"Американцам кажется, что здесь иной мир". Баскетболист из США рассказал о жизни в Беларуси
SPORT.TUT.BY запускает проект «Легионеры», в котором иностранцы, выступающие в Беларуси, рассказывают, как переезд в нашу страну изменил их жизнь. Первый герой — американский баскетболист Джастин Грей — игрок столичных «Цмокаў».
После тренировки Джастин входит в фойе спорткомплекса «Минск-2006» в стильной тишотке родного колледжа «Уэйк Форест» и с широкой улыбкой произносит: «Приуэт!». Грей уже 11 лет играет в Европе, но ранее не задерживался ни в одном из клубов дольше двух лет. Этот сезон в составе «Цмокаў» стал для Джастина третьим. Хотя, по признанию харизматичного американца, многие его друзья до сих пор не знают, что такое Беларусь.
— Три года назад у меня было два варианта: переезжать из Кипра в Беларусь или во Францию. За последнее время я успел поиграть в Бельгии, Украине, Германии, Польше, Греции, Болгарии, Турции и даже в Китае и Ливане. У меня сформировалось отличное представление о том, что такое Европа. Я усвоил один важный урок: надо выбирать не то место, где предлагают большие деньги, а то, где в тебе нуждаются и где тебе будет комфортно. Я чувствовал, что получу в «Цмоках» новый вызов и шанс добиться с командой того, чего она еще никогда не делала в своей истории.
«Во Флориде мы встречаем Новый год в шортах на пляже. Поэтому ваши пуховики — стресс для меня»
Так началось знакомство Грэя с Беларусью. Первым, что шокировало теплолюбивого уроженца Северной Каролины, стал недружелюбный белорусский климат:
— Моя первая поездка в Минск состоялась в феврале, с собой не было ничего теплее байки. Я был в шоке, когда понял, что март в Беларуси это еще не весна с цветущими деревьями, а продолжение снежной зимы. Сейчас моя семья живет во Флориде, там мы встречаем Новый год в шортах на пляже. Поэтому все эти пуховики — стресс для меня.
Первый год Джастин Грей изучал Минск самостоятельно, а затем перевез в Беларусь семью:
— У меня чудесная жена Джули и двое маленьких детей — 7-летний Джастин и 2-летняя Джай. Дети были в восторге от снежной белорусской зимы. Джастин постоянно играл в снежки, лепил снеговиков и делал снежных ангелов. Прошлое Рождество запомнится ему навсегда. Дети взрослеют слишком быстро, я не успеваю оглянуться. Жена и мои малыши прожили в Минске год, сын даже ходил в международный детский сад. А в этом году Джастин пошел в школу, и мы решили, что ему лучше сразу привыкать к традиционному американскому образованию. Поэтому семья вернулась в Штаты.
Самое трудное для меня — это упускать моменты взросления детей. Недавно у Джастина был день рождения, и я очень переживал, что не нахожусь в этот праздник рядом с ним. Мой сын верит в Санта-Клауса и пишет ему письма. В этом году он попросил у Санты игровую приставку Play Station 4, а я уже к тому моменту отправил ему эту приставку как подарок на день рождения. Теперь Джастин думает, как бы сделать для Санты новый заказ. Джей-Джей, как я люблю его называть, попросил меня ничего не дарить ему на Рождество, пока этого не сделает Санта-Клаус, чтобы я наверняка не опередил его снова.
Джастин Грей может рассказывать о своих детях бесконечно. Он сам рос без отца, поэтому делает все, чтобы Джастин-младший и Джай чувствовали его заботу и любовь даже за тысячи километров:
— Моя маленькая дочь — девочка до кончиков волос, такая нежная, милая. Конечно, я становлюсь с ней мягким папочкой. Я не боюсь, что она повзрослеет и мне придется ревновать ее к окружающим. Я убежден: Джастин и Джай навсегда останутся для меня детьми, которых я буду бесконечно любить и поддерживать. Сегодня сын очень увлекается баскетболом и чем-то напоминает меня.
