"Парковка - это общежитие". На каких бесплатных паркингах в Минске водителям удобно
О том, какие условия предлагают автомобилистам платные многоуровневые паркинги столицы мы уже рассказывали. AUTO.TUT.BY объехал наиболее востребованные бесплатные крытые парковки и узнал, какие условия в них созданы для автомобилистов и насколько там комфортно.
ТЦ «Замок», проспект Победителей, 65
Это одна из самых больших бесплатных многоуровневых парковок Минска — свыше 2000 машиномест. Поставить авто на стоянку можно на любом из пяти этажей. Однако, бывает, что в выходные и предпраздничные дни, найти место для парковки непросто — сюда съезжается большое число посетителей.
— Паркинг хороший и бесплатный, что удивительно для почти центра города. Но на въезде иногда машин много. Хоть заезжать сюда можно по двум полосам, часто водители «тормозят» и пропускают машины со встречки. Еще на первом этаже иногда трудно найти места для парковки, но здесь пять этажей — так что можно считать, что проблемы нет, — поделился своим мнением водитель Mercedes, Василий.
Места для стоянки машин в ТЦ «Замок» широкие, заехать на них не составляет труда даже «чайнику». Стоя на парковочном месте, выйти из машины удастся легко — расстояние между авто позволяет это сделать. Исключение — если соседские машины залезли на чужую территорию.
Хотя свободных мест рядом было много, многие авто стояли на местах для инвалидов — поближе к входу в ТЦ. Некоторые водители парковались в местах, предназначенных для сбора тележек
— Хоть паркинг и высокий, заезжать сюда удобно — голова не кружится, — говорит Алина, загружавшая в багажник Ford покупки. — Но есть здесь и минусы — дорожное покрытие кое-где очень сильно разрушено, и эти ямы никак не объедешь — они находятся по ходу движения. Машину во время движения ощутимо потряхивает. Можно было бы и починить.
Действительно, на верхних этажах паркинга в местах подъема и спуска есть выбоины, занимающие большую площадь.
С одной стороны паркинга на верхние этажи нельзя было проехать: поперек проезда стояли пластиковые бордюры с дорожными знаками. А вот объявлений об ограничении движения и способах проезда нигде не было. Информационное табло наличием свободных мест на трех последний уровнях привлекало водителей, которые устремлялись наверх…
… доезжали до определенного уровня, где утыкались в «кирпич». Кто-то из них спускался ниже, но чаще всего начинались маневры: движение задним ходом или разворот и езда по встречной.
— Да, поехал я против движения, так машин ведь нет, — оправдывается водитель Mercedes и с «наездом» добавляет — А кто виноват, я? Внизу ведь мест почти нет, а вверху написано, что их под триста на каждом уровне. Вот я и поехал наверх. Пусть информируют нормально.
ТРЦ «Тивали», улица Притыцкого, 29
Паркинг открылся 8 ноября и до 31 декабря работает бесплатно в тестовом режиме. Предполагается, что после Нового года он станет платным. Въехать на паркинг можно со стороны Дунина Мартинкевича.
Парковка включает в себя два подземных отапливаемых уровня и семь наземных открытых уровней и рассчитана на 464 машиноместа. Под землей сейчас машины поставить нельзя — этажи закрыты. Но и желающих припарковать машины на открытых уровнях было не много.
В будний день после 18.00 на нижнем уровне парковки стояло всего пять машин.
— Зачем мне заезжать на этот паркинг, если я могу оставить машину на улице и зайти в торговый центр — меньше спусков-подъемов будет, — говорит Иван, припарковавший Kia на стоянке возле входа в «Тивали».
Оказывается, попасть из паркинга можно только в мебельный центр, а вот чтобы оказаться в ТЦ «Тивали» нужно пройти через улицу.
Паркинг выглядел необжитым: неубранный снег, нет людей и мало машин. А на верхних уровнях даже не горел свет — незачем, если нет желающих парковаться.
Парковка новенькая, но никаких строительных недоделок замечено не было. Парковочные места позволят с небольшим запасом припарковать машину и открыть (хоть и не на распашку) дверь. Хотя известны возмущения автомобилистов на конструктивные недостатки, мол, в некоторых местах проезды узкие, от чего «там не вписался, там притерся бампером». Водители также сообщали, что здесь очень неудобные въезды и выезды — узкие, с резкими поворотами. О том, что кто-то успел испытать это на себе, свидетельствуют бордюры, с темные потертостями от колес и помятый чьим-то авто красный противопожарный ящик.
