"Мои методики не имеют отношения к шаманству". Версия биоэнергетика Герасимени и мнения психологов
Сотрудничество Александры Герасимени с таинственным биоэнергетиком Сергеем Касьяненко вызвало много вопросов. В СМИ прозвучали два противоположных мнения — экс-тренера сборной Беларуси по плаванию Дмитрия Манцевича и самой спортсменки — об эффективности его методик. SPORT.TUT.BY встретился с Сергеем Касьяненко и выслушал его версию развития событий.
«Я нигде не свечусь, потому что не хочу подставлять своих клиентов»
Биоэнергетик появился в кафе на десять минут раньше назначенного времени: невысокий темноволосый человек с выразительными карими глазами. Извинился, что пришел без цветов, и с ходу заявил:
— Я не хочу комментировать статью и высказывания бывшего тренера сборной Беларуси по плаванию, потому что всё, начиная с первых слов, чушь собачья. Зло злом не лечится, я не хочу в ответ нападать на него. Манцевича приглашали в сборную спасти белорусское плавание. Он «спас» и теперь взялся спасать Сашу. С детства говорили, что оправдывается виновный. Я не хочу этим заниматься.
Касьяненко не стал как-то определять свою деятельность, но заверил, что это точно не шаманство:
— Я не называю себя специалистом по биоэнергетике, это все относительно. Я бы назвал свою деятельность биоэнергетической психологической работой. В этом деле существует много технологий. Но мои методики абсолютно не имеют отношения к шаманству. Американский писатель Карлос Кастанеда в нескольких томах описал, что такое шаманизм. Если говорить в двух словах, то это работа далеко не «по-светлому». Без веры и без вероучения никогда не будет радости. Называть меня шаманом — это то же самое, как обзывать профессионального журналиста писакой. Я никакой не шаман.
Биоэнергетик отказался описывать в деталях технологию своей работы, но рассказал о некоторых ее принципах:
— Я разрабатываю энергетические программы, чтобы личность могла обрести баланс. Человек — это не просто кусок мяса. Он состоит в числе прочего из тонких тел. Важно поддерживать все в балансе, уравновешивать энергоцентры. Компьютер не начнет четко работать, пока его не настроить. Точно так же и с человеческим организмом. Я считаю, что ментальная, психологическая подготовка — это первичный пласт. А на нее наслаивается физическая, которой руководит тренер. Как можно безукоризненно выполнить техническую сторону, если спортсмен не настроен должным образом психологически?
Касьяненко уверен, что сборные разных стран прибегают к помощи биоэнергетиков, просто не афишируют этого, чтобы не раскрывать секреты подготовки:
— Накануне серьезных соревнований нервы у спортсменов натянуты, они нуждаются в помощи специалистов по психологии. Бывает, что тренер говорит: «Спортсмен меня не слышит, я не могу до него достучаться». А происходит это, потому что ментально человек находится в одном месте, эмоционально — в другом, а физически — в третьем. О чем думает канатоходец, когда преодолевает путь? А ни о чем: если он о чем-то думает, то точно упадет. Нельзя настроиться, например, на гимнастику, если в голове «Лабутены».
Я нигде не свечусь, потому что не хочу подставлять своих клиентов. Я могу рассказать вам принципы своей работы, но клиентов не выдам, потому что есть определенная этика. Публикации на эту тему выставляют Александру Герасименю в неправильном свете. А она порядочный, волевой, харизматичный и серьезный человек, и я очень уважаю ее как личность.
«Зона позитива» и «сумеречная зона»
Сергей Касьяненко попытался объяснить свою методику общедоступным языком, но при этом оперировал понятиями не из области психологии:
— Внешний негатив может отрицательно сказываться на энергетическом поле позитивного человека. Есть понятия «зона позитива» и «сумеречная зона». У каждого, наверное, были ситуации, когда после общения с негативным человеком хотелось стряхнуть с себя неприязнь и отрицательные эмоции. Вспомните таксиста из «Брата 2»: из него сыпались возмущения и претензии, и такие люди сегодня встречаются очень часто. К носителям негативной энергетики можно отнести, например, энергетических вампиров. Но это не значит, что негативный человек никогда не сможет измениться.
Я помогаю выстроить энергетическую защиту. У человека есть много защит — кожа, иммунная система, биополе. Спортсмен постоянно сталкивается с большими нагрузками, поэтому ему нужна дополнительная защита для преодоления сверхнагрузок. Очень важно, что все это делается вне фармакологического поля. Таблетки — это на 99 процентов химия. Спасая один орган, мы гробим остальные. Если бы не скандал с мельдонием, доктор по имени шприц и дальше процветал бы. А сейчас все начинают искать альтернативные способы поддержания организма в тонусе.
