"Если есть в кафе, зарплаты хватит на две недели". Ищем обед в кулинариях с работником музея
Многие заведения предлагают обеды, стоимость которых в теории должна устраивать каждого. Однако если отойти в сторону от представлений и взглянуть на цены с позиций реальности, оказывается, что отдавать 8−10 рублей за ланч — это роскошь. Повседневность же — это ссобойки или ближайшая кулинария. AFISHA.TUT.BY прогулялась по магазинам вместе с младшим научным сотрудником музея Максима Богдановича Валентиной Короткиной и узнала, что на обед у людей, которые хранят память о белорусском классике.
Стандартный обед музейного работника — салат и две сосиски в микроволновке
— Коллеги сказали, что изначально мы не то место выбрали, — говорит Валентина, когда мы встречаемся у входа в ТЦ «Корона». — Цены для музейных зарплат тут чересчур высокие.
Тайну из своих заработков Валентина не делает: скрывать, по ее словам, здесь нечего. Девушка работает в культурно-просветительском секторе, который раньше назывался экскурсионно-массовым. Чем непосредственно она занимается?
— Мы должны проводить экскурсии в музее и педагогические занятия, лекции в школах. Известно, что музей Богдановича уже пятый год закрыт на ремонт, поэтому до недавнего времени единственное место, где мы могли вести экскурсии, — это временная выставка. Сейчас ее сняли. На 9 декабря, к дню рождения Богдановича, готовится открытие музея. Пока же наша деятельность заключается в следующем: мы ездим по школам и читаем там лекции, проводим занятия в игровой форме.
Официально это происходит следующим образом: у нас есть план. Мы знаем, что в этом месяце сотрудничаем, к примеру, со школами Первомайского района. Все в курсе этого. Самые ответственные звонят сами, остальные ждут, когда начнем звонить мы. Каждый месяц кто-то из сотрудников берет трубку и начинает: «Здравствуйте, мы из музея Максима Богдановича. Когда к вам можно прийти?» Система обязаловки существует. Это не самый приятный момент и для нас, и для школ.
За эту деятельность, разработку маршрута по местам Богдановича в Минске, а также научные исследования контракт Валентины предлагает ей сумму в 668 тысяч неденоминированных рублей.
— Со всеми надбавками максимум, который я получаю, — 140 рублей. Такой вот феноменальный заработок на полставки. Недавно я хотела пойти в языковую школу на курсы английского, которая предоставляла возможность оплатить их с рассрочкой. Парень, который меня записывал, увидел справку о доходе и сказал: «Слушайте, это же ниже прожиточного минимума! Нет, банк точно откажет, даже не стоит пробовать». Естественно, это не единственный мой источник дохода. Параллельно уже семь лет я работаю как экскурсовод — хобби, которое переросло в профессию. В музей Богдановича я пришла чуть меньше года назад.
Итак, чем же нынешнее финансовое положение позволяет утолить голод музейного сотрудника? Идем на поиски оптимального по цене и составу обеда.
— Сегодня, к примеру, я перекусывала купленными в магазине салатом и двумя сосисками. Замечаю, что такой перекус бывает не только у меня, но и у тех сотрудников, которые работают на полную ставку. У заведующей тоже. Обычно мы идем в кулинарию «Рублевского», торгового дома «На Немиге» или в ближайший магазин. Ведь нужно успеть не только купить, но и съесть это.
Кулинария «Короны» выглядит разнообразно и довольно аппетитно. Но Валентина не теряется: выбирает ровно те позиции, к которым она привыкла, по ходу корректируя их взглядом на цены. К примеру, витрину с курицей и рулетами она стремительно пролетает. Та же участь настигла роллы и суши.
— Для музейного сотрудника, у которого зарплата 140 рублей, это даже чересчур большой выбор, — говорит Валентина. — Что для нас было бы уместно, съедобно и, подозреваю, вкусно? Салат с крабовыми палочками, оливье. Хотя разбежка в ценах, конечно, ощущается: 6,5 и 10,1 рубля за килограмм. Но это и есть обычно то, что мы покупаем. Берем контейнер граммов на 200−250. То есть салат с крабовыми палочками потянул бы на 1,3 рубля. К нему подойдет какое-нибудь филе. Конечно, не свинина: слишком дорого. Но можно взять птицу, которая потянет рубля на полтора. То есть вот — 3 рубля.
Предлагаем Валентине взглянуть на филе лосося.
— Почти 50 рублей за килограмм? Нет, это нам не по карману, даже после зарплаты. Вообще, когда я думала над вопросом, сколько стоит наш среднестатистический обед, то осознала, что он укладывается в 2−3 рубля. Это минимум и самый оптимум.
