Как избавляются от автохлама. Ликбез от Витебской ГАИ
В Витебске много улиц, где месяцами, а то и годами стоит так называемый автохлам. Управление ГАИ УВД облисполкома не имеет столько ресурсов, чтобы исследовать все дворы на наличие неэксплуатируемого транспорта. Бороться с проблемой решили с помощью неравнодушных граждан.
В ноябре Госавтоинспекция совместно с областной газетой «Витебские вести» запустили проект «Долой автохлам!». Горожан просят сфотографировать «застоявшийся» автомобиль (желательно с номером, чтобы установить владельца). Фото можно присылать на электронный адрес газеты и в группу #Долой_автохлам! В ней более 200 участников, они разместили более 50 фотографий.
Почти по всем машинам сотрудники ГАИ обработали информацию и направили ее властям.
«При проверке мы учитываем требования законодательства относительно того, какое транспортное средство считается неэксплуатируемым», — поясняет временно исполняющий обязанности начальника отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Александр Казючиц.
К автохламу относятся машины, на которых отсутствуют элементы конструкции или они деформированы, или имеют видимые повреждения, при которых запрещается участие транспортного средства в дорожном движении или исключается возможность его эксплуатации. К этой категории относится и машина, которая не используется более 6 месяцев с момента истечения срока действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии.
При проверке информации от населения выясняют, что автомобиль и правда неэксплуатируемый. Эти данные направляют местным властям. Те обращаются к собственнику с просьбой переместить машину на охраняемую стоянку, привести в надлежащее состояние или утилизировать. Если владелец за 30 календарных дней этого не сделает, то автомобиль эвакуируют принудительно. Могут принять решение и о его утилизации.
Среди активистов проекта «Долой автохлам!» — первокурсник юридического факультета Витебского госуниверситета Артем Кравцов. Парень увлекается фотографией и интересуется раритетными авто. Но чаще ему попадается автохлам. Артем, стремясь быть полезным и заодно применяя свои юридические познания, помогает очищать дворы от груды металлолома.
Поскольку проект стартовал недавно, у автовладельцев, которые получили предписания от ЖРЭТ Витебска менее 30 суток назад, еще остается время исправиться.
Но борьба с автохламом началась не вчера. И порой до эвакуации дело доходит. Чтобы увидеть, как это происходит, отправляемся на проспект Черняховского, 34, где на гостевой автостоянке давно заметили пять явно застоявшихся автомобилей.
«Из них мы нашли владельцев четырех, трое на предписания отреагировали. Вот остались две машины — BMW и грузовик Mercedes. Потому пригласили ГАИ с их трактором-эвакуатором», — поясняет начальник ЖЭУ-21 Сергей Ильюшкин.
Инженер благоустройства городского ЖРЭТ Юлия Ольховик добавляет, что в этом году в Витебске выдали 60 предписаний, и только на 10 из них последовала реакция. Владельцы убрали свои авто с мест, где те «мозолили глаза» (правда, не исключено, что автохлам просто переместился в соседний двор).
«Мы нередко получаем жалобы жильцов, но чаще — информацию из ГАИ, после чего отправляем заказными письмами предписания. Частенько владельцы намеренно не получают письма, тогда они нам возвращаются. А еще бывает, что хозяина вообще невозможно установить, как в этом случае», — поясняет Юлия Ольховик, показывая на BMW, у которого признаки автохлама на кузове и колесах. Последние спущены, кое-где авто изъедено коррозией и покрыто слоем снега, отсутствуют номерные знаки. В таком состоянии, как свидетельствуют фото от людей из соседнего дома и офисов, а также рапорт сотрудника ГАИ, машина стоит здесь как минимум с июля.
Поскольку предписание направить некому (владельца без номеров вычислить не получилось), ЖРЭТ использовал доступные методы оповещения — объявление на стекле авто и дверях ближайшего дома. Реакции не последовало.
Но когда спустя полгода к BMW подъезжает трактор-эвакуатор — откуда ни возьмись объявилась женщина, которая представилась сестрой владельца. Скандалит, не соглашается с тем, что машина — откровенный автохлам, утверждает, что она эксплуатируется. В доказательство приносит техпаспорт и номерные знаки.
Однако когда ей предлагают под роспись получить постановление для владельца на принятие мер в течение 30 дней, соглашается. И этим, по сути, подтверждает, что машину на самом деле не используют.
«Этот хлам тут давно мешает — место занимает, убрать нельзя. Знаю не понаслышке, так как мы эту стоянку чистим сами, хоть она и городская. С августа пишем письма и в домоуправление, и в ГАИ. Наконец-то какая-то реакция!» — замечает подошедший к месту событий заместитель генерального директора фирмы «Стройторгсервис», у которой поблизости офис.
Пока представитель ЖРЭТ решает вопрос с родственницей владельца BMW, сотрудники ГАИ осматривают грузовик Mercedes и приходят к выводу: трактор такую груду не потянет. Придется коммунальщикам искать другой вариант эвакуации.
Отправляемся по другому адресу — к новостройке по улице Медицинской, 2. Здесь замечен бесхозный Opel — от владельца после направления предписания нет ответа. Колеса у него спущены, капот деформирован, задний бампер поврежден, кузов ближе к днищу почти сгнил, по лобовому стеклу паутинкой разбежались трещины от пробоины.
«Эта машина тут стоит лет семь, не меньше. Сколько я тут живу, столько и она здесь», — говорит жительница дома.
Чтобы эвакуировать автохлам, приходится сначала отогнать Ford, который заблокировал проезд. Точнее, не отогнать, а подтолкнуть с разрешения водителя, который сам подойти не смог.
Старенький Opel немного «реанимируют» — подкачивают колеса, чтобы без проблем довезти до штрафстоянки. Ведь эта машина — все-таки чья-то собственность. Даже если этот «кто-то» за своим транспортным средством совсем не смотрит, хотя должен нести ответственность — не только перед собой и обществом, но и перед законом.