"Теперь белорусские водители кажутся самыми аккуратными и вежливыми". Как и на чем ездят в Грузии

Источник материала:  
13.11.2016 13:29 — Разное

Чтобы описать местный колорит и особенности дорожного движения в Грузии, нам не приходится как-то по особенному подбирать слова. Бешеные скорости, дорогие машины, крутые повороты и пешеходы-экстремалы везде. А еще особое отношение местных водителей к правилам дорожного движения. AUTO.TUT.BY рассказывает о грузинских дорогах, пешеходах и водителях.

Пешеход должен страдать!

Если у тебя нет машины в Грузии, то твоя участь печальна, ибо ждут тебя поездки в в забитых маршрутках и старых автобусах. Велосипед — только для самых отчаянных, вместе с байком надо брать девять жизней. Ездить придется только по проезжей части между несущихся на огромной скорости машин. Таких смельчаков я встретил всего дважды за всю неделю пребывания в Тбилиси.


Почти все маршрутки в Тбилиси — это вот такие желтые Ford

Один из немногих экстремалов-велосипедистов в Тбилиси

Водители паркуются на тротуарах, пешеходам приходится обходить машины

Порой место остается только для кота

Ходить пешком — тоже испытание для сильных духом. Гнев и страх сопровождали меня на прогулках по замечательному южному городу. Похоже, о пешеходах в столице Грузии думают в последнюю очередь. На своих двоих перемещаться очень неудобно.


Тротуары узкие и на них постоянно кто-то паркуется

Первый культурный шок белорусский турист испытывает, выходя на пешеходный переход без светофора. У нас поток сразу останавливается и пропускает человека. Тут никто даже не думает притормозить! На «зебре» меня чуть не сбили десять раз, в том числе и полицейские. Водители просто едут, не снижая скорости. Тормозят только если человек прямо у них перед капотом, чаще просто объезжают «по носкам» или «по пяткам». На скорости. После перехода в таких условиях, невольно обрадовался купленной медицинской страховке.


Ездят быстро и не пропускают пешеходов

Да и этих самых «зебр» просто нет или расположены они очень неудобно. К примеру, к Грузинскому национальному музею я приехал на метро. Меня и музей разделяет главная городская магистраль — шестиполосный проспект Руставели. Ни одного пешеходного перехода поблизости нет, придется пройти пятьсот метров до ближайшего подземного перехода.


Тротуар оборвался на середине пути — приходится выходить на проезжую часть.

Таких примеров за неделю я увидел огромное количество: один раз пришлось пройти несколько километров в поисках безопасного перехода, ведь лезть под колеса добровольно не хотелось. Помог только подземный переход под огромной развязкой около тбилисского зоопарка. Переход этот был очень длинным, очень темным и очень вонючим. Вообще в переходах тут либо рынок, либо туалет. Даже не знаю, что более неприятно: протискиваться в толпе между прилавками или бежать, задержав дыхание.


Рынок в переходе почти не оставляет места для прохожих

Жители Тбилиси выбирают третий вариант: просто переходят дорогу в удобном для них месте. Точнее перебегают. Поток машин очень плотный, и водители никого не пропускают, попасть под колеса проще простого. Хочешь жить — беги быстрее, таковы местные законы.


Пешеходы перебегают улицу в Тбилиси

— Я приехала в Польшу и была в шоке: только ступишь на переход, и все машины останавливаются. Но все равно я первые дни переходила где хочу — просто по привычке. Пока не перешла прямо перед автомобилем полиции и не получила от них штраф. Наши полицейские внимания на такое не обращают, а там сразу оштрафовали!, — рассказывает Лика, жительница Тбилиси.

Еще одним испытанием для пешеходов становятся тротуары. На узких пешеходных дорожках растут широченные деревья, асфальт в трещинах. К этому добавляется традиция торговать на улицах, порой на пути пешехода возникают целые рынки. Бывает, пешеходная дорожка просто без предупреждения обрывается — надо снова выходить на дорогу.


А как здесь пройти?

Особенно раздражает местная традиция парковаться на тротуарах, когда для пешеходов не остается места и им то и дело приходится выходить на проезжую часть. «Ноги есть — обойдешь» — сказал мне водитель белого микроавтобуса.


Имеющий ноги да обойдет

Но что если речь идет например об инвалидах? Перемещаться на коляске им было бы невозможно. В переходах нет пандусов, по большей части тротуаров не проедешь. А все робкие попытки создать безбарьерную среду потерпели поражение в битве с машинами.


