"У него 10 млн подписчиков". Фильм про Сашу Спилберг и Ивангая глазами "сетиопата" и школьников
Воскресный показ фильма «Взломать блогеров» собрал больше зрителей, чем день премьеры. Аудитория, на которую ставил режиссер Максим Свешников, наконец освободилась от школьных уроков и с предвкушением пришла посмотреть на своих героев современности. AFISHA.TUT.BY пригласила на просмотр девушку-«сетиопата» Эрику Королеву, у которой нет аккаунтов в социальных сетях, и сравнила два взгляда на сегодняшнюю медиареальность: обожание и подражание популярным блогерам и полный отказ от публичного самообнажения.
«То есть можно сморозить какую-то чушь и стать известным?»
За 20 минут до начала зал заполняют подростки и дети с родителями, а также один человек в форме. В нетерпении увидеть кумиров они хрустят, шипят, шелестят и пахнут сладко-соленым попкорном. Находим с Эрикой нужные места и садимся поудобней.
— Какое глубокое кресло! Думаю, здесь даже можно вздремнуть, — настраивает себя на фильм девушка.
Зрителей недолго утомляют трейлерами будущих премьер и быстро переходят к делу. Все 70 минут картины проходят на рабочем столе компьютера — сначала с реальными персонами, которые показывают тяжести блогерского бытия, после — с их анимированными дублерами, попавшими в цифровую ловушку. К слову, с операционной системой компьютера режиссер промахнулся: немногие понимают, где происходят действия. И только в конце фильма, когда спасенную Сашу Спилберг приветствует звук загрузки Windows, кто-то выкрикивает:
— Виндоус?
— Да это же мой компьютер!
— И мой!
Злата, Ангелина и Богдан ходят в четвертый класс. Они с нетерпением ждали премьеры этого фильма, но после его окончания вышли со «смешанными чувствами».
— Ну, как-то средне, — говорит Злата. — Ожидали, что будет более смешно, а так — просто прикольно.
— Есть в нем любимые видеоблогеры, но сюжет не очень, — добавляет Ангелина.
— А мне понравилось, — не соглашается Богдан. — За день до премьеры выложили второй трейлер. Увидел, что там будут танки. От этого еще больше захотелось посмотреть, я же играю в World of Tanks уже два года. Фильм суперский. Ивангая я постоянно смотрю, — с гордостью говорит Богдан. — У него 10 миллионов подписчиков.
— Он всех блогеров смотрит, — улыбаясь, раскрывает секреты Злата.
То ли дети, то ли подростки наперебой рассказывают о своих любимых блогерах и их интересах, просвещают, что такое влог, стрим, лайфхак, пранк, лэтсплэй.
— А как люди становятся блогерами, вы знаете?
— Берут, снимают, и у них подписчики появляются. Потом лайки, комменты.
— За счет чего они становятся популярными?
— Людям нравятся, и они подписываются. Я, кстати, тоже свой канал создам сегодня или завтра. Там будут игры всякие, стримы, но пока не определился с названием: «Зверобой» или «Орел 99»? — размышляет вслух Богдан. Также он признался, что пытался снять пародию на «Взломать блогеров»: — Но телефон залагал, и пришлось удалить.
— Вы сами уже блогеры?
— У нас одноклассница видео снимает, — говорит Ангелина, — всякие тупые. Там никакой сути нет.
— А если бы вы создавали свой блог, о чем вы хотели бы рассказывать другим людям?
— О летсплэях, стримах, влогах, челенджах, — перечисляют девочки.
— Я бы сделал блог про World of Tanks, как качать игры, — озвучивает готовый концепт Богдан. — Кстати, я уже вел один про домашку для четвероклассников. Рассказывал про номера, которые нам задают.
О том, для чего людям нужны блоги и социальные сети в принципе, дети отвечают без промедления и с максимальной точностью.
— Чтобы переговариваться и стать популярным! — уверяет Злата.
— Я ох как хочу, — признается школьник. — Для того чтобы быть знаменитым и зарабатывать много денег.
В свои девять Богдан знает, что в мире есть дети, которые уже в пять лет получают миллиарды прибыли от блогов.
— Как они это делают?
