"Надеюсь, это не то, что волнует молодежь". Концерт Скриптонита глазами учительницы-филолога
В субботу в Минске выступал со своим шоу казахстанский рэпер Скриптонит, один из самых интересных и актуальных русскоязычных рэперов, лирикой которого живут и наслаждаются сотни тысяч людей по всему постсоветскому пространству. АFISHA.TUT.BY сходила на концерт рэпера с филологом, чтобы понять, что из себя представляет Скриптонит и его тексты, которые в рэпе являются, пожалуй, главным ингредиентом коктейля.
Адиль Жалелов, выступающий под именем Скриптонит, стал настоящим открытием русской сцены прошлого года после того, как выпустил альбом «Дом с нормальными явлениями», наполненный экспериментами с самыми разными стилями и настоящей «рэперской» лирикой (девушки, алкоголь, вещества, проблемы творчества, любовь). Армия поклонников сразу же увеличилась в несколько раз, а главные хиты музыканта могли упустить только напрочь оторванные от медиа люди. Так и наш герой, филолог, редактор и учитель Татьяна, хоть и не увлекается такой музыкой, но определенные треки вроде «Вечеринки» слышала.
В громадной очереди, протянувшейся ко входу в клуб, знакомимся с нашим экспертом. Татьяна прошла через образовательный процесс отечественного филфака, а теперь работает учителем в колледже и благодаря этому постоянно сталкивается с потенциальной аудиторией Скриптонита. Сама она слушает совершенно другую музыку. Например, в этому году осуществила свою большую мечту и попала на концерт Muse.

В клубе довольно тесно, но это же гарантирует шоу определенную камерность, а фанатам дает возможность поучаствовать в музыкальном диалоге со Скриптонитом. Перед началом девушка настраивается на то, чтобы максимально хорошо уловить текст музыканта и сделать правильные выводы. Но как только на сцене появляются участники концертной группы Скриптонита и сам Адиль, становится понятно, что легко не будет:
— На концертах вообще из-за помещений и оборудования не всегда идеальный звук, — замечает филолог, — а здесь еще и фанаты на удивление активные, постоянно скандируют и поют.
Так и оказалось: музыкант «бьет» первыми строчками песни, зал мгновенно подхватывает текст и не бросает петь до самого конца. Так продолжается весь концерт — ситуация, которая определенно радует Адиля, который довольно улыбается и иногда даже не поет припевы, оставляя это фанатам. Роли меняются — зал скандирует лирику, а музыкант просто занимается бэк-вокалом.
— Очень сложно понять, о чем вообще идет речь в песнях, — смеется Таня. — Ребята просто перекрикивают Скриптонита, я только отрывками улавливаю что-то вроде «я на самом дне притона». Зато сама энергетика выступления и драйв настолько хороши, что даже не нужно понимать, о чем там на сцене поют, чтобы получать удовольствие.

Энергетика музыкантов на самом деле сумасшедшая. Концертные аранжировки делают речитатив гораздо более агрессивным и мощным, заставляя фанатов прыгать в экстазе, а лиричные песни звучат еще более пронзительно и лично. Стоит Адилю взять паузу между треками, как зал сразу же начинает скандировать его имя, вызывая на лице рэпера очередную улыбку.
Между делом продолжаем обсуждать манеру исполнения Скриптонита. Таня, которая к концерту подготовилась и послушала некоторые из работ музыканта, признается, что даже студийные записи разбираются с трудом.
— «Танцуй сама» вообще очень сложно понять. Самое начало, например. Кроме «я в норме, я не болен, вали из ванной» вообще ничего нет понятного для меня, — улыбается девушка. — И в первом куплете я могу разобрать отдельные слова, в основном рифмующиеся и кое-какие отрывки фраз тоже. На слух, без текста перед глазами, сложно. Во-первых, у меня, как и большинства людей, лучше развито визуальное восприятие. Поэтому я стараюсь слушать в первый раз песни с текстом перед глазами. Но это касается песен с внятным исполнением. Отсюда во-вторых: исполнительская манера Скриптонита «съедает» половину, если не большую часть смысловой составляющей. Также и куча сленга и новой лексики, которые Адиль щедро добавляет в свою лирику. Есть выражения, которые я знаю, но о некоторых приходится догадываться только по контексту.

