Что рекомендовал KEF-2016
Исследовательский центр ИПМ подготовил основные выводы и рекомендации Кастрычнiцкага эканамiчнага форуму-2016.
Итоговую аналитическую записку подготовил непосредственно директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик на основе выступлений участников конференции «Реформы для вовлекающего роста», которая прошла в Минске 3-4 ноября 2016 года в рамках Кастрычніцкага эканамічнага форуму, пишет Thinktanks.by.
Тенденции в мировой экономике
1. Глобальная экономика входит в новую фазу цикла, в которой начнется снижение доли активных потребителей при отсутствии новых источников роста. Такой тезис представил Андрей Мовчан, руководитель экономической программы московского Центра Карнеги. В предыдущей фазе цикла важную роль в увеличении потребления играло снижение бедности и высокая рождаемость. Нынешний уровень бедности в мире относительно низкий, а рождаемость существенно снизилась и продолжает снижаться. Иными словами, прирост новых потребителей будет существенно замедляться, а с ним будет замедляться и экономический рост. При этом миграция (даже сейчас, когда речь идет о миграционном кризисе в ЕС) слишком незначительна, чтобы давать значимый прирост потребления в развитых странах.
2. Монетарная политика в развитых странах не влияет на долгосрочный рост мировой экономики – более того, исчез даже ее краткосрочный стимулирующий эффект. В ответ на увеличение предложения денег упала скорость их обращения и существенно выросли сбережения, которые некуда инвестировать. Поэтому стоимость заимствований упала до исторических минимумов – и избыточное предложение денег будет сохраняться. Это, однако, не означает, что будут расти доходы бюджета – избыток неинвестированных активов не является налоговой базой.
3. Возведение торговых барьеров не сможет поддержать национальных производителей и обеспечить рост, но станет проблемой для тех стран, которые это практикуют, поскольку внутренние рынки стали тесными, а развитие внешней торговли и международных цепочек ценности сделало экономики слишком взаимозависимыми. Одна из задач состоит в том, чтобы встроиться в эти цепочки в тех местах, где будет создаваться наибольшая добавленная стоимость – в новой фазе цикла это будут маркетинг и НИОКР.
4. Поскольку после кризиса 2008 г. сравнительные преимущества изменились, то недостатки управления и интересы правящих кругов, которые не слишком мешали странам расти во время бума в глобальной экономике, внезапно стали связывающими ограничениями для восстановления роста. Ханс Тиммер, главный экономист Всемирного банка в Европе и Центральной Азии, отметил, что в этих условиях первым устремлением политиков, фирм и домашних хозяйств был возврат в период бума до кризиса, но это оказалось невозможным, так как условия изменились коренным образом. По его мнению, политикам необходимо использовать новые возможности и содействовать появлению новых фирм. Примером страны, в которой институциональные улучшения и адаптация к изменениям внешней среды происходят постоянно, является Китай.
5. Китай, обеспечивавший более четверти прироста мирового ВВП, будет по-прежнему оказывать важное влияние на мировую экономику, при этом от подхода к «перебалансировке» будет зависеть, каким будет это влияние. Глава Исследовательского центра Банка Финляндии BOFIT Икка Корхонен отметил, что постепенное переключение с инвестиций на потребление будет благоприятным для мировой экономики, а резкое ограничение роста инвестиций негативно отразится на экономиках стран – основных торговых партнерах Китая вследствие падения спроса на промежуточные и инвестиционные товары.
6. Перспективы роста в России остаются нерадужными: даже для достижения роста в 2% в год нужно обеспечить рост накопления капитала и общефакторной производительности (чтобы их вклад в прирост ВВП оставался на уровне около 1.2 и 0.8 процентного пункта соответственно). Главный экономист и член правления российского Внешэкономбанка Андрей Клепач привел эти оценки и показал, что фактические данные за 2015–2016 гг. продемонстрировали вклад накопления капитала примерно на таком же уровне, но при падающей производительности. Более того, в 2013–2014 гг. рост производительности был примерно вдвое медленнее, чем это необходимо для обеспечения 2%-ного роста ВВП.
