"Это полигон для испытания нервов". Дороги в Колодищах который год превращаются в грязевое месиво
Мы в Колодищах-2. В 9 километрах от станции метро Уручье — расстояние, которое человек способен преодолеть пешком всего за час-полтора ходьбы. Но стойкое ощущение того, что находишься как минимум в глухой деревне, не покидает ни на минуту. Осенью, весной, теплой зимой люди и авто утопают на дороге в грязи, машины ныряют в ямки с водой, рискуя как минимум похоронить подвеску или что-то сломать. Летом же здесь не открыть окна из-за бесконечной пыли. Несмотря на многочисленные письма и обещания властей, в поселке до сих пор нет дороги. История тянется с 2010 года.
«Мы боимся осени, не радуемся снегу зимой и даже хорошей погоде летом»
В редакцию AUTO.TUT.BY одновременно обратилось сразу несколько жителей поселка Колодищи-2 (Полигон). Они писали и звонили с одной просьбой — через нас достучаться до властей, обещавших им дорогу. Местные жители рассказали, что уже который год подряд борются за то, чтобы у них появилась хорошая асфальтированная дорога.
Центральная улица Энтузиастов в Колодищах-2 начинается с красивого, ровного и свежего асфальта. Неопытный и не живущий в этих краях автовладелец поедет сюда без раздумий — асфальт-то есть. Но буквально через километр асфальт заканчивается и начинается лунный кратер: дорога, вся изрытая, в ямках, колдобинах и лужах. Добавьте к этому непогоду, слякоть или дожди — и получите полную картинку того, что творится сейчас в поселке. Надо быть настоящим энтузиастом, чтобы поселиться и жить на улице Энтузиастов. Утром и ночью скакать по ямкам и колдобинам — то еще удовольствие. А некоторые люди живут в конце улицы, нам туда и надо, хоть идти еще километров пять (вся улица семь километров).
Первый же водитель, показавшийся в начале улицы на старенькой Mazda, останавливается, едва мы успеваем «проголосовать». Валерий приглашает подвезти и без разговоров убирает с сиденья вещи:
— У нас это привычное дело, многие друг друга так подвозят, вы же видите, какая тут… дорога, вы без сапог резиновых не пройдете, — кивает Валерий на мою обувь.
Мужчина успевает и рассказывать про привычку местных подвозить людей по размытой дороге, и рулить, виртуозно петляя между ямками. Но мы все равно то и дело ныряем капотом в ямки и выбоины. Как выживает подвеска — непонятно.
— Многие жители с СТО не вылезают, постоянно ремонтируют машины. Но ничего не делается: я, как здесь поселился, а это было в 2011 году, так тут такая дорога. Раньше что-то обещали, что дорогу заасфальтируют. И когда в начале Централки (так в поселке называют улицу Энтузиастов) поставили колышки для дороги — мы ликовали! Дорогу будут делать! Но на этом все и закончилось.
Валерий с семьей живет в конце улицы — там дорога, как и на прилегающих улочках, не лучше. А в сезон дождей просто превращается в месиво.
Как здесь ездят люди — непонятно: это ж какой автомобиль надо иметь, чтобы было не жалко ежедневно убивать его о «дорогу». Местные, кстати, так машины и покупают — автохлам, чтобы не жалко было добивать.
Потом версию о том, что «все здесь друг друга подвозят, потому что грязно», мы испробовали еще не раз. Останавливали машины — и водители тут же предлагали довезти до места.
Вот еще один почти местный житель, Павел, он купил машину с учетом того, что ездить придется часто, ремонтировать авто тоже. Расстояние всего в семь километров он преодолевает в среднем за 25−30 минут.
— Это не дорога, а полигон для испытания нервов, — говорит мужчина. — Видели в самом начале знак повесили «Ремонт дороги» и ограничение скорости 40 километров в час? Так вот, тут быстрее не поедешь — у меня первая-вторая передача и скорость — 20км\ч. А сколько раз люди выворачивали опоры, застревали в грязи? Мы все чего-то ждем, а чего — непонятно. У нас строят целую МКАД-2, на которую идут деньги автомобилистов, заплативших пошлину. Я тоже ее плачу, техосмотр пройден. Но на каком участке этой дороги видно, что вот здесь «сидит» мой налог?
Василий вывозит кучу листьев на свалку на тачке. Вася лаконичен, не скрывает радости, что здесь не живет, а только работает.
— Это издевательство над людьми. Здесь еще, — Василий машет рукой, показывая улицу, больше напоминающую одну большую лужу, — цивилизованно. А на других улицах — еще хуже.
Про «куда хуже» знает еще одна местная жительница, Наталья Михайловна. Женщина идет на прогулку:
— У нас парадная обувь тут — резиновые сапоги. В песне поется, что на дороге в России — семь ухабов, так у нас тут семьсот семьдесят семь! Как дети ходят в школу в такую погоду, не представляю: я всего месяц назад к дочке переехала. Сюда бы маршрутку пустить, и маршрутчики не прочь ехать, но нет дороги — нет маршрутки.
Наталья Михайловна говорит, что летом здесь не лучше — от песчаной дороги поднимается пыль, окна не открыть:
— Все сразу покрывается приличным слоем пыли. Зимой — все заплывает. Мы не радуемся ни осени, ни весне, ни снегу зимой, ни лету. В непогоду дороги развезет так, что не проедешь и танком. Вот бы к нам приехал президент. Но разве по такой дороге доедешь?