— На канале, на чем еще? — с искренним непониманием отвечает Богдан.
— У блогеров партнерка большая. Одна девушка получает две тысячи за вечер, сидя у компа, — со знанием ситуации рассказывает Злата.
Мама Златы, которая сопровождает детей, пришла на фильм по доброй воле, чтобы вникнуть, чем живет поколение «нулевых».
— Для их возраста это своеобразный культурный пласт. Дети шли на этот фильм сознательно, но, похоже, немного разочаровались. Я пошла, чтобы посмотреть, о чем речь. А то они постоянно говорят: «Блогеры, блогеры». А о чем они пишут? «О всяком». Наверное, надо иметь либо талант, либо везение, чтобы стать известными. Они же ничего из себя не представляют. А ведь зарабатывают деньги, потому что у них миллионы подписчиков. Чем они их зацепили, как это произошло?
Недавно дети показывали мне клип на песню «Ай хэв а пэн, ай хэв эн эпл». Дурацкий до ужаса! Но у него за два дня какое-то дикое количество просмотров, по-моему, даже к Книгу рекордов Гиннесса попал. То есть можно сморозить какую-то чушь и стать известным. Такое ощущение, что их привлекает в какой-то степени то, что знаменитым стать просто, не нужно для этого ничего делать.
— А вас не настораживает, что по сути такая откровенная тупость становится примером для детей?
— Поэтому и хожу в кино, чтобы смотреть и держать руку на пульсе. Но вроде пока ничего страшного в этих персонажах не нашла. Да и дети настолько заняты! Моя дочка ходит в школу, после — профессиональная «музыкалка», потом танцы четыре раза в неделю. Еще два иностранных языка, дзюдо. Если она час в неделю смотрит этих блогеров, для нее это какое-то расслабление.
Есть девочки и в нашем окружении, которые твердят: «Я уже звезда, лучше всех, потому что снимаю видео». А когда задаешь вопрос, почему ты лучше, в ответ слышишь: «Ну это…» Конкретики нет. Ладно, поведу детей дальше, у нас еще Burger King в программе.
«Я ни в коем случае не променяю себя на свой виртуальный образ»
Эрика работает в общественном секторе: ведет тренинги по культуре переговоров, организует социальные проекты, наблюдает за массовыми мероприятиями. Дефицита общения она не испытывает, поэтому восполнять ей нечего. Для рабочих контактов девушка использует мобильный телефон и электронную почту.
— Когда-то у меня была страница «ВКонтакте», но я ее закрыла. Попробовала — не понравилось. Информации обо мне там не было, я лишь размещала фотографии, которые меня вдохновляли. Свои мысли публично не озвучивала. От этого я не получаю удовольствия, не испытываю в этом потребности. Хотя сейчас, когда деловых моментов возникает все больше, у многих возникает вопрос: «Почему ты не ведешь блоги?» Такие суждения доставляют мне дискомфорт. У меня есть два адреса электронной почты, телефон. Меня легко можно найти. Так для чего мне блоги? Чтобы выставлять на публичное обозрение личную информацию? Нет, у меня на это нет времени. И я не хочу.
Несмотря на то что Эрика никоим образом не касается блогосферы, о Саше Спилберг — героине фильма — она слышала. Но, в отличие от школьников, отзывается о ней без восторга и придыхания.
— Это какой-то блогер, девочка, которая мелькала на MTV или где-то еще. Я смотрю телевизор, люблю канал «Культура» и Viasat History. Когда переключаю каналы, иногда обращаю внимание на отрывки картинок, музыки, слов. Вот ее имя я и запомнила.
Для чего Эрика смотрит телевизор, если «прогрессивное сообщество» с пренебрежением давно отказалось от этого медиа? Девушка признается: оно очень помогает ей в работе.
— Люди из той среды, где я работаю, часто выступают на телевидении. Мне важно слышать, как они говорят. Смотрю и всегда анализирую. К примеру, я часто наблюдаю на массовых мероприятиях. Там всегда есть представители силовых структур. Они часто вещают по ОНТ, БТ. Мне важно следить за тем, как они высказываются о тех людях, которые пришли на массовое мероприятие. Здесь важнее не «что», а именно «как».
