Белорусские модели, покорившие мировые подиумы: "Делать имя и большие деньги в Беларуси невозможно"
Славянская внешность всегда была востребована в сфере моды. Белорусская фэшн-индустрия оставила позади период, когда карьера моделей заканчивалась на местных студийных конкурсах и TFP-съемках у знакомых фотографов. Появляется все больше талантливых дизайнеров, стилистов, визажистов и моделей, чьи достижения заслуживают искреннего восхищения.
Анна Вербицкая, куратор профессионального курса для моделей Национальной школы красоты, рассказывает, что белорусские модели пользуются популярностью в мировом модном пространстве, выигрывают международные конкурсы красоты и успешно сотрудничают с известнейшими брендами в Италии, Франции, США, Корее и Японии:
— Наши модели действительно ценятся за рубежом; славянская внешность всегда была востребованной, а сейчас — особенно. На международных неделях моды можно часто встретить моделей из Беларуси, но проблема в том, что у нас в стране об их успехах чаще всего не знают. Если девушки и работают в Беларуси, то в основном только у фотографов и дизайнеров, с которыми сотрудничают их агентства и школы.
Одна из таких потрясающих девушек — Дарья Костенич. Сейчас она живет между Парижем, Нью-Йорком, Миланом и, что очень радует, Минском. Даша родилась в небольшом белорусском городке и отчаянно не хотела заниматься модельным бизнесом, ассоциируя это с не самым интеллектуальным и самодостаточным занятием.
— Я всю жизнь была сфокусирована на учебе — большие амбиции и желание во всем быть первой окончательно расставили приоритеты в пользу образования и карьеры. И самооценка в 15 лет никак не подталкивала меня к «демонстрации» себя в сфере моды: высокая, худая, всегда в компании парней на великах или с папой на рыбалке.
Кто бы мог подумать, что через пару лет этой девочке будет открыта дорога на лучшие подиумы мира? Вот и я не поверила тогда.
Через год-два в социальных сетях мне стали поступать предложения о фотосъемках, на что я реагировала абсолютно незаинтересованно. Но одному фотографу все же удалось вытащить меня из зоны комфорта, буквально заставив встать перед камерой. Он предложил отправить мое резюме в агентство Сергея Нагорного, и уже на следующий день мне позвонили и пригласили на съемки. Так и заварилась вся эта «фэшн-каша».
— Тебе вообще нравится фотографироваться, участвовать в показах и фотосессиях?
— Я однозначно люблю шоу — показы модной брендовой одежды. Постоянная суета, переживания, недели кастингов, примерок и бессонных ночей — все в один момент перекрывается эйфорией от первого шага на подиум. Catwalk — это как первый поцелуй: бабочки в животе, дрожь в коленках и воспоминания на всю оставшуюся жизнь.
— С какими брендами ты сейчас работаешь?
— Здесь я с гордостью и безмерным уважением могу перечислить всемирно известные бренды, с которыми уже имела шанс сотрудничать: Armani, Chanel, Jason Wu, Marni, Blumarine, Elizabetta Franchi, Escada, Fielmann, Wycon, Giuseppe Pappini, Alexandre de Paris.
И в Беларуси в определенное время я успела поработать с нашими дизайнерами и крупнейшими брендами страны. В их числе — Papilio, Alena Goretskaya, Burvin. Думаю, даже сейчас еще можно застать парочку моих изображений на рекламных плакатах.
Каждый проект, в котором я принимала участие, уникален по-своему. И любая работа имеет огромную ценность для развития. Я — человек коммуникабельный и никогда не упущу возможность перенять жизненный и карьерный опыт у людей, прошедших огонь и воду в этой индустрии. А полезные знакомства, несомненно, помогут с трудоустройством в медиасфере, когда с модельным бизнесом пора будет заканчивать.
Но пока у меня есть возможность участвовать в невероятно интересных проектах, пока снимают и зовут на показы, я, конечно, буду продолжать развиваться в индустрии. Такие деньги нигде больше не заработаешь — конечно, если много трудиться.
— А о каких суммах идет речь? Это самый интригующий вопрос: сколько зарабатывают модели.