Одно из объяснений своей манеры исполнения текста предлагает сам Скриптонит: в своих треках он пытается уподобить фирменный флоу американскому стилю подачи лирики, что позволяет музыкально улучшить треки и превратить рэп из чтения под бит в самый настоящий музыкальный инструмент.
— Мне кажется, что специфику исполнения Скриптонита можно объяснить и так, тем более если он сам предлагает такое объяснение, — соглашается учитель. — Но возникает вопрос ценности текста, если им можно пожертвовать ради такого.
Чем больше треков мы слушаем, тем больше понимаем, что, вполне возможно, и на концертах, и на студийных треках Адиль берет аудиторию не столько лирикой, сколько общей музыкальностью и образами.

— Популярность далеко не всегда показатель качества, — рассуждает Таня. — Популярность Скриптонита — вещь загадочная для меня. Например, парадоксально сочетание очевидно сексистских выражений и восемнадцатилетних девочек, в экстазе кричащих все это на его концерте. Но у него хорошая энергия, может, дело в этом. Все же мне показалось, что больше внимания Скриптонит уделяет именно музыкальному плану, а не содержательному.
С другой стороны, высокохудожественные тексты не всегда нужны слушателю, скорее они просто должны казаться ему актуальными. И вот это уже настораживает девушку.
— Надеюсь, что творчество Адиля не отражает идей времени и волнующих молодежь вопросов на 100%, иначе картина складывается чересчур красочной, даже учитывая гиперболизацию в таких текстах. Притоны, море алкоголя и марихуаны, потребительское отношение к чувствам. То, о чем поет Скриптонит, для меня неактуально, для тех, кто его слушает, — не знаю, но они наверняка считают эти тексты близкими или адекватными, переживают такие же состояния. Еще сближает аудиторию и музыканта максимализм и трагизм, свойственные юности.

Концерт заканчивается небольшим обращением Адиля к залу, в котором он извиняется за определенные проблемы с аппаратурой, но надеется, что самоотдача музыкантов это перекрыла. Надежды имеют основание — все недовольства фанатов ограничиваются тем, что полтора часа пролетели слишком уж быстро, а «Это любовь» Скриптонит так и не спел.
Тем временем Таня выносит свой вердикт:
— После филфака я стала лучше понимать одну вещь: все, что сказано или потенциально может быть сказано, — часть языка. Да, ненормированного, но ведь язык шире нормы, его творят люди, изобретения живой речи — один из путей обновления языка. Насколько создание подобных текстов способно обогатить язык — вопрос уже другой. Это мнение филолога, мнение слушателя все-таки будет не таким снисходительным.
— Лично для меня такие тексты не имеют особой художественной ценности, это песни-однодневки, которые «приедаются» благодаря удачному ритму или емкой фразе в припеве, — расставляет акценты девушка. — Я не говорю, что это плохо, подобные треки могут быть веселыми и «качать», но в моем плейлисте они точно не задержатся.
Предлагаем филологу сравнить Скриптонита с другим новым «мастодонтом» от русского рэпа, с Oxxxymiron’ом, который удивил своим концептуальным альбомом «Горгород», набитым отсылками к серьезной литературе и весьма умной лексикой.

— Я считаю, что у Мирона более связные тексты, в которых лучше прослеживается развитие мысли и ее логическое завершение. С другой стороны, музыкально Oxxxymiron не так разнообразен, как Скриптонит.
И в конце приходим к самому сложному вопросу. Нельзя обойти стороной тот факт, что современное поколение гораздо больше времени проводит в интернете, нежели за литературой, черпает лексику из видеоблогов, мемов и тех же текстов русских рэперов. Чем это все может обернуться?
— Так как я сейчас тесно и много общаюсь со школьниками (10−11 класс), то могу отметить поголовную неспособность 16-летних подростков сформулировать внятно и целостно свои мысли. Я не знаю, следует ли нам искать корни в блогах, «мемесах» или рэпе, очевидно одно: нечитающее поколение — явление деструктивное, причем на самых разных уровнях. Но я верю в то, что эти дети придут к чтению, просто каждый в свое время и к своему жанру. То, что многие из них сегодня гораздо спокойнее процитируют того же Скриптонита, а не Пастернака, например, - печально. Неслучайно говорят, что для понимания эпохи достаточно взглянуть на ее кумиров.