От школы керамики до ИТ-курсов для детей. Как опытные бизнесмены оценили ошибки и успехи новичков
«По телевидению показывают только результаты, поэтому может показаться, что участникам все легко дается. На здесь нужно реально работать и вкалывать», — рассказывает один из финалистов проекта «Мой бизнес» на ОНТ Виктор Бердников. 3 декабря телезрители выберут победителя второго сезона социально-образовательной программы. Сегодня мы расскажем о 5 финалистах проекта.
ОНТ выпускает второй сезон социально-образовательного проекта «Мой бизнес». Подать заявку на участие в программе мог любой, кто занимается бизнесом. Те, кто прошел предварительный отбор и попал в топ-30 лучших, смогли презентовать свой проект известным бизнесменам, которые выполняют роль консультантов (менторов). В финал от каждого ментора выходит по одному участнику. Победитель получает денежный приз.
ИТ-школа для подростков. «Денег на рекламу не было, сами разбрасывали листовки по почтовым ящикам»
«Даже школьник может зарабатывать деньги», — убеждена Елена Динман, которая вышла в финал «Мой бизнес» с проектом ИТ-школа TeenSchool для подростков.
После окончания филфака БГУ Елена устроилась менеджером в ИТ-компанию, позже прошла трехмесячные курсы на веб-дизайнера.
— Профессии нас обучали по книгам, а практики не было. После этого я поняла, что в ИТ-сфере не хватает качественных курсов, — рассказывает Елена Динман, которая в 2007 году создала ИТ-школу MyFreedom.
По ее словам, успешного старта проекта не получилось.
— Первое время было непросто. Спасало, что брат работает программистом, он помогал мне разобраться в теме, чтобы я поняла, как что устроено, — вспоминает девушка. — Я взяла кредиты, сняла небольшой офис, но люди не пришли. На рекламу не было денег, сама ходила по домам и разбрасывала по почтовым ящикам письма. В какой-то момент это сработало, стали появляться ученики, они рекомендовали наши курсы своим знакомым.
Дела постепенно стали улучшаться, а спустя некоторое время Елена решила расширить бизнес — открыть ИТ-курсы для школьников 10−11 классов. Правда, девушка столкнулась с похожей проблемой, которая была на старте в 2007 году, — нехватка учеников.
После общения с менторами выяснилось, что у команды не было учебной программы, которую можно было бы предложить школьникам. Специалисты помогли ее составить.
Бизнес-вумен рассказывает, что в ИТ-школу для подростков TeenSchool все же удалось набрать шесть групп по 10 учеников в каждой. Также открыли филиал в Бресте, где тоже обучается около 60 школьников по двум программам — web-разработка и 3D-моделирование. В перспективе Елена планирует открыть филиалы во всех областных центрах.
Елена Динман поясняет, сертификат, который получает выпускник ИТ-школы, «удостоверяет, что он получил практический опыт, но не отменяет необходимости получать образование».
— Мы хотим придерживаться элитного образования, будем принимать на курсы по результатам собеседования и тестирования, — поясняет Елена. — Мы ориентируемся на профессию, делаем упор на компетенциях, которые необходимы для успешной работы в этой профессии — командная работа, поиск информации, системное мышление. Для ИТ-компаний сейчас важно, чтобы человек не только программировал, но и понимал весь цикл разработки, умел коммуницировать и взаимодействовать в команде.
В этом году набирать учеников в ИТ-школу для подростков уже не будут. Но на следующий год у команды Елены амбициозные планы. По прогнозам, за год обучение должны пройти 1000 человек, а ежемесячная выручка составит 92 тысячи рублей. К слову, сейчас трехмесячный курс обучения с двумя занятиями в месяц обходится в 92 рубля. В будущем стоимость может немного увеличиться.
— В проекте я получила от команды ментора много знаний по по бизнес-процессу, маркетингу. Мы наладили контакт с ИТ-компаниями, которые помогают улучшить качество обучения, — говорит Елена Динман. — Мы работали с профессионалами, поэтому у нас не было ошибок, и мы в короткие сроки добились космических результатов.
