Владелец электрокара из Витебска создал две заправки для всех путешественников
Обладателей машин с электродвигателями немного даже в масштабах страны — около полусотни. В северном регионе таких автовладельцев можно пересчитать по пальцам одной руки. 31-летний витебский экскаваторщик Сергей Лосев — в их числе. Почти два года он ездит на электрическом Nissan Leaf.
Обзор рынка
Одна из преград на пути массового приобретения электромобилей — цена. По сравнению с бензиновыми аналогами транспорт на электродвигателе стоит в 1,5−2 раза дороже. Аккумуляторные батареи — половина стоимости электромобиля.
Выбор электрокаров в Беларуси пока невелик, и большинство привозят из США, это связано с особенностями обслуживания аккумуляторов. В Западной Европе они фактически сдаются в аренду взамен на обслуживание в течение нескольких лет у определенных дилеров. Из Америки — без привязки к сервисным центрам.
В Беларуси встречаются Nissan Leaf, Ford Focus Electric, Chevrolet Spark EV и гибридный Chevrolet Volt. BMW i3 и модификации Теsla — диковинки из-за огромной, по нашим меркам, стоимости. На одном из популярных интернет-сайтов по продаже машин на момент подготовки статьи было 7 Nissan Leaf по цене от 12 до почти 17 тысяч долларов (экземпляры 2013−2014 годов выпуска). Гибридный Chevrolet Volt 2012 года, — единственный, который можно смотреть на месте, стоит 13,5 тысячи. В одном экземпляре BMW i3 2014 года — за 44 тысячи. Модификаций Теsla в Минске лишь несколько — цены стартуют от 50 тысяч долларов.
К слову, недавно в Китае выпустили самый дешевый в мире электрокар — за 5 тысяч долларов. Вопрос лишь в том, когда он появится на нашем рынке.
Плюсы и минусы
Специалисты утверждают, что электромобили идеально подходят для поездок в пределах 100 километров. При длительных возникает необходимость подзарядки в пути, что и является основной проблемой. Ведь у большинства относительно бюджетных электромобилей запас хода не более 150−180 километров, у Tesla — 400−500.
К тому же, автономность работы электромобилей в холодную погоду снижается еще на 20−25%, а в сильные морозы — до 50%. С другой стороны, у автомобилей на электротяге есть существенный плюс: зимой они заведутся в любую непогоду. К слову, уменьшают запас хода и городские пробки: постоянные разгоны и торможения быстро садят батарею.
Сеть электрозаправок в Беларуси пока развита слабо: стационарных — не более десятка, еще примерно столько же мест, где «разрешают» подзаряжаться от обычной электросети или где энтузиасты сами установили зарядные станции.
Для «заправки» электромашин требуется намного больше времени, чем для машин с ДВС. От домашней розетки на это надо 8−12 часов, на электрозаправке — не менее 3−4 (на многих процедура бесплатна).
Достоинство электротяги — высокая мощность двигателя, который сразу выдает заявленные производителем «лошадки».
Бесшумный и быстрый
Nissan Leaf витебчанина Сергея Лосева 2013 года выпуска. Не режет глаз футуристическим дизайном, как Tesla, но привлекает внимание стильным динамичным силуэтом. Формально электрический хетчбэк можно отнести к гольф-классу и сравнить, например, с Peugeot-206.
Вместо ключа — кнопка Power. Одно нажатие — и машина завелась. Хотя слово «завелась» тут неуместно: зажигается приборная панель, и больше ничего не происходит, не крутится, не вибрирует и не шумит. Но машина уже готова к движению.
Справа от водительского сиденья — большой экран бортового компьютера, куда выводится огромное количество информации, и «коробка передач». Педали две: газ и тормоз. Набор скорости происходит быстро, что вжимает в сиденье.