Мама спрашивала: «Что ты сегодня ел?». Я отвечал: «Оу, кажется, я пил воду и играл в баскетбол»
Баскетболист «Цмокаў» из тех американских мальчишек, которые сутками пропадают на спортивных площадках и засматриваются матчами Национальной баскетбольной ассоциации:
— Я фанател от Майкла Джордана. И не осознавал, что сам тренировался сутками напролет. Баскетбол был для меня просто любимой игрой. Я просыпался, брал мяч и возвращался, когда солнце уже садилось. Мама спрашивала: «Что ты сегодня ел?». Я отвечал: «Оу, кажется, я пил воду и играл в баскетбол». Семья шутила: «И кем же ты станешь в жизни, если целыми днями не расстаешься с баскетбольным мячом?».
В Америке мальчики мечтают стать бейсболистами, баскетболистами или игроками команд по американскому футболу. Все зависит от того, где ты растешь. В Северной Каролине был очень популярен студенческий баскетбол. Это бюджетный спорт, для занятий которым нужны всего-то кроссовки, шорты, футболка и один мяч на всю компанию. А для бейсбола надо было покупать биту, специальную форму, ловушку, шлем. Мама воспитывала меня одна, поэтому выбор в пользу баскетбола позволил ей вздохнуть с облегчением.
Когда Джастину Грею исполнилось 14 лет, мама, видя увлеченность сына баскетболом, предложила ему поступать в колледж:
— До этого я никогда не задумывался о профессиональной карьере в НБА. Я знал, что там играют суперзвезды, и не думал даже соваться на такой уровень. Большинство белорусов знают американские колледжи по молодежным комедиям, где все крутые парни — капитаны спортивных команд, а самые красивые девчонки танцуют в группах поддержки и крутят романы с кэпами. В этом есть немного правды, хотя, конечно, студенческая жизнь показана немного приукрашенной.
«Я скажу, как большинство стариков, но студенческая жизнь действительно была лучшим периодом в жизни»
Я учился в небольшом колледже «Уэйк Форест», где насчитывалось пять тысяч студентов. Если ты не знал кого-то по имени, то точно узнавал в лицо и примерно понимал, из какой он компании. Я был действительно популярным парнем, играл в баскетбол, со второго года обучения стал даже капитаном команды. Я нравился девчонкам и постоянно был в центре шумных компаний. Скажу, как большинство стариков, но студенческая жизнь действительно была лучшим периодом в жизни: мы уезжали далеко от родителей, беззаботно жили в свое удовольствие, веселились днями напролет, занимались спортом, мелькали на телевидении, совершали ошибки и получали бесценный опыт.
Джастин Грей объясняет, что самые близкие его друзья по сей день — это однокурсники из колледжа. Лучший друг игрока «Цмокаў» — Крис Пол — играет сейчас в НБА за «Лос-Анджелес Клипперс»:
— У нас обоих есть сыновья, мы собираемся каждое лето с Крисом, вспоминаем фантастические студенческие времена и дорожим нашей дружбой. Я благодарен колледжу за жизненные уроки. Каждое лето мы приезжаем в «Уэйк Форест» с другими выпускниками, общаемся с учениками. Мне кажется, что так и должно быть: это место и люди когда-то помогли каждому из нас, а теперь наш черед отплатить той же монетой.
Мой сын любит баскетбол — летом мы каждый день ходим с ним в спортзал. Но Джей-Джей не спрашивает у меня профессиональных советов, ему кажется, что он знает все сам. Этот парень уверен в себе на сто процентов, он лишь говорит: «Папа, тебе пора увидеть меня в деле, приезжай и посмотри, как я могу».
«Когда я только переехал в Беларусь, то постоянно улыбался, а окружающие недоумевали, что со мной не так»
После колледжа Джастин Грей попал в команду «Торонто Рэпторс», но получил травму и надолго в Национальной баскетбольной ассоциации не задержался.