— Проблемы не решаются, потому что люди здесь якобы не живут и не прописаны, а только строятся, — предполагает еще один местный житель Юрий. — У нас здесь 3,5 тысячи участков. В сельисполкоме так и говорят: «Для кого тут дорогу строить, если никто не живет». Но ведь многие не прописываются, хотя живут. Мы сами объединились и провели газ, мы сами бьем скважины — и это не дешево. Недавно от некоторых активистов поступило предложение, чтобы и дорогу самим построить. Но кто-то хочет скинуться, а кто-то нет — несправедливо получается. А зачем мне тратить свои деньги, если кто-то не будет?
В Колодищанской амбулатории, в зону ответственности которой входит обслуживание и Полигона, признаются: ехать туда зимой, весной и осенью — долго. Могут и не успеть.
— Педиатры рассказывают, что едут туда 40 минут. Если попали в непогоду и в бездорожье на дальний Полигон, добирались и по полтора часа. Техника служебная, конечно, убивается. Но помочь-то надо. А как люди ездят на работу и детей возят каждый день?
Местная жительница Наталья рассказывает, что весной в лужах плавают утки.
— Весной на дороге плавают утки. И мы. Нет ни одной остановки общественного транспорта, а ведь у нас живут семьи с маленькими детьми, у которых может и не быть машины, — говорит Наталья. — Мы одни из самых доставучих жителей: бесконечно обращаемся к чиновникам и слышим лишь один ответ: денег нет. Тогда что вы делаете на своих местах, господа? Ждете, пока до наших детей не доедет скорая или кто-нибудь погибнет? Сегодня тысячам человек реально нет возможности жить в собственных домах. Мы не вылазим из СТО. Строиться уже не за что. На работу добраться невозможно вовремя, как и в школы, сады. Мы не можем построить 7 километров хорошей дороги и запустить общественный транспорт.
По словам Натальи, некоторые жители отчаялись и хотят строить центральную улицу сами.
— Да, мы можем построить на некоторое время лишь более «проезжабельный» участок. Но весной от этого не останется ничего. Нам очень нужна дорога и транспорт.
Согласны разместить у себя людей, от которых зависит строительство нашей дороги: пусть походят 7 км до остановки утречком, пробегутся — у нас ведь прививается ЗОЖ? Вот пусть в дождик глину помесят и посмотрят — каково это. Хотя бы на недельку. Чтоб за 2 дня машина сломалась — и пешочком, и в припрыжку, размахивая портфелями, как наши дети, до остановки…
«На грейдер зимой может и не хватить»
Упорства местным не занимать — они ведут переписку с чиновниками всех рангов с 2010 года, обращаются во всевозможные СМИ и описывают жизнь поселка на своем сайте. Ответ получают один: «нет финансирования» или «ваш поселок включен в план». Только дальше планов дело не движется.
«На эту дорогу нужно 200 миллиардов, но где их возьмет сельсовет? Разве сельсовет такими деньгами владеет и распоряжается? Обращайтесь в облисполком, — говорит местный председатель Сергей Жолуд. — У меня денег нет даже на грейдер на зиму! Как ее пережить?»
У жителей Полигона есть свой сайт, где они выкладывают все документы, фото жизни поселка. Самая наболевшая тема здесь — дорога. Люди не только обсуждают, кто и что пообещал, но и просят грейдер, работы которого хватает на три дня, а потом на этом же сайте за грейдер благодарят. Призывают собрать деньги на подсыпку дорог — посписочно пишут суммы денег, собранных людьми, а потом так вывешивают отчеты и фото, куда эти деньги пошли.
Например, на улице Светлой люди не стали писать чиновникам и ждать отписок, что все отлично. А скинулись и организовали подсыпку щебнем. Но надолго ли хватит этой меры? Ведь и соседние улицы в таком же состоянии, а впереди — зима и весна. А это значит, слякоть, непроходимая грязь и ямы в колено.
— 1,3 километра дорог мы сдали, — говорит заместитель председателя Миноблисполкома Сергей Невмержицкий. — Я про эту проблему людей знаю, я встречался с людьми, разговаривал. Но пока не будут проложены коммуникации, нет смысла прокладывать дорогу. На данный момент есть план, по которому будет разрабатываться комплекс мероприятий и которые будут реализованы в следующем году в Колодищах, в том числе и в Полигоне. Мы хотим упорядочить Колодищи, как это сделали с Боровлянами. Комплекса мероприятий пока нет, но они будут. И деньги на это будут выделены.
В мае 2016 года глава области Семен Шапиро в прямом эфире на канале «Беларусь-2» пообещал и поручил «рассмотреть вопрос в Колодищах», буквально все жители поселка высказывание губернатора области помнят наизусть и растащили на цитаты. Про «200 миллиардов старыми» на дорогу знает каждый житель.
— Неделя-две — срок. Мне план работы по поселку. Календарный. Какие работы проведем, какие объемы сделаем. И не на 3 млрд. Минимум ищите 200 млрд в этом году, из всех источников. Я понимаю, что не может быть только районный бюджет. Всё, начинаем эту работу, другого пути нет.
Но пока сдано только 1,3 километра дороги. И другого пути, кроме как ехать каждый день по бездорожью, у жителей Полигона нет.