Как долго продлится подъем белорусской экономики?
Белорусское экономическое чудо медленно, но все же поднимается с колен на ноги. В 2017 году инфляция значительно снизилась, рентабельность организаций неожиданно выросла. Но тем звонче отдельные тревожные звоночки.
В 2017 году Национальный банк семь раз принимал решение о снижении ставки рефинансирования, которая с 13 сентября составит уже 11,5%. Такого постоянного и планомерного снижения стоимости денег в Беларуси еще не было. На фоне других положительных тенденций экономики, которые постоянно транслируются в уши белорусских граждан, в целом картина белорусского экономического чуда выглядит довольно позитивно.
Уменьшилась доля убыточных предприятий и доля убытков в целом. Чистая прибыль организаций и вовсе увеличилась почти в 2,5 раза. Вырос экспорт, увеличились реализация и рентабельность, снизились складские запасы. Вроде все позитивно. Но все же отдельные показатели функционирования белорусской экономики вселяют серьезную тревогу относительно нашего будущего.
В первую очередь это касается рублевой массы. Согласно данным аналитического обозрения Нацбанка, средняя рублевая денежная масса за январь-июнь 2017 года составила 11,1 млрд рублей. Относительно января-июня 2016 года она выросла на 27%. Это очень много. Достаточно сказать, что в аналогичном периоде 2015 года, как раз накануне обвала белорусского рубля, рост рублевой массы был в два раза ниже - в районе 13%.
Конечно, последний обвал белорусской экономики был во многом обусловлен внешними явлениями, в том числе быстрым снижением стоимости нефти и падением российского рубля, но и белорусская экономика оказалась более чем уязвима перед этими вызовами.
Сегодня положение нашего основного торгового партнера улучшается. На текущей неделе Минэкономразвития России даже улучшило свой прогноз по развитию экономики до 2020 года. Теперь в России и нефть ожидают более дорогую и, соответственно, рубль более крепким. Благосостояние соседа, который является нашим основным внешним потребителем, гарантирует и нам стабильность, но это совершенно не значит, что этим можно злоупотреблять.
Банковская статистика свидетельствует, что население Беларуси активно сдает валюту и предпочитает сегодня хранить деньги в белорусских рублях.
Так, сбережения населения в банковских вкладах в национальной валюте за январь-июнь 2017 года увеличились на 726,5 млн рублей, в том числе только за июнь 2017 - на 452,4 млн рублей. При этом валютные сбережения физических лиц уменьшились на 68,5 млн долларов.
С одной стороны это довольно позитивная тенденция, свидетельствующая о том, что население стало больше доверять национальной валюте. Но все мы помним, что это доверие, какими бы усилиями оно не создавалось, может рухнуть буквально в один день. С учетом роста ВВП и текущей девальвации мы сегодня имеем чистый и ничем не обоснованный рост рублевой массы в районе 16%. А ведь еще указание президента не выполнено по росту заработной платы населения до средних 500 долларов в эквиваленте, для которого сегодня опять же нет никаких предпосылок. Это значит, что по итогам всего 2017 года рост рублевой массы будет еще более значительным. Часть этих денег съест выросший внутренний спрос, что-то поглотят банки, но этого не хватит, чтобы нивелировать давление на экономику. Да, пока с Россией все хорошо, скорее всего, будет хорошо и с нами. Будем брать новые кредиты, чтобы погасить старые, будем просить ценовые преференции по газу и нефти, будем усиленно продвигать в России свою продукцию. Все будет хорошо, пока будет поддержка от старшего брата. Но стоит лишь чему- то разладиться в союзном механизме, как могут начаться проблемы.
Конечно, рост рублевой денежной массы, пусть и такой значительный, сам по себе не способен подорвать экономику. Здесь действует множество факторов. Но все же лишние деньги всегда были основным источником опасности.
Внушает опасение и по-прежнему высокий уровень просроченной кредиторской и дебиторской задолженности белорусских предприятий, которые несмотря на положительную динамику основных финансовых показателей почему-то не только не спешат рассчитываться с проблемными долгами, а напротив, увеличивают их.
Так, согласно данным Нацбанка, просроченная кредиторская задолженность на 1 июня 2017 года составила 6,9 млрд рублей и по сравнению с 1 января 2017 года увеличилась на 1,7%, просроченная дебиторская задолженность на эту же дату составила 7,1 млрд рублей, увеличившись с начала года на 3,25%.
При этом доля организаций, имеющих просроченную задолженность, по-прежнему остается весьма значительной. По состоянию на 1 июня просроченную кредиторскую задолженность имели 64,9% организаций (на 1 января 2017 года было 64,4%). Просроченная дебиторская задолженность наблюдалась у 75,7% (на 1 января 2017 года было 75,2%).
Получается непонятная ситуация для белорусской экономики. С одной стороны белорусский рубль демонстрирует удивительную стабильность при значительном росте денежной массы. А с другой - белорусские предприятия продолжают накапливать проблемные долги при том, что дела у них идут все лучше и лучше. Что все это значит, понять пока сложно, но чем больше в экономике необъяснимых явлений, тем сложнее прогнозировать дальнейшее развитие событий и тем больше вероятность неожиданных неприятных сюрпризов.