"Иногда мне снятся сны, что я ломаю ногу". Артист балета - про нагрузки, конкуренцию и травмы
В репетиционном зале балет далеко не так красив и легок, как на сцене. За кулисами это нагрузки, как у спортсменов, жесткая самодисциплина, трепет при наборе веса, конкуренция и травмы. GO.TUT.BY побывал на репетиции ведущего солиста Большого театра Беларуси Константина Героника и расспросил его про балет не как изящное искусство, а как физически трудное ремесло.
«Нам нельзя сильно накачивать мышцы, это будет некрасиво»
Балетная труппа Большого театра начала подготовку к новому сезону. Неделю назад артисты вышли на первую репетицию после 45-дневного отпуска. Теперь каждый их день расписан по часам. Он начинается в 10.00 с урока классического танца. Разогрев мышц в течение 45 минут или часа, затем репетиции. У ведущих солистов они могут быть до 14.00, потом с 15.00 до 16.00 и с 18.00 до 21.00. Итого 8 часов в день.
— Количество репетиций зависит от репертуара. Если у ведущего солиста в месяц по 6−7 спектаклей, он будет занят практически целый день, — рассказывает Константин Героник. — У нас бывает, что и обеда нет. Просишь репетитора, чтобы отпустил поесть.
Физические нагрузки у артистов балета, пожалуй, не меньшие, чем у спортсменов. Репетиция, как тренировка — целый день в поту. Поэтому занятий в зале и выступлений на сцене обычно хватает, чтобы держать тело в форме.
— Когда мало спектаклей, я делаю упражнения дома: планки, пресс качаю, отжимаюсь. Подписан на каналы про фитнес на YouTube и в Instagram. Нам нельзя сильно накачивать мышцы, это будет некрасиво. Фитнес сушит тело, делает стройным.
Диетами Константин себя не изнуряет, рацион у него простой. Утром овсяная каша, творог, бутерброд с чаем. В обед суп, котлета из театральной столовой, гарнир. В течение дня в пище он себя не ограничивает, но после 6 вечера старается не есть.
— Лучше выпить воды, когда появляется чувство голода, это действительно помогает, — говорит танцовщик. — Если буду много есть, начну поправляться. В отпуске, когда ничего не делаешь, можно набрать 2−3 килограмма. А потом тяжело прыгать.
Как и у спортсменов, у артистов балета часто бывают травмы. Страдают в основном плюсневые кости, колени, спина. Косте в этом плане повезло: серьезных травм у него не было. Тем не менее у него «всегда что-то болит».
— Можно сказать: если ты просыпаешься и у тебя ничего не болит — значит, ты умер. Это у нас, у артистов балета, так. У меня много репетиций, к концу дня хочется просто хлопнуть дверью и уйти. Но с утра ты опять приходишь и продолжаешь работать.
Героник всегда тщательно разогревается у станка: чтобы не получить травму, нужно хорошо прорабатывать тело. Но подспудный страх все равно есть. А как иначе, если одно неудачное приземление может поставить крест на карьере.
— Мне иногда снятся сны, что я ломаю ногу. Просыпаюсь резко, щупаю себя — все нормально, слава Богу, — признается танцовщик.
«Чтобы быть лучшим, надо работать больше всех — вот простое правило»
Константин Героник родился в «танцевальной» семье, и сам занимается танцами с раннего детства. В балете он с 10 лет, с тех пор как поступил в 5-й класс Белорусской хореографической гимназии-колледжа.
— Я всегда любил танцевать, — вспоминает Константин. — Мне родители говорили, что с детства был неугомонным, и было понятно, куда я пойду. Но в хореографическое училище меня отвела бабушка, когда родители были на гастролях. Они по себе знали, что профессия очень сложная, не хотели отдавать. Бабушка им рассказала, уже после того, как меня взяли.
Про детство Константин говорит: его практически не было. Он уходил из дома в училище в 7 утра и приходил в 7 вечера. Только летом можно было вдоволь поиграть с друзьями. К счастью, сверстники его увлечение балетом не высмеивали.
— Правда, многие думали, что я хожу на пуантах. Какие пуанты, вы что? Это девушки танцуют в пуантах, у ребят специальные балетные туфли.
«Балетные» живут в танцклассах с детства и прочно усваивают два урока. Во-первых, — терпеть боль. Во-вторых, — очень много работать.
— Надо у станка отрабатывать. На репетициях отрабатывать. После репетиций оставаться. Конкуренция есть в любом театре. Всегда на уроке занимаешься, и рядом стоят ребята, которые хотят быть лучше тебя, и ты хочешь быть лучше них. Чтобы быть лучшим, надо работать больше всех — вот простое правило, — говорит Героник.
Правда, замечает он, девушкам в балете еще сложнее.
— Балет — это боль, это каждодневная пахота. Но мужчинам проще. У женщин и конкуренция выше, и травм больше. За красотой на сцене стоят мозоли от пуантов, переломанные мизинцы, постоянные диеты. Когда девушки начинают набирать вес, нам это не в кайф, — смеется артист.
«Ты не имеешь права не закончить вариацию, недотанцевать»
— Иногда что-то делаешь, у тебя не идет. Тысячу раз пробуешь, приходишь в раздевалку весь в поту. Бывает, что даже до слез доходит, — делится трудностями профессии Костя. — Но на сцене ты в образе, в другом окружении, как в сказке.
Героник в театре восьмой сезон. Самые технически сложные роли в его репертуаре — это партии Базиля в «Дон Кихоте» и Фрондосо в «Лауренсии». Но какой бы изматывающей ни была партия, артист должен станцевать ее до конца.
— В зале на тебя смотрит тысяча человек или даже больше. Ты не имеешь права не закончить вариацию, недотанцевать. Есть у тебя силы или нет — в любом случае дотанцуешь.
Спрашиваем, узнают ли его на улице, и не гоняются ли за ним поклонницы.
— На улице не узнают, я хожу в кепке и очках, — смеется Героник. — Но в социальных сетях после спектаклей всегда поздравляют и благодарят.
Век артистов балета недолог — 20 лет. Уже в 40 они выходят на пенсию и, как правило, начинают жизнь заново. Константину Геронику всего 26, но он уже примерно знает, чем будет заниматься, когда уйдет со сцены: возможно, откроет свою школу или продолжит работать в театре репетитором. Вне балета Костя себя не видит.
— Я с 10 лет этим занимаюсь и получаю от этого наслаждение, — говорит он.