7. Сильная зависимость Беларуси от одного крупнейшего партнера – России – делает экономику страны крайне уязвимой к шокам в экономике такого партнера, поэтому диверсификация внешней торговли жизненно необходима. Рынок ЕС является крупнейшим рынком для белорусских товаров, возможности экспорта которых чувствительны к расстоянию. Поэтому Беларуси важно повышать открытость во взаимной торговле с ЕС, пусть даже заключение с ЕС Соглашения о глубокой и всесторонней свободной торговле (DCFTA) не выглядит реалистичным.
Общие рекомендации для Беларуси
8. Инвестиции в здравоохранение, образование и науку создают «благоприятный цикл», поскольку обеспечивают, с одной стороны, среду для генерирования новых знаний и бизнес-идей (переход к «инновациям как образу жизни»), с другой – высокое качество рабочей силы как фактора производства. Иными словами, вовлекающий характер роста можно обеспечить, фокусируясь на развитии человека.
9. Предсказуемые и прозрачные «правила игры», которые являются основой «комфортного» инвестиционного климата, помогает обеспечить, в частности, членство в ВТО. Как отметила глава представительства Европейского Союза в Беларуси Андреа Викторин, для ЕС важна устойчивость и безопасность транзита через Беларусь и понятные условия осуществления международной торговли. Здесь поможет членство в ВТО; в рамках ВТО действуют «механизмы принуждения», которые помогут обеспечить стабильность административных процедур в самой Беларуси.
10. В неблагоприятных внешних условиях принятие решений в области социально- экономической политики в Беларуси основывается на выборе между минимизацией негативных последствий в краткосрочном периоде и мерами, которые могут иметь тяжелые краткосрочные последствия, но важны для долгосрочного развития.
11. Для обеспечения наибольшей эффективности реформ и вовлекающего характера роста важно быть максимально специфичным в определении уязвимых групп и форму- лировке мер с учетом особенностей страны. Например, в Китае при разработке планов по реформированию «проблемные зоны» выделяются заранее и заранее прорабатываются меры по преодолению возможных негативных последствий.
12. Международным финансовым институтам следует поддержать намерения белорусских экономических властей по реформированию экономики, сделав особый акцент на таких реформах, которые помогут повысить производительность и которые, при этом, будет тяжело обратить вспять. В результате таких преобразований возникнут их сторонники (собственники, квалифицированные наемные работники и др.), которые будут противостоять любым попыткам свертывания реформ.
13. Белорусские власти сформулировали ключевые направления реформ в «Основных положениях Программы социально-экономического развития на 2016–2020 гг.», и теперь ключевой задачей является их операционализация. Первый заместитель министра экономики Беларуси Александр Заборовский отметил, что важнейшей задачей является выход из L- образной кривой роста, то есть длительной стагнации, которая прогнозируется исходя из предположения об инерционности экономической политики. Возврат к старой «модели роста», к которому призывают некоторые эксперты в Беларуси и регионе, может иметь катастрофические последствия для экономики – поэтому важно, чтобы решение о том, как реформировать экономику, было принято как можно скорее.
14. Чтобы реформы были эффективными, необходимо привести систему государственного управления и принятия решений в области социально-экономической политики в соответствие с новой моделью экономики, в которой рыночным механизмам будет отведена ключевая роль.
Реформирование сектора государственных предприятий
15. Реформирование государственных предприятий необходимо для адаптации к «новой реальности»: из-за изменений в глобальной экономике структурные реформы необходимо проводить периодически, диагностику – постоянно. В частности, в Китае задачей реформы государственных предприятий было повышение их конкурентоспособности, улучшение способности более гибко реагировать на изменения во внешней и внутренней среде, а также усиление ориентации на глобальные рынки.
16. Эффективные управление и надзор над государственными предприятиями важны для минимизации фискальных рисков. Важным условием для эффективного управления является внедрение высоких стандартов прозрачности и раскрытия информации, которые позволяют решить проблему ассиметричной информации и обеспечивают эффективный надзор заинтересованными сторонами.