Безбарьерная среда

Кто круче, тот и едет

Тяготы жизни без автомобиля заставляют людей садиться за руль. Благодаря низким таможенным пошлинам на ввоз подержанные иномарки стоят дешево, купить машину в Грузии не проблема. Получить права тоже не сложнее, чем у нас. Сев за руль, новичок попадает в мир, где правила дорожного движения действуют наравне с настоящим законом джунглей. «Кто сильнее — тот и прав».

Дорожная разметка и знаки приоритета воспринимаются местными водителями довольно условно. Второстепенная дорога легко становится главной, если по ней едет серьезный человек на дорогой машине. Помогает и наглость — выехавший на перекресток первым заставляет других тормозить и пропускать.


Такую машину точно будут уважать на грузинских дорогах

Когда глядишь на поток транспорта на крупных магистралях и перекрестках, кажется, тут все «спешуны» и «непущуны». Вежливо пропускать тут не принято, благодарить «аварийкой» тоже. Но за неделю я не видел ни одной аварии в городе, люди приспособились так ездить.

— Дурак не проедет долго, умный все сможет. Двадцать лет за баранкой и все хорошо у меня. Я уважаю, меня уважают, — делится нехитрой мудростью тбилисский таксист Каха.

Важнейшей системой автомобиля для грузинского водителя является клаксон. Я за два года езды по белорусским дорогам воспользовался им всего пару раз, грузинские водители сигналят без остановки. При этом, сигнал обозначает и приближение к перекрестку, и желание перестроиться, и просто для того, чтобы себя обозначить «я на дороге». В теплую погоду гудок успешно дополняет голос или жесты. Водители открывают окна и эмоционально добиваются преимущества в движении.

При этом поражает отзывчивость местных водителей. По прилету я просто спросил у таксиста дорогу, а на его предложение подвезти ответил отказом — не было местных денег и поменять ночью негде. «Садись, так довезу, — сказал мне водитель, — добро возвращается». И это мне попался не какой-то уникальный добрый таксист. Помогать ближнему бескорыстно тут традиция. Сломался на дороге — местные жители обязательно остановятся и помогут. Заблудился — подскажут дорогу и проведут.

Право руля

В Беларуси автомобиль пока остается показателем статуса и символом достатка. В Грузии это проявляется еще ярче, чем у нас. На улицах Тбилиси я не увидел ни одного VW Polo или Kia Rio, хотя специально искал их. У грузин популярны совсем иные авто.

— BMW M, Mercedes AMG, Brabus (произносится с непередаваемым грузинским акцентом) у нас любят. Все видят, кто едет, все пропускают. Можно гонять по улицам, с девушками знакомиться, — рассказал мне молодой грузин Давид, с которым я познакомился в маршрутке из аэропорта Кутаиси. Он ехал в Тбилиси покупать себе BMW M5 в кузове Е60. За машину он планировал отдать 21 тысячу долларов.


Типично грузинская картина: дорогой быстрый автомобиль на фоне старых ветхих жилых домов

Новым этот автомобиль стоил около 200 тысяч евро

Больше диски — круче машина

Пример местного автотюнинга

На дорогах действительно большое количество машин с трехлучевой звездой на капоте и гордыми шильдиками на багажнике. Конечно, многие из этих «G63» и «AMG» — всего лишь украшательство, но встречаются и реальные детища придворных тюнинг-ателье. Любитель баварского автопрома тоже будет удовлетворен — «заряженных» BMW тут едва ли не больше, чем в Мюнхене.

Местные водители рассказали, что предпочитают чинить пожилые премиальные автомобили, нежели покупать новые бюджетные. По их словам, за цену нового «бюджетника» можно купить два подержанных «статусных» авто. Цены на авторынке тут приятные, а популярный у нас седан VW Polo официально даже не продается в Грузии.


Автосервис работает прямо посреди улицы в старом центре города

У местных таксистов тоже в почете мерседесы. Популярностью пользуются и классические «неубиваемые» W124, на которых ездили, кажется, еще немецкие таксисты. Много и более новых W210, тоже прямиком из Германии. Кажется, даже плафоны с «шашечками» на крыше немецкие. Кроме «шашек» таксисту больше ничего не надо для начала работы. Никаких счетчиков, таксометров, СКНО — просто садись и работай.


Этот автомобиль видел другую жизнь на европейских дорогах

Кроме «немцев» популярностью пользуются подержанные «японцы». Те самые — «правильные», праворульные. Говорят, японцы делают для внутреннего рынка машины лучше, чем на экспорт. Мы уже давно лишены возможности это выяснить (праворульное авто в Беларуси на учет не поставишь). А вот в Грузии — пожалуйста. Каждая третья машина тут с правым рулем.


В Грузии любят японские автомобили

Порой даже кажется, что оказался во Владивостоке: кругом горы и неведомые японские машины, предназначенные только для внутреннего рынка. О них не знают ни в Старом, ни в Новом Свете.


