"Доходы хорошие, готовы открыть ИП, но не надо нас считать отелями". Мнение хозяйки агроусадьбы
Владельцы агроусадеб сейчас активно обсуждают проект указа по агроэкотуризму, который подготовило Минспорта. Больше всего участников рынка смущает, что им могут запретить проводить свадьбы и юбилеи. Тем же, кто хочет и дальше оказывать такие услуги, предлагают открыть ИП. Своим мнением и расчетами о предстоящих изменениях с нами поделилась хозяйка агроэкоусадьбы «Зов предков» в Дзержинском районе Любовь Шиман.
— Президент неоднократно говорил, что нужно развивать село, вкладывать в это душу. Так кто же мы? Недобросовестные дельцы или те, которых государство будет носить на руках?
Если в указ президента № 372 о развитии агротуризма внесут изменения и владельцам усадеб можно будет принимать не больше 20 туристов, запретят проводить свадьбы, юбилеи и ритуальные мероприятия, то будущее многих усадеб будет под вопросом.
У меня высшее экономическое образование, 34 года прожила в Минске. Но 8 лет назад наша семья купила в кредит в Фанипольском сельском совете Дзержинского района заброшенный участок в 25 соток с ветхим домом.
Чтобы привести в порядок участок, построить дом и создать необходимую инфраструктуру, наша семья взяла в Приорбанке кредит на 24 тысячи долларов на 10 лет. В марте 2009 года мы продали 3-комнатную квартиру в Минске за 108 тысяч долларов, а через два года — еще и дачу в Дзержинском районе за 30 тысяч долларов. Все эти деньги вложили в развитие агроусадьбы. Но даже этих сумм было недостаточно, чтобы построить дом, поднять целинные земли и облагородить территорию.
30 марта 2010 года я зарегистрировалась в качестве субъекта агроэкотуризма с большой надеждой на кредитование Белагропромбанком. Но кредит с льготой для развития села нам никто не дал. И насколько я сейчас понимаю, его мало кто вообще получил.
Поэтому у нас началась долгая история потребительских кредитов под высокие проценты. Кредиты брали на меня, мужа, сына в разных банках. В общей сложности у нас было открыто 13 кредитных линий. На сегодня осталось только три из них, ежемесячные платежи составляют около 1000 рублей новыми. К тому же я до сих пор должна около 8 тысяч долларов своей подруге. Позже мы построили на соседнем участке еще один дом, на это потребовались деньги.
Доходы у нас были хорошие, их никто не скрывает. Отчеты в налоговой службе имеются. Особенно «свадебными» были 2013 и 2014 годы. В 2015 году стало проводиться меньше мероприятий, но все равно заработали около 400 миллионов неденоминированных рублей.
И нужно понимать, что эти деньги идут на погашение кредитов и долгов, на содержание усадьбы, на текущие расходы. За эти годы я ни разу не была в отпуске, не посетила ни одну из стран, в которые ездят отдыхать наши друзья — ни в Турции, ни в Греции, ни в Испании, ни в Египте. Езжу я на машине 1995 года выпуска. Ни украшений, ни нарядов за эти годы я не видела. Но у меня есть больше — это счастье, которое наполняет от проделанной работы.
Этот год кризисный, последнее мероприятие провели 2 сентября, следующее запланировано только на 27 января. На прошлогодний уровень дохода мы не выйдем. Но сейчас это не самое главное, важнее, на каких условиях мы будем работать дальше.
Я готова зарегистрировать ИП, чтобы и дальше проводить свадьбы и юбилеи. Но нужно только четко понять, какие требования будут предъявляться к ИП-субъекту агроэкотуризма. Они должны быть реальными, адекватными, чтобы их можно было выполнить. Чтобы агроусадьбам не предъявляли те же требования, как и к владельцам гостиниц и заведений общепита. Владельцы усадеб не смогут их выполнить, так как в частном доме, который строился для себя, невозможно предусмотреть весь технологический процесс, предусмотренный санитарно-эпидемиологической службой для торговых объектов общественного питания и гостиниц. И в подтверждение этому приведу пример.
У меня в агроусадьбе в январе прошлого года проводилась проверка. После этого я получила постановление об административном правонарушении. В документе за подписью главного санитарного врача Дзержинского района говорилось, что я нарушила санитарно-эпидемиологические требования для торговых объектов общественного питания и гостиниц.
Повторюсь, если такие требования будут предъявляться, то ни одна усадьба не сможет работать как ИП, как и прогнозирует руководитель общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова.
Мне лично грустно от этих изменений в указ. И не только за себя огорчаюсь. Что ждет нашу белорусскую деревню? Неужели ее удел остаться заброшенной, умирающей?
А ведь благодаря тем мероприятиям, которые проводились за эти годы, усадьбу посетили гости из Италии, Франции, Германии, Японии, Израиля, Америки, России, Украины, Азербайджана, Грузии, Ирана. И конечно, приехав в гости на торжество, они путешествовали по нашей стране, знакомились с ее достопримечательностями. Одна семейная пара и вовсе после посещения нашей усадьбы открыла свою в Столбцовском районе.
У нас нет рядом ни лесов, ни озер. Зато у нас есть 4 парника, мы держим хозяйство. Если запретят проводить мероприятия для компаний больше 20 человек, то это поставит нас на грань закрытия.
Ежегодно в конце года мы пишем заявление в налоговую инспекцию о том, что будем продолжать заниматься деятельностью в сфере агроэкотуризма. Можно было бы предоставить владельцам агроусадеб право указывать, будут ли они проводить торжественные мероприятия. И брать соответствующий налог.
Так почему бы не ввести для владельцев тех усадеб, которые намерены проводить торжественные мероприятия (свадьбы, юбилеи и т.д.), повышенный налог? Такой налог может быть и 50 базовых величин (может быть еще и больше). А для тех усадеб, которые не проводят такие мероприятий, оставить налог в одну базовую величину.
Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции TUT.BY.