Ментором проекта ИТ-школы для школьников выступал Олег Хусаенов, генеральный директор управляющей компании «Зубр Капитал». «Нас интересует сфера образования, мы проинвестировали в начале этого года проект «Школа роботехники» (участник прошлого сезона программы «Мой бизнес» — Прим. FINANCE.TUT.BY), — тк он пояснил в телеэфире, почему выбрал в финал ИТ-школу для подростков, а не производителей мебели в стиле лофт.
Бренд-менеджер компании «Зубр Капитал» Антонина Серякова добавляет:
— У молодой амбициозной команды TeenSchool бизнес основан на глобальной миссии дать белорусским подросткам навыки и технологии, чтобы адаптироваться к вызовам будущего, — поясняет Антонина Серякова. — Мы же как инвестиционная компания верим, что с каждым годом роль образования будет повышаться, а сам процесс обучения будет претерпевать коренные изменения. Другими словами, в этой сфере нас ждут глобальные перемены, и это касается не только Беларуси, подобный тренд уже наблюдается по всему миру.
Вторая причина, по которой команда ментора выбрала ИТ-школу для подростков — «тот факт, что бизнес Елены построен на большой мечте».
— Это пример того, как бизнес может менять мир вокруг себя. Мы хотели, чтобы пример Елены служил вдохновением для телезрителей ТВ-проекта. Безусловно, Елена не пришла к нам уже готовым предпринимателем, — говорит специалист. — Наша команда потратила большое количество сил и времени, чтобы помочь выстроить TeenSchool как бизнес-проект. За время проекта Елена с нашей помощью смогла сформировать стратегию своего бизнеса, разработать программу, сформировать первые обучающие группы, выйти в регионы и за пределы нашей страны.
Дизайнерские светильники и кресла. «Дизайн отличный, но как это сделать?»
— Когда мы пришли на проект «Мой Бизнес», мы не знали, чего ожидать, но очень хотели реализовать свой самый первый продукт — выпустить лампу в виде птицы, — рассказывает еще один финалист проекта Дмитрий Царук, директор брестской компании «Файно Дизайн».
На разработку этой лампы-птицы команда потратила 4 года.
— Когда мы придумывали предметы, мы не думали о производстве. Дизайн получился отличный, но произвести вещи, ту же птицу-лампу, было очень сложно, — поясняет Дмитрий.
На телевизионный проект команда пришла за советом, как наладить производство продуктов, дизайн которых она разработала. К слову, за свою лампу ребята недавно получили британскую премию DESIGN&DESIGN INTERNATIONAL AWARD.
Сейчас в команде семь человек — три дизайнера, два менеджера и пиар-специалист, их возраст — от 23 до 29 лет. Четверо из них — Дмитрий Царук и дизайнеры Игорь Царук, Марина Ахмедова, Денис Шпинок — в команде с самого начала.
— До проекта «Мой бизнес» мы делали дизайн интерьера и 3D-визуализацию. Но мы всегда хотели придумывать предметы интерьера. И за 4 года многие из наших идей стали очень популярны и в Интернете, и публиковались во многих книгах и журналах о дизайне, а мы стали получать сообщения от разных людей и разных стран с общим вопросом «где купить ваши предметы». И мы решили, что раз они нужны людям — мы сделаем их, — говорит Дмитрий Царук.
— Так мы занялись промышленным дизайном. Это не значит, что мы купили станки и стали выпиливать птичек. Мы нашли производственных партнера, в сотрудничестве с которым производим наши предметы и имеем возможность контролировать результат, — отмечает Дмитрий. — К сожалению, все предметы из дерева оказались достаточно сложными и дорогими в производстве.
Так, лампа стоит 190 долларов, стул — 180 долларов, часы — 75 долларов, а ваза — 35 долларов. Команда планирует в будущем разработать более массовые и недорогие вещи из пластика.
— Заказов достаточно, первая партия предметов очень быстро разошлась по покупателям. Начинали мы в Беларуси и России, но больше перспектив мы видим на мировых рынках, в частности европейском и американском, — делится подробностями Дмитрий.