Эрика признается: от незнания, какие дискуссии или менее культурные споры происходят в социальных сетях, она не страдает и выключенной из контекста себя не чувствует.
— Очень хорошо, что я в это не лезу. Мне достаточно реального общения, если учесть, чем я занимаюсь. Новости, интересные вещи — до меня дойдет только самое полезное. А этот мусор, шелуха абсолютно не важны. Мнение людей, которых я уважаю, можно услышать вживую, в личной беседе, а не в публичном самообнажении в Facebook. Зачем это? Если ты даже пишешь о ком-то, ты все равно говоришь о себе. Я — это я, другие люди — это другие люди, и они не смогут прожить мою жизнь. Все написанное все равно обо мне, даже если речь идет о другом человеке. Я не выпадаю, потому что интересующие вещи меня все равно находят, точно так же, как и я нахожу, с кем пообщаться на волнующую меня тему. Не забиваю эфир шумом, а концентрируюсь на жизни.
Вообще, девушка подчеркивает, что любит и уважает многих людей из области культуры, истории, медиа, однако перечитывать десятки мнений, которыми они делятся, смысла не видит.
— Я их уважаю, но следить за каждым не хочу. Хорошие вещи уже придуманы. Эти люди просто продублируют мысль, но ничего нового, потрясающего не откроют. Я прочту то, что уже знаю, только, возможно, в других формулировках.
Кстати говоря, девушка подмечает, что из-за социально-медийного общения у многих есть определенные проблемы с тем, чтобы лаконично, но емко выразить свои мысли.
— Это меня действительно удивляет. Раньше писали письма за столом, рядом с которым стояла мусорка. Письмо перечитывали много раз, переписывали, выбрасывали неудавшиеся черновики, оставляя в нем только самое нужное. Сейчас, когда я читаю электронные письма, нахожу в них сплошные междометия, смайлы. Много шлака и ерунды. Мне кажется, лучше подумать и написать, чем выливать поток своих мыслей на другого человека.
Приводим Эрике пример: на прошлой неделе Facebook взорвался мнениями о новом президенте США. Кстати, о том, кто им стал, Эрика узнала по Euronews. Знает ли она, какая карусель мнений крутится вокруг Трампа?
— Это нормально, что произошел такой взрыв. Да, действительно хорошая новость для дискуссий. Но конкретно повлиять на то, что свершилось, обывательское мнение не в силах. Это факт. Теперь нужно с этим что-то делать, а не бросаться буквами.
Поливание грязью обязательно обернется против человека, который ее лил. Сегодня ты так относишься к своим выборщикам, а после все меняется на противоположное. Мне кажется, Трамп не ожидал такого поворота. Но ведь так всегда: если чего-то хочешь, то получишь это. Как со славой у ребят-блогеров. Другой вопрос, что потом с ней делать? А ведь прошлое, которое у тебя было, имеет огромный вес.
Эрика подчеркивает: ей нравится жить в реальном моменте, здесь и сейчас, а не формировать вокруг себя несуществующий образ. Для общения ей хватает телефона, почты и живых встреч, которые, по словам девушки, гораздо продуктивней, чем виртуальная переписка и комментирование мыслей друг друга.
— Для меня важна реальность момента, мне не нужны заменители. Есть здесь, сейчас, настоящее. Я ни в коем случае не променяю себя на свой виртуальный образ. Да и есть вещи, которые я не рекомендовала бы решать в соцсетях, различные деликатные вопросы, которые можно обернуть против тебя. Выразить мысль максимально конкретно и полно — это долго для написания. А все сокращения могут негативно повлиять. У стен есть уши. Нужно понимать, что и где я говорю.
Можно ставить своей целью мнимую славу, но то, что я делаю, что останется после меня, — это гораздо важнее. Я уважаю людей, которые делают то, что любят, и зарабатывают благодаря этому. Рестораторы, режиссеры… Если бы они не любили свое занятие, такой отдачи бы не было. И нужно много трудиться, а не просто ударять палец о палец. Главное — заниматься любимым делом и не ставить во главу угла деньги и славу. А вот представляешь, если бы я этот информационный поток вылила в свой блог? Я бы там задохнулась. Ведь я не говорю что-то новое или сверхудивительное, это все известно и понятно.