Три года вместе - белорусы и дорожный налог. Как финансировали дорожное хозяйство в регионах
Три года прошло с момента, как белорусы впервые заплатили дорожный налог. Предполагалось, что к средствам, выделяемым «на дороги» из местных бюджетов, добавят деньги «госпошлины», и уже с такой внушительной суммой можно наконец решить проблему «на ремонт дорог нет денег». Но что-то пошло не так. Дорожный фонд стал удобной заменой тем средствам, которые местные власти могли выделить на дороги, но не сделали этого. За три года финансирование дорог из местных бюджетов уменьшилось на 13%.
В сентябре во время обсуждения проекта бюджета на будущий год заместитель министра финансов Юрий Силиверстов посоветовал спрашивать у местных властей, почему расходы на дорожное хозяйство практически не увеличились после введения налога.
— С момента введения пошлины те деньги, которые местные органы власти сами направляли на капремонт дорог, снизились практически до нуля, — сказал Селиверстов. — Их заместили субвенции из республиканского бюджета. Если была идея удвоить ресурсы, то этого не произошло. Они (местные власти. — Прим. TUT.BY) — их к этому никто не понуждал — сняли эти ресурсы в пользу строительства объектов АПК [агропромышленного комплекса]. Потому что такой же ресурс пришел из республиканского бюджета. Поэтому вы можете в регионах эти вопросы задавать, почему это произошло. Мы-то думали, что это станет дополнительным источником, а на самом деле стало замещающим источником. А дополнительным оно стало в какой-то небольшой части.
2013 год
Госпошлина на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в жизни белорусов появится только к концу года. А поэтому в далеком 2013-м затраты на дорожное хозяйство (а именно: текущий ремонт и содержание дорог, капитальный ремонт, капитальное строительство и другие расходы) и содержание и ремонт улично-дорожной сети финансировались из местных бюджетов. Всего на эти цели было направлено порядка 354,6 миллиона рублей (здесь и далее — деноминированных рублей. — Прим. авт.).
Львиная доля этих денег направлялась как раз таки на улично-дорожную сеть — да здравствует ямочный ремонт! Помимо этого, деньги шли на текущий ремонт и содержание всех дорог. Лишь небольшой процент средств выделялся на капитальный ремонт дорог и их строительство. Например, в Гомельской области на текущий ремонт и содержание дорог было направлено 23 миллиона рублей, в то время как на капитальное строительство в 17 раз меньше.
Больше всего в 2013 году на ремонт и содержание дорог получил Минск — порядка 95,9 миллиона рублей. Впрочем, и в последующие годы столица будет получать примерно в два раза больше всех областей. Меньше всего средств «на дороги» в 2013-м и последующих годах запланировала себе Гомельская область — 36,6 млн рублей.
2014 год
В 2014 году белорусы впервые начали платить госпошлину за участие транспортного средства в дорожном движении. По сути, государство сделало платными дороги для белорусов, но по относительно небольшим тарифам.
Деньги с налога, согласно постановлению № 283 от 28 марта 2014 года, распределили так: 50% от всей суммы госпошлины осталось в республиканском бюджете — их мы не трогаем, а 50% суммы распределили между областями — речь идет о сумме в 94,7 млн рублей. При этом, около 4,6 млн рублей из выделенных средств не были использованы по факту и направлены в дорожный фонд.
Такое распределение средств госпошлины между областями у многих вызывало бурю негодования. Например, Брестская область — лидер по количеству зарегистрированных автомобилей, а значит, и собранного налога здесь больше, но в регионе сеть автодорог не так разветвлена, как в других областях. Брестчане на дороги получили лишь 12% от той «половины». Этих денег хватило бы на 7 километров новой дороги в Брестской области или ремонт 769 230 ям в пересчете на цены 2014 года (если исходить из данных, что в 2014 году стоимость 1 м2 ямочного ремонта (примем за 1 среднестатистическую яму) была равна $26).
При этом местные бюджеты в целом выделили на дорожное хозяйство довольно внушительную сумму: 316 миллионов рублей. Больше всего денег выделили Минску и Минской области.
2015 год
В прошлом году деньги Дорожного фонда распределялись по трем основным направлениям:
— строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог;
— строительство МКАД-2;
— часть денег отправлялась обратно в местные бюджеты в виде субвенций из дорожного фонда на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт (с 2016 года) местных автомобильных дорог, улиц, являющихся продолжением республиканских, и местных дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием.
По итогу, в 2015 году в местные бюджеты фактически было направлено порядка 113,9 миллиона рублей средств госпошлины — это почти 44% от общего объема поступившего в республиканский бюджет налога. Местные власти «добавили» на эти же цели из бюджетов в общей сложности порядка 298 миллионов рублей. На выходе снова неплохая сумма — 412 миллионов рублей.
2016 год
В этом году сумма субвенций из дорожного фонда составит 114 миллионов рублей, или 40% от денег, уплаченных автомобилистами. Как и в прошлом году, часть денег пойдет на строительство МКАД-2, в республиканский и местные бюджеты.
При этом на 1 октября расходы на финансирование дорожного хозяйства и ремонт улично-дорожной сети за счет средств местных бюджетов составляют 306,4 миллиона рублей. Это на 48,2 миллиона рублей меньше, чем в 2013 году, до введения дорожного налога.
Курс на уменьшение финансирования
Как подытоживают в Минфине, во всех регионах, кроме Минской области, замечено уменьшение финансирования дорожного хозяйства за счет средств местных бюджетов.
При этом, как оговорились в одном из облисполкомов, выполнение бюджета довольно строгое, никто от рамок не отходит. Но ничего не мешает местным властям уменьшить суммы, выделяемые на дороги, в пользу более насущных проблем региона.
Наиболее это «снижение» заметно в Брестской области — на 14,6 миллиона рублей, или на 30,3%, наименее — по Могилевской области — 3,2 миллиона рублей, или 7,5%. На 1 миллион рублей увеличен объем расходов на вышеуказанные цели по Минской области.
Но если говорить в целом, то за 2013−2016 годы местные органы управления уменьшали расходы на финансирование дорожной сети из средств местных бюджетов — в общей сложности на 13,6%.