Суды, мельдоний и флаг под тельняшкой. Скандалы года в белорусском спорте
2016-й год запомнится белорусским болельщикам не только победами и поражениями, голами и секундами, но и рядом громких скандалов. Допинговые истории, суды над спортивными руководителями, договорные матчи и неоднозначные акции — в итоговом обзоре SPORT.TUT.BY.
Отстранение от Олимпиады белорусских гребцов и таэквондиста Силлы
Из всех допинговых историй года эти — пока самые темные. Объединяют же их детективные сюжеты и мельдоний, вокруг которого разгорелось в мире множество споров.
История с гребцами началась в апреле, когда в стан белорусской команды на тренировочном сборе во Франции с обыском нагрянули представители антидопингового агентства Парижа вместе с полицией. Как заявил потом главный тренер сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ Владимир Шантарович, которого во время обыска заставили раздеться догола, акция с целью поиска мельдония являлась провокацией, направленной на отстранение сборной от участия в Олимпийских играх.
Владимир Шантарович также не скрывал, что в команде мельдоний применяли — но лишь до того, как он был внесен в список запрещенных препаратов.
Вскоре после инцидента с обыском Беларусь оперативно задействовала все возможные рычаги, призванные защитить спортсменов. Подключились Министерство спорта совместно с Белорусской ассоциацией каноэ, Национальным олимпийским комитетом и Министерством иностранных дел.
В Минспорта заявили, что французской полицией «были нарушены очень многие принципы, включая презумпцию невиновности, допущено психологическое давление на спортсменов: обыск, личный досмотр, многочасовые допросы с бесконечным повторением одних и тех же вопросов».
Несмотря на это, ВАДА признало действия французской стороны законными.
26 мая французская газета Le Monde сообщила, что 17 допинг-проб белорусских гребцов показали положительный результат на мельдоний. Но еще более насторожила информация о том, что во время обыска были найдены следы «более тяжелого допинга, чем мельдоний», «стимулирующие продукты» и «инструменты для подкожного, внутримышечного и других способов введения лекарственных средств». И что дело передано в Высший суд города Ажен.
Минспорта тут же заявило, что Le Monde «откровенно вводит читателей в заблуждение». Публикацию прокомментировал и главный тренер национальной сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ Владимир Шантарович. По его словам, следы мельдония обнаружены не у 17, а у 5 белорусских спортсменов (братьев Богдановичей, Максима Петрова, Александра Лепешко и Дмитрия Сильченко), причем концентрация вещества не превышает норм, оговоренных ВАДА. А таблетки милдроната, найденные у команды, принадлежат врачу женской сборной, который уже много лет использует его в личных целях для укрепления сердца и имеет рецепт.
В начале июля ВАДА признало содержание мельдония в организме белорусских гребцов допустимым. НОК тогда выступил с заявлением, что обвинения с белорусских гребцов сняты.
Однако через пару недель после этого Международная федерация каноэ объявила о дисквалификации мужской сборной Беларуси и отстранении ее от Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Отлученными от Игр оказались даже те атлеты, которые не ездили на тот сбор во Франции.
По мнению специалистов, из-за недопуска мужчин-гребцов к Играм Беларусь недосчиталась в Рио 2−4 медалей.
Белорусская сторона считает, что обвинение строится лишь на подозрениях, поскольку, по словам первого вице-президента НОК Максима Рыженкова, среди доводов международной федерации было даже «поразительно успешное выступление нашей команды на чемпионате Европы».
Наши гребцы и тренер Шантарович неоднократно намекали, что от дисквалификации белорусов выиграла Германия, чья сборная по гребле на байдарках и каноэ на Олимпиаде завоевала 7 наград, из них 4 золота.
Все, чего удалось добиться в ходе переговоров с международной федерацией, — вместо четырехлетней дисквалификации всей федерации на год отстранена только мужская команда.
Но белорусы на этом не остановились и обратились в Спортивный арбитражный суд (CAS). Для защиты привлекли юристов из Франции, Швейцарии и Беларуси. Все они хорошо знакомы с международным правом и имеют богатый опыт подобных дел.