Ментор проекта Fajno Даниэль Крутцинна, член наблюдательного совета ОАО «Банк Развития Республики Беларусь», управляющий партнер компании Civitta, рассказывает, что его участники до сих пор не определились, чего они хотят больше — производить продукцию или оставаться студией и продавать другим компаниям хорошие дизайнерские решения.
— Когда команда пришла на проект, у них не было опыта в производстве. Но они сказали, что не хотят быть просто дизайнерами. За три месяца они научились выпускать продукцию. Производство у них находится на аутсорсинге. На мой взгляд, у них получилось, — отмечает ментор.
По его мнению, проект Fajno может столкнуться в Беларуси со сложностями в поиске заказчиков, которые могут оценить разработанный ими дизайн.
— В Беларуси многие думают, что они самоучки и сами понимают, что нужно делать в дизайне. И это очень большое заблуждение. И такие заблуждения есть не только у государственных компаний, но и у частных. С другой стороны, несформированный рынок в Беларуси можно рассматривать и как возможность. Если ребята начнут сотрудничать с белорусскими заводами, помогать им делать продукцию более красивой, то они вполне могут монополизировать этот рынок. А часто бизнес лучше делается не на конкурентном, а на монопольном рынке.
Керамическая посуда и мастер-классы. «Не верили, что увлечение может стать бизнесом»
27-летняя Наталья и 28 летний Виктор Бердниковы уже три года создают изделия из керамики.
— До этого мы были ремесленниками. Мы делали украшения из эпоксидной смолы, из дерева. Наталья также шила игрушки, — говорит Виктор. — Я работал на производстве мебели, ушел с этой работы лишь спустя полгода после открытия магазина с керамикой.
По его словам, молодая семья не верила, что новое увлечение керамикой стать полноценным бизнесом.
— Мы не планировали таких размеров производства, как сейчас. Купили печь для изготовления керамики за 3,5 тысячи долларов только исходя из того, что если не сможем продавать, то будем для себя что-то делать, — вспоминает парень. — Но дело пошло, со временем купили вторую такую печь.
Первая мастерская Бердниковых была площадью в 17 квадратов, а этой весной они переехали в новое помещение, которое в три раза больше.
Семейная пара пришла на проект «Мой бизнес», чтобы «вырасти в производстве с 500 изделий в месяц до 1000». Бердниковы в итоге удвоили производство, взяв на работу трех студентов, но от дальнейшего расширения отказались.
— Мы решили, что этот путь не для нас, по крайней мере, не сейчас, потому что не хватает многих знаний, опыта и ресурсов. Если увеличивать объемы, то нужно строить другие отношения с покупателями, это совсем иная история, — поясняет Виктор.
Сейчас Бердниковы же сконцентрировались на еще одном проекте — мастер-классы по керамике.
— Мы решили создать школу керамики, где можно будет прийти после работы отдохнуть, поработать с глиной. Она также будет направлена и на профессиональное обучение. Мы поняли, что не можем на все разорваться, решили не расти в производстве, а уделить внимание тому, что приносит удовольствие — мастер-классы, — уточняет Виктор.
Наталья под мастер-классы специально зарегистрировала ИП. Виктор сейчас также занимается обучением трех новых сотрудников.
Ментор Виктор Бабарико, председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» поясняет, почему отобрал в финал проект «Лунная керамика»:
— Проект наглядно демонстрирует, если у тебя есть что-то, что отличает от других, это и есть основа бизнеса. Наступает эпоха самореализации, где собственные умения человека становятся гораздо важнее места, где он работает. К примеру, если раньше специалист попадал на работу к Форду, то был понятно, что у него все будет хорошо, а если не попал, то очень плохо. Сейчас же очень важно, что ты из себя представляешь.
По словам Виктора Бабарико, «ребята пришли от первого желания стать фабрикой к пониманию того, что можно оставаться небольшой семейной мастерской».
— Сегодня нам как правило предлагают унифицированный товар, поэтому востребованность уникальных продуктов чрезвычайно высока, — говорит банкир. — Устоять сложно, ты начинаешь делать больше, но не успеваешь, заменяя товар на фабричный.