«Часто ходим в "Рублевский", пока все живы»
Скромная кулинария «Рублевского» — знакомое для Валентины место. Здесь она бывает относительно часто, покупает что-то на обед и к чаю. Хотя раньше сторонилась этого магазина.
— В студенческие годы мне хотелось заработать на отдых, поэтому решила подработать на выкладке товаров, как раз в «Рублевском». Видела, как это все готовится, потом очень долго ничего не покупала в этом магазине. Но пока — тьфу-тьфу-тьфу — все живы.
В середине дня здешний ассортимент выглядит довольно скромно. Беляши, чебуреки и иже с ними Валентина оставляет за пределами своего внимания. Мясное она любит, но не в таком виде.
— Все-таки мы за относительно здоровое питание, — объясняет младший научный сотрудник. — Из этого «дикого» ассортимента я бы взяла два драника. Они вроде свежие. Обошлись бы в 1,5 рубля. С мясом — дороже, — со знанием дела оценивает свой потенциальный обед Валентина. — У нас в холодильнике обычно живет коллективная сметана, так что нормальное сочетание получится. И очень бюджетное.
Другой вариант, который предлагает девушка, — приготовленный рис и «тоже что-то из мясного». Салаты у нее аппетита не вызывают.
— Тех, которые мы обычно берем, сейчас нет. Но, например, можно взять морковь по-корейски. Коллега ее покупает, вроде нравится. Да, она бы на морковку точно соблазнилась бы, — улыбается Валентина. — Замечаю, что и коллеги, которые готовят ссобойки дома, берут что-то похожее: котлета-гречка, котлета-рис, отбивная-салат. Одно и то же годами. Но может быть и третий вариант, некулинарийный. Салат «Санта Бремор», если не успеваем дойти до «Рублевского» или «На Немиге», плюс две-три сосиски. Так, как было сегодня.
«Потратиться не жалко. Но как потом жить на музейную зарплату?»
Валентина признается: в еде она консерватор. Музейные зарплаты и личные привычки сформировали определенный набор ее обедов, меняются только вариации. Итак, обычно это салат и филе птицы, рис или картофель с ним же, драники, плов. Свинину она не покупает, потому что дорого. С рыбой отношения не сложились из-за того, что детство девушки прошло в озерных краях и рыбы в нем было достаточно много.
Пытаемся вывести ее из гастрономической зоны комфорта и направляемся в кулинарию «Центрального». Если вам нужна просто еда, стоит идти непосредственно на второй этаж магазина. Если же хочется минимальных приключений, следует остаться на первом. Мы выбрали второй вариант.
— В «Центральный» я забегаю между своими работами выпить чаю, согреться. Беру напиток и что-то типа сэндвича либо пирожного. Вот вижу своего любимца — пирожное «Мечта», за 1 рубль 29 копеек. Но вообще, у всех музейщиков любимая сладость — эклеры. С ними часто приходят гости, балуют нас.
Внимательно разглядываем витрины, мешая местным выбирать закуску из свиных ушей. Стоят они, между прочим, более 9 рублей.
— О нет, такое ни за что! — смеется Валентина. — Даже не знаю, что здесь съедобное. Бутерброды выглядят нормально, и стоимость у них не музейная. Вот картошка — нормальный вариант. Что к ней? Куриное бедро или крылья. Даже со скидкой. У шницеля заоблачные цены, — уверенно раздает оценки девушка. — Как вариант, можно было бы взять что-нибудь из этих лавашевых рулетов: сырный за 7,59, например. Здесь получится немного дороже, но разнообразней. Из салатов — можно взять капусту, например. Винегрет — тоже нормально. Блины — вряд ли. Если бы совсем ничего не было, то только тогда блины. Я все-таки больше мясоед.
Но от десерта наш мясоед не откажется. Валентина рассказывает, что в музее всегда много гостей, которые приходят обсуждать дела и договариваться. Специально для них в закромах музея хранится что-то, купленное в магазине: вафли, конфеты. Фрукты, по словам Валентины, музейные сотрудники не покупают.
— Обычно у нас свое. Есть те, кто живет за городом, поэтому яблоки, груши приезжают к нам прямиком из сада. Ну или хурмой сейчас балуемся.
Напоследок спрашиваем у Валентины, сколько ей действительно не жалко потратить на обед, какая сумма будет абсолютно приемлемой.
— Потратить мне не жалко. И под настроение, когда мне хочется хорошо поесть, я могу оставить за обед 10 рублей. Но если делать это каждый день, зарплаты хватит на две недели. И это только для того, чтобы поесть один раз в день. Среднестатистически трачу от 3 до 5. Три — оптимальнее всего.