Производитель и ритейл: возможен ли шаг к доверию?
Взаимодействие поставщика и розничной сети очень часто приводят к спорам. В чем кроется их причина - это несовершенство закона о торговле, отсутствие доверия? Есть ли выход из данной ситуации?
В белорусском законодательстве ясно не прописана ответственность ретейла и поставщика за невыполнение своих обязанностей. Все это приводит к так называемому отрицательному взаимозачету. Сеть задерживает оплату, а поставщик в свою очередь останавливает отгрузки продукции. В результате страдают обе стороны. Кроме того, несовершенство действующего законодательства приводит к тому, что ретейлер или поставщик, обладающий рыночной силой, часто выкручивает своему партнеру руки, навязывая ему дискриминационные условия договора. Эту негативную ситуацию должен изменить новый Закон "О торговле", по поводу которого ожидаются жаркие споры, заявила заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Ирины Наркевич на открытой торговой экономической конференции производителей и продавцов « Digital Traide». Проработка документа ожидается уже в 2017 году.
"Это основной закон, который регулирует взаимодействие поставщика-изготовителя и розницы. Потому что там есть определенные главы, подходы, по несозданию недобросовестной конкуренции, дискриминационных условий того, у кого рыночная сила".
По словам Ирины Наркевич, взаимоотношения поставщика и ретейлера, независимо от того, какой рыночной силой он обладает, очень важно прописать на бумаге.
"Чтобы не было давления ни с одной, ни с другой стороны. Чтобы уравнять эти процессы. Там еще и другие моменты: оплата товаров, сроки, скоропортящаяся продукция. Менять эти или отменять эти сроки, все это вопрос обсуждения", - пояснила заместитель министра.
Но действительно ли дело в торговом законе? Сделав его более совершенным, мы сможем прекратить споры и наладить эффективную работу между ритейлом и производителем? Может ли так быть, что проблемы коренятся гораздо глубже, в самой основе белорусского предпринимательства. Некоторые эксперты считают иначе.
Из лихих 90-х в кризисную современность
По словам директора брендингового агентства Syndicated Brands Сергея Славинского, суть проблемы бизнеса на постсоветском пространстве лежит в 90-х годах. Когда на обломках великой империи СССР начали зарождаться деловые отношения, то они в основном сводились к тому, кто кого выгоднее подставит. Бизнес воспринимался как временное явление, поэтому предприниматель ставил себе задачу максимизировать прибыль за минимально короткий срок. При этом он считал, что все ведут нечестную игру, поэтому и сам старался заработать за счет других. В таких условиях о выработке базового доверия, на котором строится любой европейский бизнес.
"Недоверие между сторонами порождает главную проблему - колоссальный бюрократический аппарат, который искажает сам процесс делегирования. В результате стороны становятся неповоротливыми и недоверчивыми. И в своем желание подстраховаться, отталкивают как партнеров, так и инвесторов", - считает Сергей Славинский. По его мнению, во время кризиса, когда рынок сжимается, доверие между предпринимателями является весьма эффективным инструментом в конкурентной борьбе. И тут бизнесмены сами должны сделать шаг навстречу друг другу, не дожидаясь законодательного регулирования.
"Сейчас не лихие 90-е, и не «сытные» 2000-е, а время стремительно меняющихся рыночных отношений. И в бизнесе сейчас как никогда становится актуален кодекс французского офицера. «При встрече равных по званию, честь отдает первым тот, кто умнее», -заявил Сергей Славинский.