На пути к белорусской мечте. Что должно случиться, чтобы снова было "по 500"
На фоне стабильно падающих реальных доходов заявление президента вернуть к 2017 году среднюю зарплату на уровень 500 долларов, прозвучало оглушительно. Независимые аналитики этот план тут же поставили под сомнение: мол, все это скорее политика и попытка обнадежить население, а не руководство к действию для правительства. Но FINANCE.TUT.BY все же прикинул, при каких условиях воплощение белорусской мечты «всем по 500» было бы возможным.
Как мы жили во времена «по 500»
Впервые заветную цифру мы получили в декабре 2010 года. Но ее можно считать предвыборным подарком: после этого уровень в 500 «зеленых» средняя зарплата по стране преодолела только через два года — в декабре 2012 года. Задора хватило на два года.
Правда, экономика тогда работала по-другому.
- Да, прогнозы по ВВП тоже не выполнялись. Однако, страна за 2012 год сработала с плюсом в 1,5%. При этом, в долларовом эквиваленте ВВП Беларуси увеличился сразу на 28,8% до рекордных 63 миллиардов долларов.
- Если посмотреть на промышленность, то особенно бурно росли химия и нефтепереработка, а также производство транспорта и оборудования. Через несколько лет мы будет говорить, что это были самые тучные, сырьевые годы.
- Но и инфляция росла довольно быстрыми темпами — например, за 2012 год она составила 21,8%.
Сейчас рост цен замедлился, пусть и не так сильно, как хотелось бы, но и ВВП снизился в этом году уже на 2,8%. Из нынешних плюсов — денежная масса, которая давит на курс и ценники, перестала расти ошеломительными темпами, проще говоря, необеспеченных денег в экономике стало намного меньше.
Как же можно в сложившихся условиях выполнить задачу президента?
Дайте доллар по рублю!
Самый простой способ добиться зарплат «по 500» — укрепить курс белорусского рубля до 1,47 за доллар.
— Сделать это относительно рыночными методами — валютными интервенциями Нацбанка — не получится, золотовалютных резервов не хватит, — сразу остужает пыл академический директор исследовательского центра BEROC Катерина Борнукова. — Поэтому придется действовать директивными методами: отменить рыночное курсообразование и установить жесткие ограничения на импорт. Экспорт ляжет сам — с таким курсом мы будем неконкурентоспособны даже в нефтепереработке.
Понятное дело, что долларов по такому курсу в обменниках мы не увидим: сразу же получим дефицит валюты. Сейчас мы можем покупать доллары свободно и по рыночному курсу. Будем честны: это — серьезное завоевание экономического блока вообще и главного банка в частности. Вряд ли этот показатель важнее показателя по средней зарплате.
Включить печатный станок
— Еще один способ — директивно поднять зарплаты всем работникам госпредприятий, — рассуждает эксперт.
Конечно, у предприятий на это сегодня денег нет. Но деньги можно напечатать и предприятиям раздать — опять все упирается в независимость Нацбанка и достижения предыдущих лет. Их, кстати, высоко ценит МВФ.
— Если включить печатный станок, нас снова ждет инфляция и валютный кризис, а зарплаты скорректируются в течение полугода к сегодняшнему уровню. Ну и курс будет уже 3 рубля за доллар, но нам не привыкать, — прогнозирует Катерина Борнукова.
Увольнять, а тех, кто останется, — заставить работать больше
Не будем забывать: задачка про среднюю зарплату в 500 долларов прозвучала вместе с условием: должна расти и производительность труда. По подсчетам экспертов, мы в целом должны начать на треть лучше работать, чтобы позволить себе такую среднюю зарплату. Но как этого добиться?
— В рамках одного предприятия единственный реальный способ — уволить половину работников, а остальных заставить работать за всех, — категорична Катерина Борнукова. — Но на уровне всех предприятий это не сработает: будет слишком много безработных, у которых не будет денег, чтобы покупать все, что производят эти самые предприятия.
А если случится прорыв?
Ну или как мы раньше говорили — экономическое чудо. Правда, эксперты пока скептически оценивают потенциал нашего экспорта, остальное же все-таки из области везения, уповать на которое в реальном секторе чрезвычайно опасно.
— Может «рвануть» цена на нефть, может «рвануть» цена на калийные удобрения. В конце концов, в Беларуси могут найти залежи алмазов, нефти и золота одновременнно, — улыбается директор исследовательского центра BEROC. Но тут же серьезно добавляет. — В глобальном плане нам это не поможет: экономика по привычному сценарию сконцентрируется именно на этих отраслях, остальные станут не нужны, и мы заживем до следующего падения цен.
Словом, замкнутый круг, в котором, кажется, уже даже сами работники боятся этих самых «по 500»: слишком свежи воспоминания о том, к чему эти зарплаты в свое время привели.