Вирусное видео. «Многим еще нужно объяснять, что это такое»
Креативный директор вирусного агентства djo.by Юрий Сигай по образованию инженер-электромеханик. По по своей специальности 27-летний парень не проработал ни дня.
— На 3-м курсе изучил, как создавать сайты с телефона, я был фрилансером, занимался web-разработкой. Потом создал свой проект о вечеринках, мне нравилось снимать видео. Этот проект вырос в вирусное агентство djo.by, — вспоминает Юрий.
По его словам, некоторым потенциальным заказчикам до сих пор приходится объяснять, что вирусное видео — это вид нативной рекламы, и подходит ли для них такой способ продвижения.
Команда, которая работает уже три года, создала уже больше 30 работ, они набрали больше 1,5 миллиона просмотров. К примеру, для рекламы гомельского кафе ребята сняли, как руководитель заведения переплывает Сож.
В компании сейчас работает режиссер, продюсер, оператор, несколько сценаристов, пиарщик и юрист. Во время проекта Юрий арендовал офис в одном из гомельских бизнес-центров. До этого команда работала удаленно. По его словам, количество заказов после участия в проекте «Мой бизнес» заметно выросло. Основные клиенты компании — заказчики из Беларуси.
— Но мы сейчас выполняем задачу ментора Александра Чекана — привлекаем зарубежных клиентов, в первую очередь — из России. Правда, до ее полного выполнения далеко, — вздыхает директор вирусного агентства. — Наши услуги может позволить себе как начинающий бизнесмен, так и средний бизнес. Цена зависит от задачи и сложности проекта.
Команда ментора также предложила Юрию сделать основной упор на создание корпоративного видео.
— Мы полностью не послушали, но все равно снимаем корпоративное видео, чтобы компания держалась наплаву, чтобы были какие-то деньги на офис, на стабильный доход, — уточняет Юрий.
Ментор команды Александр Чекан, генеральный директор компании «ТУТ БАЙ МЕДИА» рассказывает, что обратил внимание на два проекта.
— Один из них был с точки зрения самой идеи и ее масштаба более перспективным и вполне реализуемым. Это проект биржи услуг. Но к сожалению ее автор не справился с поставленной задачей, не хватило опыта и целеустремленности, — отмечает Александр Чекан. — В итоге выбрал креативное агентство из Гомеля, руководитель которого полностью посвящает себя этому проекту и бизнесу. Ему конечно не хватает опыта и знаний, но он достаточно быстро впитывает, слушает, старается. Это по-прежнему малый бизнес, но который сильно отличается от того, что было несколько месяцев назад.
Во время программы Александр Чекан рекомендовал команде либо и дальше отставать небольшим вирусным агентством, либо масштабировать бизнес, разработать линейку продуктов и создать базу клиентов.
Ментор рассказывает, что Юрия познакомили с российским аниматором Павлом Мунтяном, чтобы он понял, «что делать бизнес можно территориально находясь где угодно».
— Почему важно выйти на международный рынок? Хоть в мировом масштабе у Юры миллион конкурентов, но и рынок на миллиарды. И даже если откусить небольшой кусок, все равно это будет больше, чем в Беларуси, это будет стимулировать расти. По-моему, этот подход оправдан. Он сделает продукт в результате творческого труда, который имеет цифровую форму, соответственно он может ее делать в любой точке мира, — говорит Александр Чекан. — В Беларуси может и найдется нужное количество заказчиков, но не нужно ими ограничиваться.
К слову, во время проекта команда Юрия уже сделала работу для адвоката из Нью-Йорка.
Кондитерская. «Вышли из долгов и теперь печем торты в две смены»
— Это мой первый бизнес, без ошибок не обошлось. Поэтому я шла на проект с желанием, чтобы мой бизнес оценил кто-то со стороны. Хотелось получить экспертную оценку, — делится впечатлениями еще одна участница финала Анастасия Ширейко. — Мои ожидания оправдались даже на 200%.
