"Хотя бы не на деньги налогоплательщиков". Как прошла закрытая премьера "белорусского Нолана"
«Рад сообщить, что можно проходить в зал. Мы начинаем», — сообщает режиссер. «Наконец-то», — добавляет кто-то из гостей. Предпремьера белорусского фантастического фильма «Разум» началась с задержкой на два часа. Духовный брат нолановского «Начала» может позволить себе и не такие кульбиты со временем. AFISHA.TUT.BY в числе первых гостей дождалась фильма, досмотрела его и ушла с фэйспалмом.
А тем временем начиналось все под аккомпанемент с жаром вылетающих пробок шампанского и раскатистый смех богемной светской тусовки. В уютном Falcon Club Бутик Кино в этот вечер были замечены экс-директор кинопроката Василий Коктыш, дизайнеры Апти Эзиев и Иван Айплатов, телеведущие Натали Роше и Евгений Перлин, продюсер Владимир Максимков, актеры Олег Гарбуз, Николай Кириченко, журналисты, блогеры, модели.
— Не хотите проверить возможности своего разума? — с улыбкой обращается к гостям молоденькая красотка из активации.
— Куда нам уже! — отшучивался кто-то постарше и направляется в сторону бара.
Тем временем зрителей у стойки все больше, а перспектива начала показа — все туманнее.
— Прошу прощения у гостей, но мы несколько задерживаемся, — извиняясь, сообщает режиссер Евгений Куренчанин. И добавляет то ли в шутку, то ли всерьез: — Копия едет из «Беларусьфильма».
Под добрые подколы и все тот же раскатистый смех продолжают открываться бутылки шампанского — публика не расходится. Это через час наши ряды поредеют, шампанское закончится, блогеры лягут на пол, чтобы сделать совместное фото, а гости без пары засядут в смартфон. А пока «гуляй-душа» гуляет.
— Смотри, это же Апти! — замечают модного столичного дизайнера две подруги.
— Я слышала, он для этого фильма делал костюмы.
Образы главных героев в самом деле создавал Апти Эзиев. Он же вместе со своей моделью Андреем Вихревым появится в картине в едва заметной роли — секунд на 20. Важной не столько для сюжета, сколько, положим, для имиджа.
Эпизодов «не для сюжета» в фильме, где сюжет обещал быть первичным, непростительно много. Как нестыковок и сугубо технических проблем — с той же озвучкой. Но словно заглядывая в будущее, Куренчанин оправдается за это заранее:
— Если что-то пойдет не так во время просмотра — это только ко мне. Я режиссер, и я за это отвечаю. — Не с первой попытки, но все же в зале гаснет свет.
Пошло.
Удачным звук в картине оказывается только на титрах — вступительных и финальных. Между ними — слепое, то есть глухое, пятно. После сеанса один из зрителей попросит автора к прокату фильма подровнять громкость в разных эпизодах, но основная проблема звуковой партитуры «Разума» — в ее отсутствии. Среди всего многообразия интершумов («заднего плана» звуков) то тут, то там встречались журчание воды, пение птиц и потрескивание дров, в остальном же — абсолютная тишина и врывающиеся в нее реплики героев. И вот результат: в зале было настолько тихо, что вы слышали, как говорит по телефону зритель позади вас. И как ему отвечают — тоже.
Как бы то ни было, анализ фильма принято начинать не со звука, а хотя бы с драматургии. Впрочем, ее не оказалось, поэтому можно продолжать дальше по списку. И это не фигура речи: система поступков героев, их конфликты, мотивация, сюжетные скачки — от фабулы до развязки — настолько лишены логики, что «Разум» смело можно было бы монтировать в произвольном порядке с закрытыми глазами.
По сюжету особая команда извлекает информацию из прошлого с помощью уникального оборудования — планшета и наушников Apple. Майкл, ее (не Apple) бывший руководитель, вынужден вернуться к работе, получив известие о гибели друга. Виной всему стал опасный заказ одного влиятельного фанатика — Франко. Теперь вся надежда лишь на новое оборудование для погружения сознания в будущее.
Типичные белорусские богатыри — Майкл, Харди, Франко, Уайт — существуют в пространстве снятого с нестандартного ракурса, но узнаваемого Минска. Города новостроек комплекса «Лебяжий», побережья минского моря, дорогих машин, светлых интерьеров с икеевской мебелью и фоновым остеклением современной архитектуры. В этом невербальном поле фильм «Разум» открещивается от всего белорусского. А потом внезапно герой Павла Харланчука заговорит на мове. «Это маленький штришок, который отлично подчеркивает социальную тенденцию, проникающую и в современный кинематограф», — сообщается в пресс-релизе по фильму. Это автор, он так видит.
Ему одному по силам постичь и мотивацию в поведении своих героев. Когда Майкл в очередной раз сообщает: «Я не буду говорить, как я к этому пришел, просто расскажу, что было дальше», — в зале — дружный хохот. Смеялись, на самом деле, много. Но не потому что смотрели комедию.
Подогретые еще ожиданием и уже несдержанные к очередным ляпам отдельные зрители начинают нецензурно браниться.
Майкл: «Страх — одна из самых мощных эмоций, которая может убить».
Парень в третьем ряду — протяжное: «Б***ть».
Самые флегматичные — играют на смартфоне.
Куренчанин однозначно сделал многое: как инвестор, как менеджер, талантливый организатор, управляющий, стратег, переговорщик, пиарщик. Но не как режиссер. И несмотря на чрезмерное обилие реплик в кадре — не как рассказчик. Из «Разума» вполне могла бы получиться плохая аудиокнига, но уж точно не кино.
— Хорошо, что хотя бы не на деньги налогоплательщиков, — смеются коллеги-журналисты, выходя на мороз после сеанса. — И на том спасибо.
Поверить в белорусский «Разум» можно уже завтра — фильм стартует в столичном прокате пулеметной очередью по пяти кинотеатрам. Затем авторы планируют всебелорусский прокат. А после — сиквел. Куда сложнее в свете происходящего верится в разум отечественного прокатчика.