— Я знаю моделей, которые даже из минуса не выходят — то есть либо не покрывают расходы, либо становятся должниками агентства, которое их продвигает. Иногда девушкам приходится брать на себя часть расходов, что потом, по идее, должно покрываться за счет получения работы. А так бывает не всегда.
Но если модель топовая и начинает с Европы или Америки, а не с Китая и Кореи, то и за первую поездку можно заработать около $ 5000. А дальше поэтапно: брендировать имя, раскручивать себя, впечатлить нескольких эксклюзивных клиентов — рейтинг модели становится выше, и ее работа стоит в разы дороже.
Вообще индустрия красоты окружена огромным количеством стереотипов, и Беларусь — не исключение. Работающие на мировом уровне модели, как правило, уезжают из страны, их приглашают именитые компании. Получается, устойчивую площадку у нас строить и развивать просто некому. И поэтому делать имя и большие деньги в Беларуси невозможно.
А что касается бизнеса в узком смысле — у нас только одно модельное агентство действительно успешно работающее на международном уровне, оно меня и «открыло».
— А как близкие люди справляются с твоим постоянным отсутствием?
— Семья и личные отношения тянут меня домой, поэтому и стараюсь возвращаться сюда как можно чаще. «Нет более благородной болезни, чем тоска по Родине». Вот и я лишь в процессе непрекращающихся разъездов стала гораздо сильнее ценить близких и осознавать понятие «дом». Многие сейчас не поверят в искренность моих слов, но все познается в сравнении, для этого нужно немного времени.
— Развей, пожалуйста, миф о том, что многие модели не блещут умом.
— Я, например, параллельно с работой дистанционно учусь в ЕГУ на факультете медиа и коммуникации. Это не то же самое, что заочное образование в белорусских вузах — у меня полноценный академический день со всеми формами контроля. Непросто, зато эффективно.
Своими академическими заслугами и уровнем интеллекта хвастать считаю излишним. Но пока я не окончила школу, не отдала папе золотую медаль, не поступила в университет — о поездках с модельной карьерой даже речи не шло.
Я не могу говорить за всех моделей, но, к счастью, довольно часто встречаются начитанные и мудрые не по годам девушки. А остальных жизнь научит, ведь чаще всего просто юный возраст и отсутствие жизненного опыта мешают им быть интересными собеседниками. Все как в обычной жизни, в общем.
— Главное для модели — это боевой характер, — уточняет Анна Вербицкая. — Я знаю девочек с очень хорошими данными, но иногда именно вот этого характера им не хватает. Уверенность в себе и талант быть в нужном месте в нужное время в модельном бизнесе превыше всего. Сейчас, помимо всего прочего, ценится нестандартная красота. У моделей появляется больше возможностей для самореализации, креативности в выборе образа. Строгие границы и правила модельного бизнеса обретают свободу и прозрачность.
Хотя индустрия все еще остается принципиальной и немногим открывает дорогу к вершинам. Некоторые компании, например, отказываются сотрудничать с моделями до 16 лет, хотя в 20 уже могут отправлять девушек «на пенсию».
Но даже возраст не помеха для белорусских моделей, которые умудряются сотрудничать с известными брендами, учиться в школе, сдавать экзамены и мечтать о звездной карьере.
Елизавета Мартынчик попала в модельный бизнес 3 года назад, в 13 лет. Она целенаправленно отправила свои фотографии в агентство и получила положительный ответ. Несмотря на сравнительно небольшой опыт работы в индустрии красоты, Елизавета уже пользуется популярностью — число подписчиков в инстаграме у девушки практически достигает четверти миллиона. На данный момент Лиза работает в Нью-Йорке с одним из лучших агентств The Lions. До этого она сотрудничала с Calvin Klein, Shiseido и Elle girl в Азии.
— Моя модельная карьера началась в Токио — мне было 14 лет, и все оказалось намного труднее, чем я считала. Агентство согласилось авансировать перелёт и двухнедельное проживание моей маме, ведь я была еще совсем малышкой.
В Токио мне пришлось снять розовые очки и понять, что модельный бизнес — это не просто поездки, впечатления, красивые картинки в журналах и жизнь, которой можно позавидовать. Это тяжелая работа, в которой, как и везде, ничего не достается просто так.