Биоэнергетик считает, что его задача — развивать внутренние ресурсы клиентов. Он убежден, что каждый человек живет не только «логикой и умствованием»:
— Для познания мира мы используем больше ресурсов, чем пять органов чувств. Интуиция и прозрение не относятся ведь ни к одному из органов. Вспомните Менделеева: во сне к нему пришло озарение. Существуют внутренние ресурсы, которые можно развивать во благо. Этим я и занимаюсь.
«От незнания тренеры часто не идут на контакт»
Говоря о знакомстве и начале сотрудничества с Александрой Герасименей, Сергей Касьяненко подчеркнул, что это тайна специалиста и клиента:
— Скажу только, что никакого моего участия в 2011 году не было, и Саша это знает. Есть понятия свободы воли и свободы выбора. Я не имел права делать что-то за спиной спортсменки без ее согласия. У нас действительно однажды состоялся разговор в аэропорту, но тогда Саша летела не на сборы в Южную Африку, как утверждает Манцевич. Спортсменка летела в другое место, и разговор у нас был иного толка.
По мнению биоэнергетика, максимальный КПД может быть достигнут только при работе в треугольнике «спортсмен — тренер — специалист по биоэнергетике»:
— У такого союза потенциально есть высокая эффективность, но от незнания тренеры часто не идут на контакт. Вчера ведь этого не было. И мы будем еще несколько лет думать, а нужны ли нам такие методики. И когда они уже появятся во всех странах, то лет через 20 и мы решимся на подобное сотрудничество. У нас многие думают, что сегодняшняя подготовка на вчерашних конспектах может дать результат завтра.
Почему в Беларуси не производят iPhone? Потому что мы боимся экспериментировать. Мы не нашли контакта с тренерами Саши. Я был готов сотрудничать, но у них есть право выбора. Я искренне желаю Дмитрию Манцевичу душевного счастья, равновесия, пусть он реализуется в профессии и поправит здоровье.
Касьяненко отрицает, что стремился стать штатным сотрудником Белорусской федерации плавания и влиять на тренировочный процесс:
— Меня никто не приглашал. Есть цитата старца Амвросия Оптинского: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Это девиз, на который я ориентируюсь в жизни. Я никуда не набивался, это противоречило бы моему девизу. Если бы я знал, что нужен команде, то можно было бы говорить на эту тему. А просто работать, чтобы протирать штаны, не для меня. У нас таких «работников» и так хватает.
Я не рекомендовал Саше прекратить работать с Еленой Климовой и Дмитрием Манцевичем. Я не тренер и не лезу в тренировочный процесс. Конечно, хотел бы иметь контакт с ее тренерами, иначе мы сталкиваемся с сюжетом из басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Звучание чище, когда в унисон.
«Я помогал спортсменам на Олимпиаде дистанционно»
Биоэнергетик признается, что среди его клиентов есть не только белорусские спортсмены и некоторым из них он помогал на Играх в Рио:
— Ко мне обращаются люди из других стран, и если я знаю, что могу помочь, то не вижу причин отказывать. Среди моих клиентов нет прямых конкурентов. Делаю все, чтобы принципиальные соперники не фигурировали и не пересекались у меня.
Я помогал спортсменам на Олимпиаде дистанционно. Смотрел Игры не просто как болельщик, а выполнял определенные обязательства. С согласия спортсмена ему можно помогать и на расстоянии, но это очень энергозатратно. На Олимпийских играх выступали несколько моих клиентов. Для меня Олимпиада была очень сложна. Наверное, легче разгрузить состав вагонов, чем выполнить такую энергозатратную работу.
До того как стать биоэнергетиком, Сергей Касьяненко дважды баллотировался на пост председателя Белорусской федерации легкой атлетики и занимался предпринимательской деятельностью:
— Мое стремление в федерацию легкой атлетики — это душевный порыв. В те годы я чувствовал, что могу помочь развитию легкой атлетики в Беларуси. Эти дисциплины мне близки и понятны. Я сам занимался легкой атлетикой, прошел училище олимпийского резерва. Когда я хотел, то оказался не нужен. Сейчас на этом посту работает замечательный человек, у которого все получается.
Сегодня я хочу идти по пути познания и просветления. Я открыл в себе способности не одномоментно. Я не стремился к этому. Был непростой период в жизни, который вскрыл мои резервы. Я даже прошел через внутреннее сопротивление. Но зов истинных знаний оказался сильнее. Поначалу сам для себя был подопытным кроликом, а потом сработало сарафанное радио. Работа со спортсменами экстракласса — это не эксперимент, сегодня я имею накопленные знания и серьезные, проверенные наработки. Я изучал биоэнергетику около семи лет до начала сотрудничества с Сашей.