Слушания состоялись 7 ноября. Белорусская делегация вернулась из Лозанны воодушевленной и уверенной в победе.
Шантарович о Международной федерации каноэ: Они думали, что Беларусь — это Гондурас страна
Ранее заявлялось, что вердикт будет вынесен в течение двух-трех недель после слушаний, однако позже дату перенесли на 6 января 2017 года. Каким он будет, предсказать сейчас невозможно. Несмотря на оптимизм белорусов, утверждающих, что доводы Международной федерации каноэ в суде «не слишком убедили арбитров» в Лозанне, сами оппоненты уверены в своей правоте.
Международная федерация каноэ о деле белорусских гребцов: Поверьте, улики у нас есть
Но публично чиновники ICF действительно не представили никаких доказательств употребления допинга белорусскими спортсменами. И остается лишь предполагать, что эти аргументы (если они действительно есть) они приберегли для Спортивного арбитражного суда.
Не столь продолжительной, но не менее детективной оказалась мельдониевая история двукратного чемпиона Европы по таэквондо Армана-Маршалла Силлы.
Вето на его участие в Рио уже во время Олимпиады-2016 наложило Национальное антидопинговое агентство.
Руководство Белорусской федерации таэквондо не только сразу же поспешило заверить в невиновности спортсмена, но и намекнуло на подводные течения и козни недоброжелателей, которые решили воспрепятствовать поездке таэквондиста на Олимпиаду. Причем «недруги», по мнению БТФ — внутри страны.
В федерации таэквондо уверяли, что мельдоний не использовался спортсменом даже в период, когда он еще не входил в список запрещенных препаратов, о чем свидетельствуют результаты анализа трех допинг-проб (они были сданы в январе, феврале и апреле этого года).
Врач национальной команды Ольга Жарко, сам Арман-Маршалл Силла и его личный тренер Юлия Суховицкая полностью отрицают употребление этого препарата и дали согласие на прохождение проверки с использованием полиграфа. И проверка на детекторе лжи показала, что спортсмен сознательно не принимал запрещенные препараты.
В национальной федерации также начали проводить свое расследование. «Нам надо консолидировать свои усилия, чтобы дать достойный отпор недругам, которые всячески пытаются воспрепятствовать выходу белорусского таэквондо на Олимп. Их фамилии мы с вами, увы, знаем», — было сказано в заявлении БФТ.
Правда, огласке эти имена до сих пор не преданы, а сам спортсмен, пока идет расследование, был призван на службу в армию.
Лишение Беларуси олимпийских медалей Пекина-2008 и Лондона-2012
7 декабря Международный олимпийский комитет (МОК) объявил о том, что перепроверка допинг-проб пекинской Олимпиады-2008 завершена по истечении срока давности.
Таким образом, медалисты тех Игр могут перевести дух. Беларусь недосчиталась пяти наград Игр в Пекине.
А вот программа перепроверки проб Игр-2012 еще продолжается, в ближайшие недели и месяцы количество проверенных проб будет расти. Пока же официально известно о трех отнятых у белорусов наград Лондона.
Подробнее о хронике конфискации олимпийского драгметалла у Беларуси можно узнать здесь.
Напомним о количестве изъятых и оставшихся наград, а также вспомним имена медалистов, потерявших завоеванное.
На Играх-2008 в Пекине изначально наград было 19 (4, 5, 10), и это была самая успешная Олимпиада в суверенной истории страны.
Первым расстался с бронзой Пекина-2008 толкатель ядра Андрей Михневич. Причем для этого даже не потребовалось перепроверки допинг-пробы с этой Олимпиады. Хватило и того, что положительным оказался допинг-тест Андрея с чемпионата мира 2005 года в Хельсинки, перепроверенный в 2013-м. Поскольку это был его уже второй прокол (первый был на ЧМ-2001), то атлет подвергся пожизненной дисквалификации и лишился всех наград, завоеванных после 2005 года — серебра ЧМ-2006 в залах и серебра ЧЕ-2006, бронзы ЧМ-2007 и ОИ-2008, серебра ЧМ-2010 в залах, золота ЧЕ-2010, бронзы ЧМ-2011.
