ту, на которой впервые спустился на воду. Теперь он ездит на лучшем, что есть в гребле на каноэ.
— Моя лодка, как Maserati в автомире. Нет, в Maserati ни разу не сидел, но по ощущениям индивидуальные настройки и там, и там делают разницу в классе. Настраивал лодку как раз вместе с братьями Радомскими и Игорем Михутой, заведующим кафедрой спортивных дисциплин и методики их преподавания Брестского государственного университета им. Пушкина. С помощью датчиков было найдено положение, в котором удается контролировать баланс и задавать правильное движение — не вниз, а вперед при гребках. Затем прикрутили планочку-упор под согнутую в колене ногу и установили под углом подушку под вторую ногу. То есть зафиксировали позицию в лодке.
Думаю, что моя лодка круче, чем мой автомобиль. Езжу я на Audi А3 2005 года выпуска. Быстрая машина и, что интересно, сейчас находится в одном ценовом диапазоне с моей лодкой.
Кстати, вместе с Михутой на ЧМ-2017 мы впервые провели анализ соперников по финалу по их предварительным заездам. Оценили, с каким темпом и прокатом они шли, посчитали количество и мощность гребков по ходу гонки. Это значительный вклад в успех, как и помощь со стороны братьев Радомксих. Они предоставили мне новое оборудование — облегченное весло, более жестко и активное в работе.
В соцсетях Артем Козырь не очень активен. В Instagram уж если и размещает фото, то обычно без подписи. Впрочем, там все же нашелся экземляр (см. фото выше), где текст усиливает восприятие изображения и подчеркивает дух победителя каноиста.
— Сам снимок подсказал текст подписи, — будто оправдывается Артем. — Оно напомнило мне мем из интернета с теми самыми словами. Характеризуют ли они меня? Конечно, иначе я бы не стал их использовать. Когда человек два раза выиграл чемпионат мира, видимо, он все-таки чего-то стоит. Другое дело, что текст был расчитан на друзей. В нем читается ироничное отношение к жизни. Я и не думал, что мой пост в Instagram привлечет внимание журналиста. Не знаю, может, теперь надо переписать текст и заменить ругательное слово на что-то из его синонимичного ряда. «Великолепный» — как считате, так подойдет?.. Тогда так: «Великолепный денек. Но не такой великолепный, как я».