17. Важнейшей задачей является разграничение роли государства как собственника и как регулятора: задача собственника – максимизировать прибыль от своих активов, регулятора – создать равные условия для всех экономических агентов, которые не вели бы к неэффективному использованию ресурсов за счет создания преференций для отдельных групп предприятий.
18. Корпоративное управление и «активная собственность» помогают обеспечить создание стоимости при эффективном использовании капитала, приемлемом уровне финансового риска и предсказуемости уровня отдачи на капитал, либо обеспечить выполнение социальных задач с как можно меньшими издержками. Согласно данным, приведенным Кристофером Онайджином, старшим советником группы по кредитам и гарантиям Шведского агентства по международному развитию, в Швеции всего 49 государственных предприятий, из которых у 23-х есть «особое социальное задание». Все они являются крупными компаниями, доминирующими в соответствующих секторах, и обеспечивают хороший уровень отдачи на капитал.
19. Для Беларуси внедрение лучших практик корпоративного управления является важным в среднесрочном периоде, но на первом этапе нужны быстрые решения, которые помогли бы оздоровить сектор государственных предприятий.
20. Одним из решений может стать изменение подхода к холдингам: необходимо предоставить подразделениям холдингов большую свободу в осуществлении самостоятельной коммерческой деятельности. Это поможет выявить неэффективные направления в составе холдингов, снизить нагрузку на наиболее прибыльные направления и повысить эффективность государственных компаний.
Вызовы и решения для рынка труда
21. Повышение пособия по безработице для всех категорий безработных до уровня прожиточного минимума сроком на шесть месяцев и четкий план по замене срочных трудовых контрактов бессрочными позволили бы, с одной стороны, обеспечить защищенность работников, наиболее уязвимых к риску безработицы, с другой – создали бы у компаний дополнительные стимулы по повышению эффективности использования рабочей силы. Основным инструментом адаптации предприятий к кризису стало снижение заработной платы, что позволило не допустить резкого увеличения безработицы. Такой вывод на основе российских данных сделала Анна Лукьянова, старший научный сотрудник Центра трудовых исследований, доцент кафедры экономики труда и народонаселения Высшей школы экономики (Россия).
22. Целью политики содействия занятости должен быть уровень фактической безработицы, а не зарегистрированной, как сейчас, чтобы обеспечить должную социальную защиту безработных и корректно спланировать требуемый объем финансирования мер по содействию занятости и выплате пособия по безработице. Фактическая безработица в настоящее время примерно в 6–8 раз выше зарегистрированной, а крайне низкое пособие по безработице (около 20% прожиточного минимума) получает менее 10% от безработных (в соответствии с определением МОТ). Это делает уволенных работников и их семьи подверженными высокому риску бедности. Однако реструктуризация государственных предприятий, вероятно, не приведет к резкому росту безработицы. По результатам кадровой диагностики, которые представил начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун, избыточная занятость в Беларуси в январе-сентябре 2016 г. составляла 5.4% от списочной численности организаций, на которых была выявлена избыточная занятость – а таких было выявлено менее 20% от общего числа обследованных организаций.
23. Разработка четких мер по интеграции в экономическую активность наиболее уязвимых групп населения, прежде всего, через реформирование системы содействия занятости, особенно актуальна.
Развитие финансового рынка
24. Переход на рыночные принципы функционирования банковского сектора является одним из условий восстановления кредитования как источника финансирования инвестиций. При этом дальнейшее снижение инфляции и возврат доверия к национальной валюте (и соответствующее снижение долларизации) являются необходимыми предпосылками.
25. Вывод плохих активов коммерческих банков в специализированное агентство может стать одной из важных мер по оздоровлению банковского сектора Беларуси.
26. Альтернативой может стать внесудебная финансовая реструктуризация, когда жизнеспособные, но закредитованные компании, договариваются с банками о реструктуризации долга, что позволит таким компаниям восстановиться и начать рассчитываться по долгам. Такой подход начал использоваться в Украине.
27. В условиях закредитованности предприятий и при нынешнем уровне проблемной задолженности, развитие рынка ценных бумаг представляется одной из немногих возможностей финансирования инвестиций.