"Чем я хуже того же Басты?". Как в Минске прошел рэп-фестиваль "Битвазахайп"
Параллельно с концертом украинской команды «Грибы» в воскресенье в Минске проходил рэп-фестиваль «Битвазахайп», который должен был определить белорусских ребят, лучше всех владеющих искусством рифмы и панчлайна. AFISHA.TUT.BY сходила на фестиваль и поговорила с участниками и интересующимися о том, какой он — белорусский рэп.
— В Беларуси рэп есть и развивается это направление с 90-х годов, — встречает нас организатор фестиваля Андрей, который заодно будет нашим гидом по площадке. — В итоге все должно прийти к тому, к чему пришла Россия — вы видите, как, например, тот же Баста собирает больше людей, чем Григорий Лепс. Рэп выходит в мейнстрим.
«Битвазахайп» напоминает популярные в последние годы рэп-баттлы, которые и в Беларуси, наконец, начинают собирать аудиторию. В основе фестиваля все тот же соревновательный элемент: у нескольких десятков участников есть всего несколько минут, чтобы покорить аудиторию. А в руках этой самой аудитории судьба участников — как в античные времена, будущее исполнителей решает большой палец, опущенный или поднятый. Правда, в виде «лайка» в таблице.
«Нам нужны свои колоритные персонажи»
— Двух минут достаточно для того, чтобы человек под незнакомый бит настроился и выступил так, чтобы удержать зал и зрителя, — поясняет ограничение по времени Андрей. — Это золотая середина, вы не напрягаете слушателя, но показываете то, что тренировали долгими годами.
Спрашиваем, чего ждать от участников.
— Рэп — музыка улиц, постоянный конфликт, — говорит организатор фестиваля. — Кто-то берет техникой, кто-то супермодными панчами, кто-то образом, как Big Russian Boss или Паша Техник. Мы хотим, чтобы у нас из баттла тоже вышли колоритные персонажи, вроде российских исполнителей Алфавита или Оксимирона. Нужно выводить тусовку на достойный уровень.
— Но мы не должны копировать Россию, мы вполне можем полагаться на наших «самородков», — уточняет общую миссию Андрей. — Посмотрите на Макса Коржа — абсолютно уникальный музыкант, который вращался в этих кругах еще в нулевых. Есть минус: крутые ребята из Беларуси уезжают, но с помощью таких фестивалей, хоть их и немного, мы хотим собрать увлеченных людей и показать, что у нас тоже есть классная музыка и персонажи. Возьмите на заметку хотя бы пять имен: SvT, UN, Mastvan, Макс Красный, Рома Пуля.
В ожидании одного из наших собеседников, осматриваемся в зале клуба-ресторана Crazy Horse. Именно сюда переместился фестиваль, хотя изначально площадкой планировался Re: public. Однако это проблемой не стало — места в зале более чем достаточно.
«Чем я хуже того же Басты?»
Аудитория абсолютно под стать мероприятию — молодые ребята в уличной одежде. Среди парней и девушек не старше тридцати выделяется сорокалетний мужчина — ведущий фестиваля Рома Пуля. Он один из самых ярких исполнителей отечественной рэп-сцены.
— Однажды я был в командировке в Америке, прогуливался по Бронксу и вдруг услышал странный речитатив. Люди словно переговаривались, но все было очень ритмично. Мне объяснили, что это какой-то рэперский стиль, стиль «черных». Спустя много лет я проснулся и вспомнил этот момент и так, с 34 лет, начал речетативить. За время моей жизни у меня накопилось столько материала, что пришло осознание: «Чем я хуже того же Басты? Тем, что я Рома Пуля?»
Пуля еще не самый опытный белорусский рэпер — за его плечами шесть лет, что не так уж и много. Но на данный момент, пожалуй, он самый «возрастной».
— Я хочу донести до людей позитив. Позитив во всем — в своем образе, в том, что даже в 40 лет можно ох***но читать рэп. Показать молодежи, что всего можно добиться. Если я в 40 лет чего-то достиг (а я считаю, что достиг), то и у вас получится.