Мы прокатились по паркингу и с уверенностью можем сказать: в некоторых местах действительно, водителям не стоит торопиться — есть риск зацепить бордюр. Хотя, более объективное мнение можно высказать при заполненном паркинге, понаблюдав за паркующимися машинами.
ТЦ «Скала», улица Петра Глебки, 5
Трехуровневая парковка на 700 машиномест востребована среди автомобилистов. Нижний уровень — отапливаемый и находится под землей. Бывает, что мест для всех желающих поставить авто на стоянку не хватает. Особенно остра проблема в выходные дни.
Игорь живет рядом с ТЦ «Скала», поэтому за покупками ездит именно в этот магазин. Мужчина ездит на микроавтобусе Opel Vivaro и паркует его на среднем или верхнем уровне — по его наблюдениям, на крыше места всегда больше.
— Вниз я ни разу не спускался: опасаюсь помять крышу. Мне места здесь хватает — я опытный водитель, хотя, конечно, можно было бы и пошире парковочные места сделать.
А вот припарковавшись на легковушке, корреспондентам AUTO.TUT.BY не показалось, что места мало — если фигура позволяет, то открыть дверь для выхода легко удается.
А вот Рита на Fiat призналась, что на верхний и нижний уровни парковки никогда не ездила — страшно.
— Я всегда на среднем уровне машину ставлю. Бывает, что все места заняты, тогда стою и жду чтобы кто-нибудь выехал. На другие уровни я не езжу: очень боюсь ехать по горе вверх и вниз — очень уж он узким кажется и с большим уклоном. Но у меня опыта водительского мало — права только полтора года.
Спуск и подъем на первый и третий уровни паркинга кажется действительно каким-то узким и резким. Но понаблюдав, стало ясно, что машины по нему проходят без трудностей. Возможно, действительно, все дело в водительском опыте. Хотя по характерным темным следам на бордюре на нижнем уровне видно, что кто-то из водителей все же не входил в поворот.
Самый верхний уровень парковки находится под открытым небом. Видно, что после прошедшего снегопада здесь убирали, но все же снег и наледь на парковочных местах есть.
— Мы здесь бываем редко. Но уже знаем, что на нижнем уровне паркинга машину лучше не ставить — там очень плохая вентиляция, особенно это ощутимо летом. Там с ребенком нельзя оставаться в машине даже ненадолго — можно задохнуться, — рассказали супруги Евгений и Анна, припарковавшие свой Opel наверху.
ТРЦ «Арена-сити», проспект Победителей, 84
На двух подземных отапливаемых уровнях ТРЦ паркуют свои машины не только посетители магазинов, но и люди, которые приезжают на различные мероприятия, проходящие в «Минск-Арена», а в зимнее время и те, кто «отогревает» свой автомобиль. Поэтому частенько парковочных мест здесь не хватает.
Из недостатков некоторые автомобилисты отмечают, что на нижнем уровне очень плохая вентиляция, из-за чего в машине сильно запотевают окна, поэтому приходится на всю мощь включать обдув стекла.
— Подвал и есть подвал. Вентиляции нет и радио глохнет, как заедешь, — махнул рукой Виктор, который заехал сюда на стареньком VW.
Большая часть водителей жаловалась на слишком узкие парковочные места: заехать можно с трудом, а выйти из машины нельзя — дверь открывается недостаточно для этого. Именно поэтому здесь водители занимают сразу два стояночных места.
— Я заеду на машине в любую щель — потому что ездить умею. И жена моя так же ездит. Поэтому мы всегда ставим машину как положено, несмотря на то, что у нас внедорожник, — эмоционально рассказал водитель Сергей. — А те, кто ставят машины абы-как, на телеге или тракторе раньше ездили, а сейчас в город вырвались и выпендриваются так перед всеми.
Междурядье на парковке широкое — две легковушки разминуться с запасом. Только вот трудностей этому добавляют водители, которые паркуют свои машины не на парковочных местах, а там, где придется. Например, у стеночки прямо на проезде.
— Ой, да перестаньте, что тут такого? Я что, загородил проезд? Здесь места море чтобы проехать. Не дурите мне головы, — довольно грубо ответил на вопрос корреспондента AUTO.TUT.BY водитель машины, которая стояла на проезде.
Несмотря на то, что места на парковке достаточно и здесь есть покореженные места, мимо которых некоторые водители проехать не смогли.
ТЦ «Автоград» торгового дома «Ждановичи»
На этом паркинге чаще всего предпочитают оставлять свои машины автомобилисты, приезжающие за автозапчастями или в МРО ГАИ. Работает он по режиму ТД «Ждановичи». В выходные дни паркинг очень востребован, поэтому прибыв туда, на въезде можно увидеть табличку с надписью «Мест нет».
