Убийство подруги, вагина и "Игры престолов". Триумфы и герои минского театрального сезона
Не дожидаясь осени, некоторые столичные коллективы открыли новый театральный сезон. А значит эта неделя — последняя возможность подвести итоги сезона 2016/2017. В обзоре AFISHA.TUT.BY — лучшие минские спектакли, актеры и режиссеры, на которых стоит обратить внимание.
Герой сезона — «верабейка гаварушчы»
Любой минский театрал, который вернулся в страну после длительного отсутствия, вряд ли обнаружит разительные отличия. Как и пять-семь лет назад, театры выпускают небольшое количество премьер (зачастую 2 — 3 в год, на большее не хватает финансирования). Большинство из них — постановки, решенные в эстетике 1980-х или откровенно развлекательный продукт (планы по заполняемости залов никто не отменял, а собрать публику на комедию всегда проще). Экспериментальные постановки показываются считаное количество раз: например, «Опиум», деньги на который были собраны через краунфандинг, прошел восемь раз — и за последние годы это рекорд для независимых проектов (для появления более высоких цифр не хватает денег на рекламу и продвижение спектакля). В коллективах царит стабильность, переходящая в застой. Спектакли ставят одни и те же режиссеры. Приглашать иностранцев с именем не получается, а молодежи дают шанс не так часто.
Изменить правила игры белорусские театралы пока не в силах. К примеру, как доказать нашим чиновникам успешность немецкого опыта? Там государство финансирует лишь серьезные спектакли, а никак не на комедии. А вот показать хорошие спектакли и тем самым рассказать о «другом» театре — вполне по силам.
С лучшими заграничными постановками минчан уже многие годы знакомит фестиваль ТЕАРТ.
В начале прошлого сезона организатор форума Анжелика Крашевская привезла в Минск «Последнюю ленту Крэппа» — моноспектакль блистательного Йозаса Будрайтиса, «Город. Женитьба. Гоголь» Юрия Бутусова, «Кинг сайз» Кристофа Марталера и другие зарубежные постановки, которые год за годом меняют сознание минчан и расширяют их границы в восприятии театрального искусства. Кстати — реклама тут более чем уместна — ТЕАРТ-2017 года начнется уже через месяц.
Главным «внутренним» мотором изменений в прошлом сезоне выступал Свободный театр. Его постановкам свойственны поиски новых форм, актуальность и стремление говорить со зрителями на одном языке о тех проблемах, которые волнуют. Классический пример — «Быý у пана верабейка гаварушчы», который можно назвать лучшим спектаклем прошлого сезона и его главным событием. А Николая Халезина, который осуществил постановку, лучшим режиссером.
Сюжетно спектакль связан с празднованием дня рождения одной из героинь. Немногочисленные зрители (их число всего около 20) садятся за один стол с актерами. Пробуют свежую самогонку, закусывают капустой и огурцом — и не сразу понимают, что действие уже началось. «Быў у пана…» — уникальный пример того, как театр полностью стирает границы между героями и зрителями, искусством и повседневной жизнью. Мощнейший ансамбль исполнителей создает портрет белорусского общества после войны. А актерское многоголосие превращает обычные посиделки в «выступление» удивительного народного хора. Каждый его солист демонстрирует яркую индивидуальность, рассказывая историю своей жизни, переплетенную с эпохой.
Сторож на стройке и старики в доме престарелых
В моем субъективном рейтинге спектаклей прошлого сезона вторую строчку занимает «Войцэк» Купаловского театра (режиссер Юрка Диваков). При другом, европейском или даже российском формате Национальной театральной премии эта постановка имела бы все шансы победить в номинации «Эксперимент». «Войцэк» — пример авангардного театра. История солдата, убившего свою подругу, превращается, по мнению критика Станислава Синицы, в «ритуал-вакханалию, внутрь которого вовлечены герои и сам Войцек». Работа Алеся Молчанова, который воплотил образ главного героя, достойна быть названной «лучшей мужской ролью 2016/2017».
Но в осенней афише «Войцека» нет. По неофициальной информации, спектакль снят с репертуара. Увы, в последнем сезоне центр художественных поисков в Купаловском окончательно переместился на Малую сцену. Репертуар большой сцены, выглядит очень односторонним, по преимуществу просветительско-патриотическим. А спорный, но все-таки современный «Войцэк» очень выбивается из общего ряда.
А вот претендентов на виртуальную «бронзу» видится два. «Дежевью» Свободного театра (режиссер Владимир Щербань) рассказывает о девушке Кате, которая живет в деревне и работает сторожем на стройке. Ее кривляния и странные манеры — попытка «оторваться», выделиться из привычной среды.