— У меня были шансы закрепиться в Америке, но спорт есть спорт, и здесь главное не сдаваться. Со временем я хорошо зарекомендовал себя в Европе и с энтузиазмом начинал каждый новый европейский период. Когда только переехал в Беларусь, то постоянно улыбался, а окружающие недоумевали, что со мной не так. Они казались такими серьезными и угрюмыми. Наверное, это из-за постоянных холодов и непростой экономической ситуации. Люди в Беларуси вынуждены много работать, у каждого полно своих проблем.
Конечно, я тоже не такой уж беззаботный парень, который счастлив 24 часа в сутки. Но моя частная жизнь никак не должна пересекаться с работой. Когда я прихожу на двухчасовую тренировку или игру, то забываю обо всем. Люди, которые заполняют трибуны, и мои партнеры по команде не обязаны видеть мою тоску или озабоченность. Я не могу позволить себе быть несчастным. Я играл в баскетбол с четырех лет и в детстве мог лишь мечтать о том, что любимая игра станет средством зарабатывания денег. Я счастливчик и благодарен за то, что имею.
За три года в Минске Джастин Грей неплохо наладил быт, подружился с соседями, присмотрел любимые рестораны и супермаркеты:
— Клуб помог подыскать квартиру. У меня было всего одно пожелание: совмещенная кухня и гостиная. Я ненавижу одиночество и тишину, поэтому мой дом всегда полон гостей. Очень весело кулинарить и одновременно общаться с друзьями. Я живу неподалеку от универсама «Рига», поэтому постоянно хожу туда за покупками. А еще поблизости находится Комаровка — шумный рынок, где всегда можно купить свежие овощи и мясо. Правда, я не очень хорошо ориентируюсь в ее масштабах, поэтому обычно хожу по уже знакомым точкам.
Я люблю готовить, но когда ты живешь один, то не очень хочется часами стоять у плиты. Мне понравилось несколько минских заведений. Часто бываю в ресторане Iachetta's. Там работает фантастический итальянский повар, а по четвергам подают вкусные блюда из морепродуктов. Еще мне нравится кафе ENZO с американскими бургерами. А если хочется белорусской еды, то иду в «Лидо» − в этом ресторане-бистро классные супы. Когда я прилетаю на побывку в Америку, начинаю скучать по белорусскому супу, представляете? В Минске почти все время прохладно, поэтому суп — отличная еда в такую погоду. А во Флориде это блюдо никто не ест.
«Я уверенно хожу на шопинг в Минске, ведь у меня есть профессиональный переводчик — Google»
Баскетболист полюбил Минск и на третий год стал называть это место домом. Он, как и многие иностранцы, отмечает чистоту и безопасность белорусской столицы:
— Я завел хороших приятелей, полюбил свою уютную квартиру. Минск — большой, но очень чистый мегаполис с сотней мест, где можно вкусно поесть, весело потусоваться и расслабиться. Конечно, возникают некоторые сложности. Я до сих пор не владею русским, только некоторыми базовыми словами. Но этого недостаточно для того, чтобы объяснить таксисту, куда мне надо поехать. Поэтому приходится звонить одноклубникам и просить, чтобы они объяснили водителю пункт назначения. К счастью, с появлением Uber мне стало проще. В Минске я не вожу машину. У меня есть водитель, но я не могу позвонить ему в любое время суток и сказать: «Эй, дружище, отвези-ка меня в такое-то место». Ведь у этого человека есть своя семья.
Я уверенно хожу на шопинг за продуктами, у меня есть профессиональный переводчик — Google. Хотя без 3G я перестаю быть крутым парнем. А еще есть такая классная штука, как доставка еды на дом. Не подумайте, что я лентяй, просто это значительно облегчает мне жизнь. Так я снижаю риск уронить пакет с овощами на лед — зима-то в Беларуси суровая.