Началось все с того, что в начале 2011 года Анастасия вместе со своей университетской подругой Ириной Ващенок запустили интернет-магазин.
— Мы размещали рецепты, фотографии. А в 2013 году у нас появился цех по изготовлению тортов. Через год переехали в помещение в 4 раза больше по площади, — рассказывает девушка.
В новом помещении разместили не только производство, но открыли кафе. Сначала дела шли неплохо, даже несмотря на высокую аренду в 30 евро за квадратный метр, но из-за роста курса валют в 2015 году ситуация изменилась.
— Мы начинали с тортов на заказ, у нас это хорошо получалось. Но после кризиса спрос спал, персонал поменялся, сказался недостаток личного контроля, я больше занималась ребенком. Арендная ставка существенно выросла, были убытки. Я понимала, что нужно что-то менять, — вспоминает Анастасия.
На проект «Мой бизнес» она пришла в то время, когда у компании накопилась приличная задолженность по аренде. Команда менторов помогла ей заключить новый договор с арендодателем, теперь вместо прежних 30 евро Анастасия платит 12,5 евро за квадратный метр.
Еще одна ошибка, которую обнаружили менторы, торты, которые продавались в кафе кусочками, нарезались на глаз, поэтому в реальности вместо 100 грамм порция весила в полтора раза больше.
— К тому же у нас в принципе не было никакого позиционирования. Деньги, которые мы получили на проекте, потратили на разработку финансовой стратегии и разработку маркентиговой стратегии. Думаю, что это принесло свои плоды, — считает девушка. — Мы разработали линейку брендированных сладостей, сделали фотосессию.
Кроме того, команда менторов помогла Анастасии найти корпоративных заказчиков. Компания сейчас сотрудничает с такими компаниями как EPAM и Uber. К слову, все менторы проекта тоже сделали заказы в кондитерской cakes.by.
Девушка планирует наладить выпуск новой продукции и расширить производство. Для этого она уже нашла новое помещение, потому что «нынешние площади загружены на 200% загружены, работаем в две смены, иногда даже ночью».
— Я всегда за то, что приносит нам, потребителям радость, поражает и удивляет. Семейная кондитерская cakes.by — именно такой проект. Также меня подкупило ее отношение к своему бизнесу. Видно, что для нее это не просто способ зарабатывания денег. Это ее страсть, ее жизнь, — поясняет свой выбор финалиста ментор Ольга Рачко, основатель компании «Антикризисное управление». — Кроме того, я выбрала этот проект еще потому, очень хочу на примере Насти, выросшей в непростых условиях, показать, чего можно добиться, если ты целеустремлен, трудолюбив, любишь своё дело. И у тебя есть огромное желание учиться, познавать что-то новое, прислушиваться к мнению профессионалов.
Бизнес-аналитик, основатель центра бухгалтерских услуг «БизнесСтарт» Ольга Иваненко, которая была в команде ментора, считает, что у Анастасии уже состоявшийся прибыльный проект.
— Судите сами: нам удалось отстроить процессы в части финансов таким образом, что за короткий срок (4 месяца) предприятие не только вышло из убытков, стало зарабатывать, но и погасило задолженность по аренде равную 15 600 рублей. И таких показателей удалось достичь не меняя продуктовую линейку кафе.
По словам Ольги Иваненко, «следующая точка роста возможна при расширении производства (вместо существующих 100 квадратных метров нужно 300)».
Самое главное для Анастасии сейчас — удержать результат и выполнить намеченные стратегические задачи, которые она наметила, считает управляющий Коммуникационного агентства «Драйв-Медиа» Наталья Крашевская, которая также была в команде ментора.
— Речь идет, например, о расширении бизнеса — в такой ситуации многие готовы жертвовать качеством продукта. Этого категорически допустить нельзя. И Настя очень хорошо понимает это. Ведь один из аспектов ее позиционирования — «натуральное домашнее качество». Также cakes.by придется самостоятельно заниматься и продвижением. А это жизненно необходимо: ведь если не подбрасываешь дрова в огонь — нет пламени, — резюмирует Наталья Крашевская.