почему белорусское кино не смотрят в мире и как режиссеру продавать себя
«У вас есть масса интересных режиссеров и проектов», — говорит авторам белорусских фильмов французский продюсер Кристин Камдессю. Всю неделю она отсматривала программу национального конкурса «Лiстапада» и на заключительной встрече после фестиваля вселяет оптимизм. Но как отечественному кино заявить о себе даже внутри страны? AFISHA.TUT.BY обсудила все острые проблемы: финансирование, бюджеты и продвижение кино, о котором почти никто в мировом пространстве не слышал, — с координатором индустриальной платформы «Лiстапада» Лизаветой Бобриковой.

— Давайте начнем с азов и обозначим, что такое индустриальная платформа и зачем она необходима международному кинофестивалю.
— Индустриальная платформа — это практика всех крупных международных фестивалей, это стратегическое мероприятие, которое не только поддерживает местную индустрию, но и позволяет профессионалам встретиться, обсудить насущные вопросы кинопроизводства, продвижения и финансирования. А также заключить все сделки, касающиеся показа и дистрибьюции картин по всему миру. В рамках «Лiстапада» мы делаем данный проект во второй раз.
— Что это дает кинематографистам?
— Для Беларуси и представителей белорусской киноиндустрии — это возможность встреч с профессионалами европейского уровня не только для общения, но и для поиска возможностей продвижения и признания белорусских фильмов за рубежом.

— Чего нашим молодым режиссерам не хватает, помимо вездесущего — «финансов»?
— Белорусским кинематографистам катастрофически не хватает знания, понимания и уж тем более опыта относительного способов и механизмов продвижения кино в мире. Не налажены необходимые связи с европейской киносемьей, а значит, упускаются многие возможности (в том числе и в сфере финансирования).
Важно понимать, что на международных киноплощадках фильмы не берутся из ниоткуда — это или уже известный автор, за творчеством которого следят и ожидают его премьеры, или дебютные работы, которые заявляют о себе на ранних стадиях производства (в секциях питчинга и works in progress), и к моменту выхода на фестивальный экран они уже известны и на слуху.
Добавлю также, что дебютные фильмы и молодые авторы «выражают и показывают» лицо киноиндустрии своей страны: так, по фестивальным фильмам мы судим о положении дел в Румынии или Эстонии.
Примечательно и вот что: 60% фильмов из основного конкурса фестиваля созданы в копродукции с другими странами. Это говорит о мировой тенденции на интеграцию, когда отдельная малая страна «входит в копродукционный союз» для создания полноценной картины, получая финансирование из разных источников и повышая свои шансы на прокат и признание в мировом киносообществе. Беларусь в данный момент находится вне копродукционных путей взаимодействия, и невозможно туда вписаться, не посещая копродукционные рынки, маркеты и industry days на разных фестивалях.

— Как индустриальная платформа может привлечь внимание к белорусскому кино?
— Здесь стоит разделить «привлечение внимания» и процесс интеграции в европейский контекст.
Для привлечения внимания в рамках «Лiстапада» есть и национальный конкурс — это возможность для белорусов показать свои работы и заинтересовать не только локального зрителя, членов жюри (которые являются профессионалами международного уровня и могут в дальнейшем помочь в продвижении), но и других гостей фестиваля, которые интересуются редким и недоступным белорусским кино.
Платформа создана для профессионального общения. У нас ведь в стране отсутствует как таковая структура индустрии: фонд кино, промоушен-центр, институт продюсирования, фестивальные стратегии продвижения. Этому всему можно учиться на индустриальной платформе фестиваля, но нужна и локальная инициатива для реализации этих проектов.
Конечно, между собой они тоже различаются. Есть «PartyZan фильм» Курейчика, «Хроноп» Кудиненко или «Граф в апельсинах» и «Ахаха» Сеньковой — это три совершенно разных направления, и у них должны быть разные модели тиражирования и позиционирования. В связи со скудным предложением на рынке национального кино зрителями и сторонними наблюдателями эти проекты зачастую относятся под одно название «белорусский независимый кинематограф».

Наиболее удачным способом привлечения внимания можно назвать проект этого года B2BDOC Pitching — образовательный питчинг, в ходе которого авторы могли не только заявить о себе и своих проектах, получить профессиональную оценку их работы и выступить перед профессиональной аудиторией, но и приобрести редкий опыт структурирования своих проектов и формирования профессиональной заявки для поиска партнеров. Представители B2B doc выразили готовность в дальнейшем поддерживать отобранные 5 проектов в их продвижении на международные фестивали.
— Чего не хватает кинематографистам, разобрались. А чего не хватает стране в целом в плане развития индустрии кино?
— Во-первых, понимания функционирования кинорынка. Об этом не пишут в книжках и невозможно рассказать за час лекции.
В белорусском кино не хватает системного подхода к решению важных вопросов. Отсутствует современная система образования, которая бы давала практический ответ на вопрос, кто такие sales agents, дистрибьюторы и другие коммерческие кинопрофессии. Отсутствует институт продюсирования в европейском и общемировом понимании той роли, которую выполняет продюсер относительно фильма и национального киносообщества. Также на примере ближайших наших соседей — стран Балтии, Польши, Украины и Грузии — видно, что центром притяжения и наиболее активным пространством киносообщества (помимо съемочной площадки) является киноцентр или фонд кино, а также национальный promotion-центр. Все наши спикеры говорили о важности этой структуры, так как она задает тон развития и аккумулирует в себе силы национального кино.
А в Беларуси же на данный момент есть разрозненные инициативы во всех этих областях: в образовании, съемочном процессе, прокате и так далее, но не хватает конструктивного диалога и активной интеграции в мировое киносообщество как на государственном, так и на частном уровне. Смотрите, ведь на сегодня Беларусь — одна из «последних» стран, которая не является членом практически ни одной из крупнейших киноорганизаций (Eurimage, Creative Europe, British Council и так далее), а это критически ограничивает возможные способы финансирования кино проектов в Беларуси.
Кроме того, стране в целом необходимо выстраивать позиционирование белорусского кино по современным законам. Пока это удел отдельных авторов, индустрия будет работать на них.
Резюме. Что делать белорусским кинематографистам, чтобы заявить о себе.
1. Учите английский язык.
2. Участвуйте в образовательных курсах и специализированных тренингах. Например,
SOFA, Docincubator, B’est & Eave.
3. Участвуйте в национальном конкурсе «Лiстапада» и посещайте индустриальную панель.
Заявить о себе на национальной площадке — бесценно, в Беларуси сейчас нет другого места и времени, когда бы собиралась такая концентрация профессионалов мирового уровня. Показывайте работы, назначайте индивидуальные встречи, присылайте свои заявки на питчинг, узнавайте новое и, самое главное, говорите о своем проекте, ведь никогда не знаешь, что и где выстрелит (любое общение с профессионалом превращается в индивидуальный мини-питч).
4. Планируйте фестивальную стратегию с самого момента зарождения идеи проекта. Absolutely must — подать заявки на питчинги и секции works in progress в близлежащих странах: Вильнюс, Карловы Вары, Варшава, Коттбус (это временная последовательность по дедлайнам). Представители этих фестивалей были на «Лiстападзе» и выражали заинтересованность в получении заявок из Беларуси, в регламенте прописана возможность участия проектов из Беларуси. Помимо представления проекта, это возможность получить материальную поддержку и найти копродюсеров и дистрибуторов.
5. Ищите альтернативные способы дистрибьюции — интересуйтесь и ищите новые способы презентации своего готового фильма: локальные проекты — Watch Docs, международные проекты Baltic View, онлайн-кинотеатры и так далее.