Машины могут находиться с четвертого по седьмой этажи. На каждом этаже около 200 парковочных мест. Однако на четвертый этаж автомобилистам въезд запрещен — он находится в аренде у дистрибьютера Hyundai. Парковка для посетителей начинается с пятого этажа. Чтобы попасть туда нужно проехать по высокому серпантину — это нравится не всем посетителям.
— Ой, голова как закружилась, — вздыхает Алена, которая приехала на рынок в качестве пассажира Ford, за рулем которого был ее супруг Алексей. — Я бы в жизни сюда не въехала сама. Страшно так и тошнит!
— Вестибулярный аппарат у тебя слабый, — погладил по плечу жену Алексей. — Нормальная парковка. Здесь можно машину оставлять больше, чем на два часа — времени отведенного на бесплатной наземной стоянке на рынке. Только мест мало — большую их часть занимают машины продавцов, которые здесь работают. А еще, света здесь очень мало, как в подвале, экономят что ли…
Выйти из машины, находясь на парковочном месте можно легко, нам легко удалось.
Минус этой парковки: если все места на парковочном этаже заняты и обслуживающий персонал не поставил информационную табличку на въезде, то на верхний уровень можно попасть только выехав из паркинга, а потом заехав в него обратно. Возвращаться на въездной серпантин для того, чтобы попасть на верх нельзя — это запрещает установленный «кирпич» на въезде.
— Если нет мест на этаже, то мы все равно осторожно едем под знак и перебираемся на верхний уровень, — признался один из рыночных торговцев.
Кстати, это одна из парковок, на которой очень большие проезды между парковочными местами: на них с легкостью смогут разминуться даже три автомобиля.
Несмотря на ширину рядов и удобные парковочные места, «подбитые» ящики и опоры на этом паркинге тоже есть.
Не всегда открыт и верхний, седьмой этаж парковки. В день нашего посещения паркинга вся крыша была завалена снегом и наледью, поэтому выезд на нее автомобилей был запрещен.
ТРЦ «Е-сити», улица Денисовская, 8
Одноуровневый отапливаемый паркинг расположен на цокольном этаже под ТРЦ.
Пообщавшись с водителями, которые припарковали здесь свою машину мы не услышали ни одного замечания на условия, которые здесь созданы для автомобилистов. Только один иногородний пожилой водитель на Opel, попавший впервые на подземный паркинг отметил, что несколько непонятной показалась ему навигация на парковке.
— Еді и не знаю, куды еду. Эці кругляшкі жоўтыя ляжаць, мяшаюць. Непанятна дзе машыну ставіць можна. Но далей трохі паехаў і там было свабодна.
О соседстве с магазином напоминает угол, отведенный под небольшой склад для торгового оборудования. Не то чтобы он мешал на парковке — мест хватало, но общий вид портил.
Это довольно широкая и удобная для маневрирования парковка. Три авто с легкостью разъедутся в междурядье, а находясь на парковочном месте, выйти из машины удастся.
— Хороший паркинг, может, есть и лучше, но этот меня вполне устраивает. Он теплый, это то, что мне надо для того, чтобы покопаться в своем VW Golf, — рассказал водитель Кирилл, который склонился над открытым двигателем своей машины. — У меня гараж есть, но он холодный. Так что, пользуюсь моментом чтобы подремонтировать свою машину, когда приезжаю закупиться продуктами.
AUTO.TUT.BY поинтересовался у председателя правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрия Важника, что он думает об удобстве и комфорте паркингов, которые строятся в Беларуси.
— Наши парковки строятся по очень жестким техническим нормам. Но они не касаются создания удобства для автомобилистов, которые будут ими пользоваться. Так что выполнив одну и ту же норму, можно сделать паркинг и удобным, и неудобным. Нормальное проектирование парковочных путей надо делать со специальными лекалами, которые используются во всем мире. У нас такие лекала тоже есть, но их использование — воля заказчика и проектировщика. Обычно, они не применяются. С точки зрения конструктивных особенностей у нас все парковки примено одинаковые. Если построили новую и она оказывается неудобной для водителя, то, как правило, ее в процессе эксплуатации приходится дорабатывать.
Кстати, Юрий Важник не видит проблемы в том, что иногда парковать машины приходится впритирку друг к другу, как, например, в ТЦ «Арена-Сити».
— У нас привычка такая деревенская: парковаться с запасом, на полтора места, чтобы дверь нараспашку открывать. В Европе же это в порядке вещей. Из-за этого и машины все царапанные. Парковка — это как общежитие, всем должно место найтись.