На вопрос, является ли биоэнергетическая деятельность источником доходов, Касьяненко отвечает уклончиво:
— Мы же европейская страна. А в Европе вопросы о финансах не являются этичными. Не будем касаться этой темы.
SPORT.TUT.BY попросил специалистов в области спортивной психологии прокомментировать сотрудничество Александры Герасимени и Сергея Касьяненко с научной точки зрения.
«Речь идет о внушении и психологической зависимости Александры от биоэнергетика»
Начальник отдела профессиональной диагностики и резерва кадров Института повышения квалификации и переподготовки кадров БГУФК Николай Волков считает, что в данной ситуации речь идет о психологической зависимости спортсменки:
— Я работал на семи Олимпиадах в качестве спортивного психолога, лично встречался с Сашей Герасименей и Инной Чарыковой — тренером-психологом национальной команды по плаванию. Судя по высказываниям в СМИ, мы наблюдаем внушение и психологическую зависимость Александры от биоэнергетика. Я вижу специалиста, который очень рационально и четко подходит к делу и стремится к финансовой наживе.
Опытный психолог объясняет, что отличает человека с биоэнергетическими способностями от шарлатана:
— Я всегда смотрю не на то, что и как делает биоэнергетик, а для чего он это делает. Часто в основе лежит зарабатывание денег и финансовая мотивация. Так называемый оракул просто подбирает момент, когда человек психологически незащищен или находится в сумбуре — в аэропорту или на вокзале, и «цепляет» его на крючок. Биоэнергетику достаточно внушить первый постулат, заставить поверить, и человек попадет в психологическую зависимость. Талантливые люди — спортсмены, художники, музыканты — это люди с открытой и ранимой душой, которых легко обмануть. Чтобы чувствовать воду и скользить по ней, как Александра, надо быть сверхчувствительным человеком.
Николай Волков убежден, что биоэнергетические методы могут положительно влиять на психологическую подготовку, но этим должны заниматься не лжеспециалисты:
— У таких все начинается с внушения, а потом переходит в запугивание. Чтобы заинтересовать публику, я часто показываю опыты Вольфа Мессинга по угадыванию мыслей. Но потом всегда рассказываю, как это работает и почему каждый может этому научиться. А шарлатаны стремятся привязать к себе людей, они делают упор на страхе. Спортсмены начинают думать, что без биоэнергетика уже ни на что не способны, боятся привлечения «черной энергии». Важно не запугивать, а раскрывать внутренние ресурсы личности. Первое, что я говорю своим спортсменам: вы сами можете все и без моего участия. Я лишь покажу, как это работает.
«Специалисты по нетрадиционной медицине работают по формуле: успехи и триумфы — мои заслуги, а при неудачах — звезды не сошлись»
Тренер-психолог национальной команды по биатлону Ирина Попова солидарна с коллегой:
— В сложные для общества периоды нередко появляются люди, которые убеждают, что способны творить чудеса. А человеку проще поверить в чудо, чем каждый день работать над собой, поэтому он попадает под влияние. В словах Александры читается твердая уверенность в методах работы Сергея Касьяненко.
Ирина Попова считает, что перед тем как допускать таких людей к системной работе с командой, надо тщательно проверить их методы и действенность таковых:
— Нормальная ситуация, когда профессиональные тренеры сторонятся подобных «специалистов». Ведь специалисты по нетрадиционной медицине зачастую работают по формуле: успехи и триумфы — мои заслуги, а при неудачах — звезды не сошлись. Биоэнергетики должны быть связующим звеном между тренером и спортсменом, а не разделять их. Биоэнергетики не должны привязывать к себе клиентов. Специалистам по психологической подготовке следует быть рядом со спортсменами на начальном этапе, изучать их личность, давать рекомендации, предлагать более эффективные стратегии поведения, но потом, когда навыки уже отработанны, отпускать в свободное плавание. В репликах Александры между строк читается зависимость от этого специалиста. Все знают, что Александра сама по себе спортсменка высочайшего уровня.