Джастин Грей придерживается американских традиций даже вдали от дома. Он неизменно отмечает День благодарения и спешит домой на Рождество — все так, как показано в голливудских фильмах:
— В четвертый четверг ноября американцы отмечают День благодарения. В этом году у нас как раз выдался выходной, и мы собрались с легионерами у Дрю Джойса, накрыли праздничный стол. К сожалению, индейки не было, зато приготовили вкусную курицу, макароны, сыр и панкейки. Получился настоящий американский ужин.
На этот праздник в Америке редко дарят подарки, суть Дня благодарения в том, чтобы еще раз сказать спасибо близким и друзьям за все, что они для тебя делают:
— В нашей семье есть традиция играть в «Тайного Санту» в этот день: мы пишем имена членов семьи на бумажках, перемешиваем их в шляпе и затем вытягиваем по одной. Ты должен подготовить подарок к Рождеству человеку, чье имя написано на твоей бумажке. Это очень забавная и милая традиция, с которой начинаются рождественские приготовления.
«Знайте, парень с самой огромной сумкой в аэропорту — это наверняка Джастин Грей»
В этом сезоне у «драконов» насыщенный календарь. Поэтому единственная возможность навестить родных во Флориде — трехдневная рождественская пауза:
— Этого катастрофически мало: из трех дней два придется потратить на дорогу, но лучше короткая встреча, чем совсем ничего. Жене сложно добираться в Беларусь с двумя детьми, им пришлось бы привыкать к смене часовых поясов, проходить адаптацию. Так что я сам отправлюсь в путешествие.
Грей делится подколками, которыми его традиционно приветствуют друзья по возвращении из Беларуси:
— Ребята любят прикалываться: «Эй, куда тебя занесло, парень? Что такое Беларусь?». Я рассказываю, что эта страна находится по соседству с Россией. Они сразу соображают: «Это что-то типа Москвы». А я смеюсь: «Парни, вы понятия не имеете, что такое Беларусь». Им кажется, что здесь другой мир. И тогда я рассказываю, что в Минске тоже есть американские рестораны KFC, Friday's и Domino's Pizza.
Еще друзья отмечают, что одежда выдает во мне европейца. Может, это потому что в Беларуси туго с шопингом. Кстати, это еще одна причина, почему жена не захотела надолго оставаться в Минске. Здесь действительно маленький выбор одежды. Иногда хожу в торговый центр «Замок» — мое основное место для покупок. Вообще, я предпочитаю закупаться в Америке и потом тащить все в Минск. Знайте, парень с самой огромной сумкой в аэропорту — это наверняка Джастин Грей.
Американский защитник сам удивляется тому, что провел в Беларуси рекордное количество сезонов в сравнении с другими периодами своей карьеры:
— Знаете, что по-настоящему держит меня в «Цмоках»? Доверие, которое я испытываю к тренерскому штабу, партнерам по команде и руководству клуба. Ежедневно я прихожу в зал в отличном настроении и отдаюсь на сто процентов игре, потому что уверен, что каждый из нас делает то же для общего результата.
Конечно, сегодня я отличаюсь от того отрывного Джастина, который учился в колледже. Я муж и отец двух прекрасных детей. Моим малышам неважно, как я сыграл в матче. Они не беспокоятся, когда папа проигрывает. Я знаю: каким бы ни выдался день, вечером я услышу их нежное: «Привет, папочка». И это дает мне силы чувствовать себя бодро, даже находясь на другом континенте.
После 11-летнего опыта выступлений за европейские клубы Джастин Грей обзавелся знакомствами во всех странах:
— Я знаю тренеров, игроков, менеджеров, президентов почти всех клубов, с которыми мы встречаемся. Я не загадываю, как будет развиваться жизнь и где я окажусь завтра, поэтому не сжигаю мосты. Как-то заметил, что многие из баскетболистов «Цмокаў», которые завершили карьеру, остались работать в структуре клуба. Я всегда любил пошутить над ребятами: «Цмокі» никого не отпускают. Теперь, кажется, пришло время шутить надо мной. Уже третий сезон я в Минске, и мне здесь действительно хорошо.