Героиня актрисы Яны Русакевич воплощает типаж людей, которые переросли обычных обывателей. Они стремятся к культуре, верят в высокое и искреннее, но им очень не хватает вкуса. Поэтому они остаются между небом и землей. Обыватели им неинтересны. За толстым слоем косметики мы увидим человека, который в момент, когда решается — жить ему или нет, раскрывается и становится самим собой. А еще спектакль — это мастер-класс от режиссера Владимир Щербаня, который умудрился выстроить мизансцены на мизерной площадке.
Действие «Пансиона „Belvedere“» Государственного театра кукол происходит в доме для престарелых. Молодые актеры, которые воплощают образы стариков (их лица спрятаны за фантастическими масками Татьяны Нерсисян — лучшая работа художника-постановщика 2016/2017), не произносят ни слова.
В ситуациях, придуманных итальянским режиссером Маттео Спьяцци, пожалуй, можно найти некоторые сюжетные шаблоны. Но «Пансион» — нечастый пример гомерически смешной и при этом абсолютно непошлой комедии, которую можно назвать самым кассовым спектаклем минского сезона.
За попытки — спасибо!
Среди премьер сезона 2016/2017 стоит назвать еще несколько проектов, которые, возможно, не стали стопроцентными художественными удачами. Но — по разным причинам — заметно выделялись на общем фоне.
Самый экспериментальный из них — «Anti[gone]» (режиссер Александр Марченко, проект Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн»).
Пожалуй, воплощение текста классической пьесы Софокла и личных историй известных минчан не всегда равнозначны, а от сцены — спектакль показывался в мемориальном музее Азгура — ждешь большего, чем лишь пристальных взглядов Ленина и других героев скульптора. Но причудливое объединение документального театра и оперного пения стоит того, чтобы увидеть спектакль своим глазами.
В сезоне 2016/2017 менеджер Катерина Солодуха организовала проект «HomoCosmos». Благодаря нему белорусский театр заговорил со сцены о проблемах, которые еще недавно были табуированы, — о внутренних ощущениях женщины, у которой болит вагина (спектакль «Камера, которую дала мне мать») и о внутренних переживаниях художника-гея («Бог щекотки»). Другой вопрос, что просветительский аспект пока оказывается мощнее и убедительнее художественного.
В «Камере» зачастую не было видно режиссера и его собственного взгляда, а исполнение роли Кейсен иногда напоминало эмоциональный женский крик. В тоже время блистательная пьеса Николая Рудковского «Бог щекотки», написанная современным театральным языком, воплощена достаточно традиционно.
Из музыкальных спектаклей упомянем «Волшебную флейту» Национального театра оперы и балета (режиссер Ханс-Йоахим Фрай, Германия). Самое интересное в ней — визуальное решение. За основу декораций, костюмов и светового решения взят стиль «Властелина колец» и «Игры престолов».
Хватает и других перекличек с этими произведениями. Но в результате апелляция к опыту кинозрителя не всегда оправдывает себя. В результате многие грани шедевра Моцарта уходят на второй план.
Отметим и работу Республиканского театра белорусской драматургии. В постановках «Гэта ўсё яна» (режиссер Моника Добровлянска), «Сіндром Медэі» (режиссер Екатерина Аверкова) и «Кар’ера доктара Рауса» (режиссер Александр Гарцуев) хватало плюсов и минусов. Но в конце концов, все три спектакли были поставлены по произведениям белорусских авторов, которых большинство государственных коллективов по-прежнему игнорирует. Постановки поднимали важные темы (попытки матери найти контакт со своим сыном хотя бы через социальные сети; убийство женщиной своих детей; отношение белорусов к своему культурному наследию). А образ Медеи в исполнении Людмилы Сидоркевич претендует на лучшую женскую роль сезона 2016/2017.
***
Наконец, особенно приятно называть победителя в номинации «Лучший дебют». Это Сергей Микель, который поставил в Музыкальном театре свой дебютный балет «Вишневый сад».
По большому счету проблемы белорусского театра в целом — это сущие мелочи по сравнению с тем, с чем столкнулся отечественный балет. В Минске всего две профессиональные трупы. Классический балет Музыкального (есть еще труппа, которая работает в мюзиклах) далеко не всегда готов к решению серьезных художественных задач (классический пример — балет «Клеопатра»). А Оперный после ухода Валентина Елизарьева (кстати, учителя Микеля) так и не смог найти ему замену: ни одна постановка (в том числе премьеры этого сезона «Сонеты» и «Ор и Ора») даже близко не соответствует уровню мастера. Работа Микеля — это надежда, что будущее у белорусского балета (и, разумеется, всего отечественного театра) все-таки есть.