Toyota Will Cypha — модель исключительно для японского рынка

Продукция российского автопрома популярностью в Грузии совсем не пользуется. Новые Lada или УАЗ не встретились ни разу, а вот «классика» на грузинских дорогах есть. Используется самый дешевый транспорт и выглядит очень «устало».


Российские авто доживают свое. Новых замечено не было

Без техосмотра, налогов и ГАИ

Много дешевых машин и неудобный общественный транспорт делают Грузию очень автомобилизованной страной. На 3,7 миллиона жителей тут более 1,1 миллиона машин. Кажется, половина из них — в Тбилиси. Город постоянно стоит в пробках.


Одна из главных городских магистралей в обеденное время буднего дня

Проехать свободно по основным магистралям можно только ночью. В другое время на дорогах плотный поток машин, в часы пик они застревают в пробках. Дело тут не только в количестве машин, но и в особенностях местности. Тбилиси построен в ущелье и сильно вытянут вдоль реки. Новые спальные районы строят в еще более дальних ущельях. Создать радиально-кольцевую систему улиц и построить транспортные кольца нельзя.


Тбилиси стоит в ущелье — широкие дороги тут не построишь

Транспорт вынужден проезжать по двум основным дорогам, обе идут по набережной Куры и вечно забиты машинами. Избавиться от пробок тут можно только одним способом — жестко ограничить количество автомобилей в городе. Но пока на такие непопулярные меры политики не идут.

Рост количества автомобилей рождает и другую проблему, которая нам тоже отлично знакома. Парковаться просто негде. Жители Тбилиси выходят из ситуации радикальнее, чем белорусы. Тут каждый свободный клочок земли, на который можно заехать, превращен в парковку. Все пешеходные дорожки, зеленые зоны во дворах, проезды и тупики заставлены машинами. Пешеходам остается протискиваться между машин там, где раньше был широкий тротуар.


Можно заехать — значит парковка

Водители очень часто паркуются так, что перекрывают дорогу пешеходам. Попробуй так стать в Минске, и неравнодушные пешеходы скорее всего вызовут ГАИ с эвакуатором. В Тбилиси тоже ездят эвакуаторы, но почему-то мне все время попадались пустые. Местные жители говорят, что иногда неправильно стоящие машины все же «утаскивают», и владельцам приходится раскошелиться на 60 лари штрафа (около 50 рублей).


На этой детской площадке явно не хватает приезда эвакуатора

А вот патрульных машин на дорогах очень много, и они хорошо заметны благодаря обязанности ездить с включенной «люстрой». Основной транспорт полиции в Грузии — Skoda Octavia. Встречаются мощные американские «догонялки» Ford. Все машины закупались при Саакашвили во время знаменитой реформы полиции.


Обычные полицейские машины. Таких очень много на дорогах и они всегда ездят с «мигалками»

«Жертвой» этой реформы стала ГАИ. Дорожную полицию просто расформировали из-за тотальной коррупции. Сейчас обязанность следить за дорожным движением возложили на обычных полицейских. Благодаря этому легче контролировать людей и противодействовать злоупотреблениям у власти. Например, экипажи полиции все время меняются. Одни и те же люди не работают в одной машине более одного раза в год, и каждый полицейский следит за коллегой. Сдал взяточника — премия, покрыл — тюремный срок.


Отделения полиции с прозрачными стенами

С помощью жестких мер удалось победить взяточников на дорогах, но этим реформаторы не ограничились. Помимо прочего, отменили и техосмотр как бесполезную проверку, порождающую только коррупцию. Дорожных налогов и сборов тут тоже нет, все дороги бесплатные.


Тут очень любят красивые номера

Однако качество многих дорог оставляет желать лучшего, особенно там, куда не добралась рука реформатора Саакашвили. Но по главной дороге страны из Тбилиси в Батуми ехать очень приятно. Бетонная магистраль в лучших традициях немецких автобанов. Только недостроена пока, но 150 километров от Тбилиси пролетаешь с удовольствием.

Бензин стоит дороже, чем у нас. Цена за литр 95-го — около 15 рублей. Интересная особенность местных заправок — водителю даже не нужно выходить из машины. Достаточно приехать и открыть бензобак. Заправщик сам зальет нужное количество топлива и возьмет плату прямо у водителя. Удобно.


На местной заправке можно не выходить из машины

Если бы ездить по дорогам Грузии было также удобно, как заправляться, то приезжать сюда на машине хотелось бы почаще. А пока я очень рад, что уехал оттуда целым. Зато теперь езда по белорусским дорогам доставляет удовольствие, а белорусские водители кажутся самыми культурными и аккуратными.

←Белорусский участник десткого "Евровидения": ждем праздника музыки и души

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика