"Импульс-2" снова протестует: Пострадали мы и государство, знаем, кто выиграл
И старый «Импульс», и новый, построенный за средства дольщиков, но так и не введенный в эксплуатацию «Импульс-2» — в апреле по распоряжению президента обрели нового хозяина — компании «Тапас» и «Магнат Трейд». Как следует из распоряжения, два здания торгового центра переходят с рассрочкой оплаты до 3 лет. Недавно не введенный в эксплуатацию «Импульс — 2» оценили. Дольщикам, а их 180 человек, по их подсчетам вернут не больше десятой части вложенного. Сегодня люди собрались, чтобы подписаться под жалобой в Генеральную прокуратуру.
— Власти с нами не общаются, не встречаются — не понимают уже люди, что делать, — говорит один из дольщиков, Геннадий. — Мы продолжаем писать, все еще надеемся, что с нами сядут за стол переговоров. Здание оценено в 10−15 раз дешевле, чем мы в него вкладывали, деньги в бюджет поступят только в течение трех лет. Дольщики теряют, государство теряет — кому это все нужно было, чей это сговор? Чиновники сделали распоряжение, в котором не учтены ни интересы государства, ни наши — кто его провел, что за люди? Хотелось бы видеть официальный ответ на этот вопрос. Итак знаем, кто выиграл — «Магнат-Трейд», те же люди, что в «Тапасе». После того, как первый «Импульс», переданный «Тапасу» закроют на реконструкцию, тех, кто работает в нем, переведут в наш «Импульс-2», оформленный на «Магнат-Трейд». Уже людям из первого «Импульса» об этом рассказали, мол, не беспокойтесь, рабочие места у вас будут. А что нам делать? Нас отфутболивают из Администрации в Госкомимущество, из Госкомимущества — в Администрацию.
— Я платил за квадратный метр 1,5 тысячи долларов, но большинство платило 2−3 тысячи, и даже 5 тысяч. Здание в центре Минска, готовое на 95% оценили в 380 долларов за квадратный метр. Мы получим в лучшем случае по 200 — через три года, — приводят примерные расчеты дольщики. — И до сих пор неизвестен даже механизм возврата. Как-то еще нужно будет оказывать, что наши деньги по предварительным договорам вкладывались именно в строительство здания, а не на что-то другое.
Текст жалобы в прокуратуру крайне эмоционален. Но итоговая часть звучит так: «Если необходимо, просим принести протест в порядке надзора и обратиться от нашего имени в Конституционный суд Республики Беларусь для оценки соответствия Распоряжения президента Республики Беларусь от 27 марта 2017 года № 51рп Конституции и нормативным актам Республики Беларусь, в части, касающейся нашего вопроса и внести изменения в приложение № 4 вышеуказанного Распоряжения президента Республики Беларусь.
Содействовать нашим законным правам: зарегистрировать наконец право собственности на оплаченные торговые павильоны, которое не можем реализовать с 2014 года. И избавить нас от дорогих судебных тяжб. Ни денег, ни сил нет».
Как это было
Двенадцать лет назад завод МПОВТ решил реконструировать часть своих зданий в центре Минска. В одном из зданий уже успешно работал торговый центр «Импульс». Проект «Импульс-2» (переходная галерея с торговыми помещениями) обещал быть весьма прибыльным. Строить доверили компании «Фарт Плюс» — она выступает инвестором проекта. Предварительные договоры с покупателями торговых помещений датированы в основном 2010−2013 годами.
В мае 2013 года «Импульс-2» готов на 95%. Тогда же становится известно: у застройщика — завода МПОВТ и инвестора — «Фарт Плюс» — неразрешимый конфликт. МПОВТ консервирует объект и расторгает инвестдоговор с «Фарт Плюс».
С этого времени 180 дольщиков (в основном — граждане Беларуси, но есть и ИП, и юрлица), купившие помещения, остались в подвешенном состоянии. TUT.BY писал об этом: они записывали обращения, они писали коллективные письма: помещение построено за наши деньги, отдайте нам наше!
Президент тогда обратил внимание на протест, была создана группа, которая решила: людям нужно вернуть деньги. Дольщики были освобождены от госпошлины при подаче исков о возмещении затрат. Деньги предполагалось возвращать на основе судебных решений.
Пару дольщиков подавали в суды, но суды решили, что договоры с «Фарт Плюс» действительны, а значит, деньги людям не полагаются.
Остальные ждут, что с ними все-таки рассчитаются. И оптимальным по-прежнему видят не расчет деньгами, а передачу оплаченных метров.