— Лиза, расскажи, что в работе модели самое тяжелое, а что ты ценишь больше всего?
— Труднее всего переживать долгое отсутствие близких людей, расстояние — это привычная «боль» каждой модели. Вместе с тоской по родному дому моделей преследует постоянная неуверенность в завтрашнем дне: можно быть успешной сегодня, а завтра остаться совсем без работы, уехать домой и при этом задолжать деньги агентству, которое иногда авансирует часть бытовых расходов.
Но лучшее в этой работе заставляет идти на риск: путешествия, полезные знакомства с невероятными людьми и возможность хорошо зарабатывать — ни в одной другой работе таких преимуществ нет.
К модельному миру необходимо привыкнуть, а я все еще учусь в школе, поэтому не могу путешествовать так часто, как хотелось бы. У меня получается отработать два-три крупных контракта в год. Повезло, что учителя поддерживают мое увлечение и без проблем отпускают в поездки. Я возвращаюсь в школу и быстро нагоняю пропущенный материал, это нетрудно, если не расслабляться — так что мои оценки в порядке.
Вероника Антипова работает в модельном бизнесе уже более 10 лет. Сейчас она живет в США и сотрудничает с J Crew, Antrhropoligie, La Mer и Saks. Вероника уверена, что если не отдаваться своей работе полностью, на 100%, то ничего не получится, даже если внешние данные идеально вписываются в мир моды.
— Многие считают, что модельный бизнес — легкая и несерьезная деятельность, хотя это действительно далеко от правды. Работа в индустрии красоты так же значима и тяжела, как любая другая: частые перелеты, задержки рейсов, необходимость находить общий язык со съемочной командой, а к творческим людям в таком бизнесе нужен особый подход. Лично мне очень тяжело постоянно находиться далеко от близких, ведь поддержка семьи неоценима.
Сейчас я в основном снимаюсь для коммерческих изданий и журналов, эта работа достаточно спокойная, есть четкий план. Но возьмем хотя бы Fashion Week: думаю, это самый тяжелый период для всех моделей — морально и физически. Куча кастингов с километровыми очередями, шоу, примерки, стресс. Абсолютно нет времени на «поспать» и «поесть», но при этом нужно выглядеть на миллион!
— Кстати, о «выглядеть на миллион»: развеете (или нет) миф о том, что модели ничего не едят и в принципе ведут нездоровый образ жизни?
— На самом деле все девочки разные. Некоторые постоянно сидят на диете, ограничивают себя буквально во всем и ночуют в зале, чтобы добиться нужного результата. А кого-то природа наградила потрясающим обменом веществ и прекрасной генетикой — они могут кушать все что угодно, не прилагая никаких усилий. Я предпочитаю придерживаться правильного питания, пью много воды, занимаюсь спортом. Все же считаю, что у моделей должны быть подтянутые и красивые фигуры.
— Поделитесь вашими жизненными принципами, которые могут помочь начинающим моделям?
— Ну, во-первых, всегда нужно знать: что бы мы ни делали, в первую очередь мы «делаем» себя. Ответственный подход к работе превыше всего. Никогда не переставайте развиваться и работать над собой, чтобы оставаться интересной. А главное, не забывайте и не переставайте себя любить.
Если человек — профессионал своего дела, то он будет оценен по достоинству, и даже в модельном бизнесе часто сталкиваешься с разными девочками, иногда абсолютно не подходящими под «стандарт». А они все равно пробиваются, потому что горят этим, выкладываются на 100%. Такие люди достойны уважения и признания.
— Тогда как все-таки стать успешной моделью и не «перегореть» за первые сезоны работы?
— Родиться Жизель Бундхен или Клаудией Шиффер! На самом же деле — верить в себя, постоянно развиваться и работать, слушать агентство и себя, конечно. А главное — работать не останавливаясь.
Раньше было проще — пользовались популярностью долгосрочные контракты, необычных лиц было не так много. Сейчас слишком большое изобилие моделей, и заказчикам, на мой взгляд, интереснее менять девочек каждый сезон, экспериментировать, открывать новые лица.