Тренер-психолог объясняет, что специалисты, практикующие нетрадиционные методики, это хорошие психологи на бытовом уровне, но они не могут заменить профессиональных психологов:
— Главный козырь биоэнергетиков — невероятная наблюдательность. Это качество помогает легко «читать» людей, подмечать детали и оперировать ими. Этим также занимаются гадалки и цыганки. А профессиональные психологи обладают более широким арсеналом знаний, основанных на научном подходе. Сотрудничество Александры с биоэнергетиком должно быть согласовано с психологом национальной команды по плаванию, которая несет ответственность за психологическое здоровье сборной. Я считаю, что два специалиста не могут одновременно работать с атлетом, поскольку это может привести к хаосу в восприятии спортсмена. Поэтому биоэнергетики часто стремятся закольцевать спортсмена только на себя.
Психолог национальной команды по биатлону не берется оценивать потенциальную эффективность методов работы Касяьненко:
— Это трудно проверить научным способом. Сергей Касьяненко использует термины «зона позитива» и «сумеречная зона» или «негативщики» и «позитивщики», которых нет в психологии. Я скептически отношусь к магическим символам и величинам, которые нельзя проверить научно. Биоэнергетики часто говорят, что обладают знаниями, которые необъяснимы и приходят, как озарение. Может быть, они выдают обыкновенные вибрации в организме за сверхдар?
«Саша проделывает огромную работу и выигрывает каждую награду большим трудом, а не с шаманской помощью»
Заведующая лабораторией психологии спорта РНПЦ спорта, кандидат медицинских наук и тренер-психолог национальной команды по плаванию Инна Чарыкова убеждена, что применительно к Сергею Касьяненко нельзя использовать слов «специалист» и даже «биоэнергетик». Она, как и другие спортивные психологи, уверена, что залогом успеха Александры являются ее природный талант, трудолюбие и тренерская работа, а не магические элементы:
— На мой взгляд, Касьяненко просто манипулятор. Резонанс вокруг этой истории кажется мне абсурдным. Подобные разговоры обесценивают не только Сашин труд, но и работу тренера. Именно связка «спортсмен — тренер» и дает результат. После прочтения публикаций незнающим людям может показаться, что все успехи — это заслуги не самой спортсменки, а какого-то шамана. Я считаю, что Саша Герасименя — первоклассная спортсменка. Она уникальная, талантливая, умная чемпионка с открытым и добрым сердцем. Саша проводит огромное количество благотворительных мероприятий и излучает свет. Она проделывает огромную работу и выигрывает каждую награду большим трудом, а не с шаманской помощью.
Инна Чарыкова уверяет, что поводов беспокоиться за Александру нет, все находится под контролем профессионального психолога:
— Кроме того что я психолог, я еще и психофизиолог. Я отслеживаю реакцию организма на нагрузки, внешние процессы и по объективным показателям вижу, что сотрудничество с этим «специалистом» никак не влияет на спортсменку. Если Саша верит, что сотрудничество с волшебником ей помогает, это ее право. Главное, что его работа под контролем, и, конечно, повлиять на результат он не может.
Саше кажется, что их общение помогает ей поверить в себя, что ж, я не вижу в этом ничего страшного. Его присутствие, конечно, вносит суету в подготовительный процесс. Но забрать у человека веру — это тоже неправильно. Я уверена, что время все расставит по своим местам. А что касается психологической подготовки в команде, то проводится очень серьезная работа, но рассказывать о ней не могу из-за профессиональной этики.
По словам Инны Чарыковой, которая знает ситуацию изнутри, высказывания Дмитрия Манцевича по этой теме некорректны, хотя в них и есть правда:
— С этической точки зрения, я возмущена тем, что экс-тренер сборной вообще поднял этот вопрос. Елена Климова — сильный и волевой человек. Она сразу воспротивилась тому, чтобы подпускать Касьяненко — постороннего — к тренировочному процессу, и отказалась от встреч с ним. Климова верит только в усердную работу и кропотливый анализ. Дмитрий Манцевич виделся с Касьяненко, но тоже не поддержал идею сотрудничества с этим манипулятором. Я с улыбкой читаю слова Касьяненко о том, что он дистанционно помогал Саше на Олимпиаде. С моей точки зрения, это невозможно. Согласитесь, у него удобная позиция: человек не включен в тренировочный процесс, не несет ни за что ответственности и может говорить все что угодно.
Инна Чарыкова объясняет, что по туманным и неконкретным формулировкам Касьяненко ясно, что у него отсутствует сверхдар:
— Если бы он имел какие-то способности, не стеснялся бы и не боялся бы их комментировать. Я видела Касьяненко всего раз. Мне он показался абсолютно заурядным человеком. За свою карьеру я встречала очень много таких «специалистов». Поверьте, в спорте они крутятся часто. Просто этот случай получил огласку, хотя ничего уникального в нем нет. Сейчас мистика, к сожалению, в тренде. Но давайте мы с вами сохраним здравый смысл и не будем создавать этот тренд в спорте.