26 октября МОК объявил о лишении наград двух белорусских штангистов, завоевавших медали Олимпиады-2008 в Пекине. Перепроверка проб восьмилетней давности выявила запрещенные вещества в тестах серебряного призера Андрея Рыбакова и бронзовой медалистки Анастасии Новиковой, для которой это уже третий допинговый прокол в карьере.
Ну, а последними, кто был лишен медалей Пекина-2008, — олимпийская чемпионка в метании молота Оксана Менькова и серебряная призерка в толкании ядра Наталья Михневич.
Аннулированы результаты еще нескольких представителей Беларуси, которые в Пекине медалей не завоевали.
При этом положительная проба Светланы Усович перечеркивает надежды белорусской команды получить медаль Олимпиады-2008 в эстафете 4×400 м, где наша команда (Анна Козак, Ирина Хлюстова, Илона Усович, Светлана Усович) с национальным рекордом (3 минуты 21,85 секунды) заняла тогда 4-е место. Дело в том, что серебра в той эстафете лишены россиянки — из-за положительной допинг-пробы их бегуньи Анастасии Капачинской. Будь пробы белорусок чисты, они могли бы рассчитывать на бронзу.
Впрочем, результат перепроверок проб Игр-2008 принес для белорусских спортсменов и одну весть со знаком плюс. Белорусский борец вольного стиля Мурад Гайдаров, завоевавший бронзу, обменяет ее на серебро из-за положительного результата перепроверки пробы узбека Сослана Тигиева.
Напомним, что вскоре после Олимпиады-2008 в Пекине медали были отняты у метателей молота Вадима Девятовского (серебро) и Ивана Тихона (бронза), но в результате судебной двухлетней тяжбы с МОК белорусам удалось вернуть свои награды.
Таким образом, нынче медальный урожай Пекина усох до 14 наград (3 золотые, 4 серебряные, 7 бронзовых), и теперь Олимпиада-2008 утратила статус самой успешной по количеству наград, уступив его Играм-2000 в Сиднее — 17 медалей (3, 3, 11). Отметим, что в то время допинг-пробы не консервировались и их перепроверки спустя годы не проводились.
Перепроверка допинг-проб с Игр Лондона еще продолжается, но нынешней осенью МОК уже лишил Беларусь 2 медалей Олимпиады-2012 — бронзовые награды предписано вернуть штангисткам Марине Шкерманковой и Ирине Кулеше.
Напомним, что сразу после завершения Олимпиады-2012 стало известно о положительной допинг-пробе завоевавшей золото в толкании ядра Надежды Остапчук, которая также лишена награды.
Итого сейчас в лондонской копилке Беларуси всего 10 медалей — 2, 5, 3. Сразу после завершения Игр было 13 (3, 5, 5).
Кроме того, положительный результат принесли перепроверки допинг-проб нескольких атлетов, оставшихся в Лондоне без наград. В их числе и чемпионка Пекина-2008 Оксана Менькова, которая на ОИ-2012 заняла 7-е место.
Перфоманс Фомочкина на Паралимпиаде-2016
Еще одним фигурантом громкого международного скандала стал скромный чиновник Министерства спорта и туризма Андрей Фомочкин, за 5 минут прославившийся на весь мир, когда прошел с российским флагом на параде открытия Паралимпиады-2016 в Рио.
Свой поступок Фомочкин объяснил жестом солидарности с российскими паралимпийцами, которых не допустили к Играм после доклада канадского профессора Макларена, заявившего, что в России существует государственная допинговая программа.
Организаторы расценили порыв Фомочкина как политическую акцию. К счастью, белорусских паралимпийцев в Рио оставили, хотя угроза дисквалификации всей команды была вполне реальна. Фомочкин же был лишен аккредитации и выслан из Бразилии.
Дома Фомочкина встречали как героя. Его поддержал Александр Лукашенко, подчеркнувший, что решение пронести флаг было принято «на самом высоком уровне».
«Это наша позиция, государственная, в том числе и президента Беларуси. Почему у наших инвалидов отобрали два флага российских при выходе на стадион? Инвалидов скрутили, флаги забрали. Ну хорошо, что мужики предусмотрели и под тельняшкой был запасной российский флаг, который наш функционер и развернул… Это солидарность. Это протест против несправедливости», — отметил Лукашенко.