Вспоминая Бронкс, Рома отмечает, что там народ по-настоящему живет рэпом, это больше чем просто музыка. Но одновременно с этим исполнитель уверяет, что Беларусь отличается от Штатов не так сильно, как кажется.
«Наш рэп есть, но поднять его сложно»
Пока диджеи настраивают аппаратуру, а организаторы решают последние вопросы, мы беседуем с рэпером Mastvan. В обычной жизни — он Юра. Собеседник тоже уверен — белорусский рэп не ограничивается Коржом и ЛСП.
— Белорусский рэп есть. И это уже большая ниша, куда многие приходят, потому что это модно, со словами: «Бл*, я буду популярным». Мне это не нравится, я в треках хочу быть собой, писать о том, что вижу и переживаю, а не о том, как у меня «много телок и денег». Наш рэп есть, но поднять его сложно, потому что не все относятся к этому серьезно. Вчера вообще такая история случилась. Сидел в баре у друга, подошел знакомый и попросил написать текст о том, что рэп — пережиток прошлого и он умирает. Да как это он умирает?
Тем временем на сцене идет разогрев — несколько ребят поочередно читают куплеты. В какой-то момент это перерастает в небольшой культурный рэп-баттл. Юра сразу же вспоминает свое отношение к таким проектам:
— Меня недавно звали на один баттл. Это вообще тема прикольная, но не совсем моя — я люблю готовить материал и показывать его людям, а унижать и оскорблять чьих-то мамок — не то.
Шоу продолжается — один за одним ребята поднимаются на сцену. Кто-то предпочитает выступать без бита, кто-то удивляет скоростной читкой. Дуэт SvT взрывает зал строчками: «Эти белые валят?» Ребята, которые предпочли танцпол мягким диванам у столиков, прыгают вместе с рэперами, заводящими зал.
Конечно, уровень текстов и панчлайнов в целом не так хорош, как у тех же известных участников питерского «Слова» или Versus Battle. Бывают удачные рифмы и строчки, но так или иначе раз за разом проскакивают шаблонные «Эта игра, бежишь вперед к своей мечте».
Кстати, главный гость вечера, московский рэпер ST, украшавший все плакаты «Битвызахайп», по техническим причинам так и не приехал. Народ слегка попереживал, задал Роме Пуле несколько вопросов и, получив лаконичный и не очень цензурный ответ, успокоился.
Участники, которые тоже были бы не прочь выступить перед человеком, на текстах которого росли, реагируют куда более сдержанно.
«Смогу назвать себя профессионалом, если мое творчество признает отец»
— Конечно, я ожидал большего. Хотел увидеть на сцене своего картавого брата по микрофону, ST, который себя считает не рэпером даже, а поэтом. Люди, которые не слышали его творчество, многое потеряли на самом деле, — рассуждает Леша Рай из Борисова. — Но если бы ST приехал, не факт, что у меня была бы возможность выйти вначале на разогрев, пофристайлить, показать, что такое олдскульный хип-хоп.
Леша, которого организаторы представили нам как одного из сильнейших МС вечера и который на разогреве на самом деле порвал зал своим речитативом, мыслит просто.
— Я недавно выступал на одном событии, бился за выход в следующий этап на сцене с профессионалами. А я не такой. Есть уровень, ниже которого лучше не падать, но всегда есть, к чему стремиться, нет предела совершенству. Я смогу себя назвать профессионалом, наверное… наверное, когда мой папа мне скажет: «Сын, ты реально валишь». Мама меня поддерживает, а отец — так.
Тем временем Леша Рай поднимается на сцену. Парень пробует разбить стереотипные представления о рэперах как о чем-то не самом приятном и деструктивном. Кроме того, он уверен, один искренний слушатель куда важнее «бухой» толпы.
— Аудитория сейчас другая — дай им «Грибы» и они будут колбаситься. И музыка сейчас шлак. Сложно найти семя чего-то стоящего хотя бы. Я не буду никогда читать про телок, тачки и деньги. Потому что у меня этого нет, значит, я не буду рассказывать про себя настоящего. А если бы было — зачем так делать? Что, людям лучшего стало от такого текста? Они поумнели, сердца твои тебе раскрыли? Нет.