Халяль на экспорт: будет ли бороться Беларусь за арабский рынок?
Выпуск халяльной продукции может стать для белорусских мясокомбинатов одним из перспективных направлений в рамках реализации стратегии по диверсификации экспорта продовольствия.
Россия сегодня является основным рынком сбыта мясо-молочной продукции из Беларуси. При этом проводимая в РФ политика импортозамещения в мясной отрасли скоро может привести к тому, что потребность в белорусском мясе может если не отпасть полностью, то сократиться. Поскольку насыщение внутреннего рынка мясом собственного производства у восточной соседки в ряде сегментов приблизилось к стопроцентному.
Как известно, белорусское правительство в последнее время неоднократно озвучивало задачи по диверсификации экспорта, освоении новых рынков сбыта, в том числе и восточных стран.
С учетом данных факторов белорусским мясопереработчикам страны арабского мира, где большая часть населения – мусульмане, могут быть крайне привлекательны. Многие страны сегодня видят перспективы в борьбе за прочные позиции на рынке халяльной продукции (то, что разрешено употреблять мусульманам).
Но поскольку у стран-импортеров есть свои стандарты и требования к производству мяса, для того, чтобы попасть на их рынки, нужно производить соответствующую продукцию. Вопрос доверия в производстве халяльной еды стоит остро, поэтому мусульманское сообщество создало систему проверок. Так, для того, чтобы производить и сбывать халяльную продукцию, предприятию необходимо получить халяль-сертификат, подтверждающий соответствие продукции всем необходимым нормам и требованиям стандарта «Халяль».
В Беларуси такой сертификат пока получило только один мясокомбинат – Слонимский. Он сможет поставлять халяльную продукцию в Россию, Казахстан, Ирак, Египет и другие страны.
Требования – отдельные линии убоя
При этом, как рассказал «Ежедневнику» директор центра стандартизации и сертификации «БелХаляль» Рустам Хасаневич, в ряде мусульманских стран, например, в Арабских Эмиратах, требуют свой «Халяль». Там также и более жесткие требования к производству мясной халяльной продукции, а именно, убой свиней не должен осуществляться в одном здании с убоем крупного рогатого скота.
«Мы уже вели работу по сертификации в Арабских Эмиратах и собирались в ближайшее время поставлять туда говядину, – рассказал директор Гродненского мясокомбината Анатолий Гришук. – Но не так давно у них ужесточились требования. Теперь для того, чтобы получить сертификат халяль в ОАЭ, свинины на производстве не должно быть вообще. Мы же пока отдельные линии убоя строить не планируем».
По словам Рустама Хасаневича, пока в Беларуси нет ни одного мясного предприятия, которое бы могло поставлять халяль в ОАЭ и выдержать те условия, которые там выставляют к производству говядины: «Здания белорусских мясокомбинатов изначально так спроектированы, что здесь происходит смешанный убой (одновременно убиваются коровы и свиньи)».
Тем не менее, если Беларусь настроена серьезно заниматься поставками халяльной продукции в ОАЭ, ей потребуются отдельные производства для работы по говядине, чтобы халяль отвечал тем нормам, которые запрашивают покупатели, пояснил Анатолий Гришук.
«Очевидно, что в Беларуси раньше или позже, но все равно к этому придут, поскольку халяльная продукция становится все больше востребованной и конкурентоспособной», – сказал он.
Беларуси есть что предложить
Сегодня во всем мире халяльная продукция пользуется спросом, и объемы ее растут. Видимую прибавку в прибыли продажа халяльной продукции может дать и белорусской мясной отрасли, уверен Рустам Хасаневич.
«Например, в той же России проживает около 30 млн мусульман. И в стране пока недостаточно халяльного мяса. Поэтому Россия сегодня готова покупать халяль у нас», – заявил эксперт.
«При этом в Украине и России большие планы по борьбе за твердые позиции на рынке продукции для мусульман. Там появляется все больше предприятий, производящих халяльную продукцию. Крупное российское предприятие «Мироторг» уже построило свои предприятия с учетом производства халяльного мяса. Они собираются открывать новые рынки, чтобы там закрепиться», – отметил Рустам Хасаневич.
Сегодня над возможностью вхождения на новые рынки стоит задуматься и нашей стране, и делать это уже сегодня, считает специалист. У Беларуси есть хороший шанс, ведь ей есть что предложить, так как качество отечественной мясной продукции, в том числе и говядины, очень высокое. Это не раз отмечали, к примеру, в Саудовской Аравии и ряде других стран. Осталось только решить вопрос со смешанными предприятиями, как-то их модернизировать, отметил директор «БелХаляль».
Однако, по его словам, есть еще одна проблема – сегодня белорусские мясокомбинаты в большинстве своем пассивны и не хотят шевелиться.
«Пока они ориентированы только на своего восточного соседа, Россию. Вместо того, чтобы с активнее пробиваться на новые рынки», – резюмировал Хасаневич.