Сам Андрей Фомочкин заявил, что вся команда белорусских паралимпийцев была солидарна с этим шагом. Таким образом они поддержали не только российскую команду, но и выразили собственный протест против недопуска белорусских байдарочников на Олимпийские игры-2016.
Вернувшись из Бразилии, Андрей Фомочкин только успевал принимать почести от россиян, тронутых его поступком в Рио. Ему подарили квартиру в Подмосковье, в Новосибирской области предложили назвать новый стадион его именем. Фомочкин стал почетным жителем российского города Зеленоградска (Калининградская область).
Журналисты не уставали выведывать у героя все новые подробности бразильской спецоперации. Андрей Фомочкин охотно рассказывал о «потаенном месте» для флага, оставлял автографы. «Им на Западе просто не понять, что такое братские народы, что мы живем одной семьей, всегда поддерживали и будем поддерживать друг друга», — откровенничал Фомочкин.
Хотел он того или нет, но настигшие его популярность и внимание, пожалуй, превзошли медийную славу даже скромного героя Игоря Бокого, который завоевал в Рио 6 золотых и 1 бронзовую медаль, став самым титулованным спортсменом Паралимпиады.
Раскрытие договорных матчей в белорусском футболе
О договорных матчах с участием белорусских команд судачили еще с советских времен. До нынешнего года наиболее громким скандалом было «дело Шанталосова», благодаря «Прессболу» гремевшее в 2007—2009 годах. В 2016 году милиционеры ввязались в борьбу с договорняками куда решительнее, да так, что у задержанных чубы трещали.
Июльская спецоперация получила резонанс после того, как один из футболистов оказался в больнице, где ему диагностировали «смещение челюсти, перелом скулы и косточки под глазом» и провели операцию.
В МВД травмы объяснили издержками силового задержания, пресс-релиз гласил о том, что футболист (рост 174 см, вес — 65 кг) «несколько раз нанес удар ногами в грудь сотруднику спецподразделения».
Ну и заодно стало известно, что матч «Ошмяны» — «Луч» (3:3), который состоялся 2 июля, по версии правоохранителей, мог носить договорной характер". Под подозрение попал и поединок «Барановичи» — «Ошмяны» (1:0, 5 июня).
Через некоторое время новости о договорных матчах хлынули потоком, стали всплывать имена подозреваемых, среди них оказался в том числе гражданин Украины, бывший баскетболист, игравший в белорусских клубах. Вскоре милиция огласила размеры вознаграждений, которые получали участники договрняков, а также другие подробности.
Но по-настоящему громыхнуло в августе, когда было объявлено о выявлении договорного матча в высшей лиге! Им стал поединок между «Ислочью» и брестским «Динамо», прошедший 30 апреля в Молодечно.
По словам старшего оперуполномоченного по особо важным делам ГУБОПиК МВД Сергея Ванагеля, речь шла о том, чтобы в первом тайме игры брестское «Динамо», находящееся внизу турнирной таблицы, выиграло или как минимум сыграло вничью с фаворитом встречи «Ислочью». В итоге «Ислочь», шедшая перед началом поединка на 2-м месте в турнирной таблице, в первом тайме проиграла со счетом 2:3. Причем все эти мячи были забиты уже к 25-й минуте. Завершилась встреча со счетом 4:2 в пользу брестчан. Голы: 0:1 — Алумона (7, с пенальти), 1:1 — Демешко (8), 1:2 — Лебедев (13), 2:2 — Демешко (23, с пенальти), 3:2 — Эргашев (25), 4:2 — Побудей.
10 августа в галерее TUT.BY главный тренер «Ислочи» Виталий Жуковский дал эмоциональную пресс-конференцию, где огласил имена подозреваемых в «договорняке» — это тренер Владимир Маковский, футболисты Александр Тишкевич, Александр Алумона, Александр Будаков, Александр Лебедев, Андрей Порываев.