При этом электромотор лишь тихонечко гудит, напоминая звуки из фантастических фильмов. В нем лишь 109 л. с., но секрет хорошей динамики прост: в электромоторах (в отличие от бензиновых или дизельных двигателей) максимальный крутящий момент достигается уже с первых оборотов. Разгон до 60−70 км/ч всего за 4−5 секунд, до сотни — за 10.
— Об электромобиле я узнал случайно из интернета, — рассказывает Сергей. — Увидел и загорелся. До этого ездил на Peugeot-107 и BMW 525-й серии, но они несравнимы с электромашиной — ни по динамике, ни по комфорту. Два года собирал деньги и, в конце концов, купил.
Сергей, которому сейчас 31 год, всерьез задумался, как облегчить жизнь себе и помочь другим владельцам электромобилей. По специальности он инженер-механик и с техникой на «ты»: приобрел за несколько сотен долларов нужные электродетали и сделал возле своего частного дома на окраине Витебска и у знакомых в Шумилино относительно быстрые электрозаправки, которые открыты для всех путешественников. Также он перешел на дифференцированный тариф оплаты электроэнергии: ночью она значительно дешевле.
Почти за два года эксплуатации наездил 35 тысяч км, а запас аккумулятора при этом уменьшился всего с 91% до 86%, средний запас хода сейчас — 150−160 км. Даже после «смерти» батареи, по словам Сергея, еще много лет можно ездить на небольшие расстояния или купить аккумулятор б/у с мощностью под 90% за 1,5−2 тысячи долларов.
— Бояться электромашин не надо, — считает автомобилист. — Если бы была нормальная сеть электрозаправок, вообще ничего мудрить не надо, а главное — можно забыть про огромные траты на топливо и техобслуживание. Подвеска здесь простая, почти за два года в машине ничего не сломалось, не считая пыльника. Даже тормозные колодки еще долго менять не понадобится, так как торможение происходит двигателем. Никогда не прогорит выхлопная труба, не нужно регулярно менять масло и фильтры. Отсутствует дорогостоящее обслуживание двигателя и топливной системы, из-за которой все проблемы. Впечатляет экономия. Переводил свои затраты на электричество по нынешним тарифам на 95-й бензин. Получается, что «трачу» около 700 г топлива на 100 км пробега летом и до 1,5 литра зимой. И это с работой всего оборудования!
Будущее в настоящем
— За электромобилями не будущее, а настоящее, — убежден Сергей Лосев. — Жаль, что у нас так долго приходит понимание этого. Например, я специально обращался в один из магазинов «Корона» с просьбой установить рядом электрозаправку. Цена вопроса — не более 1,5−2 тысяч долларов, но мне отказали, сославшись на «нецелесообразность». Очень жаль. В Европе и Америке государство дотирует покупку электромобилей и предоставляет их владельцам множество преференций.
Несмотря на все сложности, Сергей уверен, что его следующий автомобиль будет только электрическим. В идеале — Tesla.
К слову, в ближайшее время должны презентовать первый белорусский электромобиль, который создается как седан С-класса Geely SC7. Сейчас для него разрабатывают отечественные батареи и двигатель. Ожидается, что дизайн автомобиля не изменится.
Мнение
Александр Борисович, главный конструктор ОАО «Витязь»:
— Наше предприятие освоило выпуск электрозарядных станций для электромобилей. Цена — около 2 тысяч долларов, что намного дешевле импортных аналогов. Но заказов пока нет, хотя ведем переговоры об установке станции с торговой сетью «Евроторг» и минским предприятием «Парковки столицы».
Справка
В Беларуси разработана концепция по развитию придорожного сервиса, рассчитанная до 2020 года. Согласно ей в Беларуси запланировано строительство новых АЗС, в том числе электрозаправок. По информации Минтранса, нашелся инвестор, который предлагает создать около 20 электрозаправок на трассах М1 и М2, а всего — до 500. Возможно, для этих целей привлекут кредиты международных банков. Недавно руководство «Белоруснефть» заявило, что в планах компании до 2020 года поставить 40 зарядок для электромобилей.