«Изгнаны с позором. Как и тренер Владимир Михайлович Маковский — легенда белорусского футбола (лучший футболист Беларуси-1996. — SPORT.TUT.BY). Вы поймите, эти люди, которые занимаются „договорняками“, готовы дать крайнему хоть 100 долларов, чтобы он оказался в тисках, чтобы футболистов, задействованных в этой грязной игре, было больше», — негодовал наставник «Ислочи».
Особой циничности ситуации придало то, что за несколько дней до того матча умер один из основателей клуба Владимир Свиридов. В матче с брестским «Динамо» команда решила почтить его память. И некоторые игроки мало того, что сделали этот матч договорным, так еще и вышли на поле в траурных повязках…
Шоу «Цинизм без границ» получило продолжение в ноябре, когда обвиняемый в причастности к организации договорного матча «Ислочь» — «Динамо» Брест футболист Александр Тишкевич отсудил у «Ислочи» 53 миллиона неденоминированных рублей.
Отстраненный от работы с командой игрок подал в суд на клуб из-за того, что ему должны зарплату за полтора месяца. Причем изначально речь шла о выплате Александру Тишкевичу 30 миллионов неденоминированных рублей, клуб же обязали выплатить футболисту 53 миллиона.
25 ноября было АБФФ озвучила решение дисциплинарного комитета по делу о договорных матчах. «Ислочь» начнет сезон-2017 с пассивом в 7 очков. Апелляция клуба по поводу наказания была отклонена.
«Луч» начнет в первой лиге с «-10», «Ошмяны» — во второй лиге с «-5».
Коррупционные дела
Сразу три громких дела спортивных руководителей поочередно рассматривались в минских судах.
Первым на скамью сел основатель и экс-гендиректор баскетбольного клуба «Цмокi-Мiнск» Константин Шереверя. Суд над ним начался еще в конце 2015 года, но приговор был вынесен лишь десять месяцев спустя. Шереверю обвиняли в том, что он под видом создания стабилизационного фонда получал карточки игроков и имел с контракта каждого из игроков от 500 до 2500 $: в тайном соглашении прописывалась одна сумма, устраивающая игрока, а в официальных документах фиксировалась большая. Именно она и перечислялась на карточки, которые игроки сами отдавали Шеревере. Клубный руководитель объяснял это тем, что деньги от спонсоров поступали нестабильно и «Цмокам» необходим был стабилизационный фонд, что позволяло избежать задержкам по зарплатам.
Суд принял сторону обвинения и приговорил Константина Шеревере к 5,5 годам лишения свободы в колонии усиленного режима, полной конфискации имущества и 350 000 деноминированных рублей штрафа.
Спустя несколько дней после объявления приговора Шеревере суд Первомайского района начал рассматривать дело бывшего гендиректора хоккейного «Динамо» Максима Субботкина.
Его обвиняли в создании ЗАО «Маркетинг «ХК «Динамо», через которое начали проходить средства, полученные клубом за рекламную и маркетинговую деятельность. Сам Субботкин числился в нем председателем набсовета с зарплатой в 4000 неденоминированных рублей. Помимо этого рассматривался эпизод с фиктивным по мнению следствия назначением скаута Леонида Сагындыкова.
На этот раз процесс шел быстрее, но по части откровений переплюнул дело бывшего баскетбольного коллеги. Самой эмоциональной частью стало оглашение показаний Владимира Бережкова, который также проходил в качестве обвиняемого, но дело в его отношении было закрыто еще весной. Бережков рассказал, что все деньги, снимаемые с карточки Сагындыкова отдавал Субботкину, подсудимый в ответ на это обвинил Владимира Петровича в лжесвидетельствовании.
Итог громкого судебного разбирательства — 5 лет тюремного заключения для Субботкина и отклоненная апелляция.
Завершается же год рассмотрением дела уже бывшего начальника департамента судейства Белорусской федерации футбола Андрея Жукова.
Следствие утверждает, что он время от времени принимал взятки в размере $ 50−200 от судей и представителей клубов за назначение конкретных арбитров на определенные матчи. В шести эпизодах Жуков признался, откровенные показания дают и свидетели. Более того, ситуация ухудшается прямо во время суда: 19 декабря Андрею Михайловичу предъявлены новые обвинения.