Еще 101 километр платных дорог в Беларуси. За что будут платить иностранцы
Реконструкция трех участков трассы Р23 Минск - Микашевичи закончилась. С 1 ноября трасса стала платной. И хотя движение по ней разрешили два месяца назад, торжественно дорогу открывают только сейчас. AUTO.TUT.BY не стал дожидаться торжества и прокатился по новой платной дороге вместе с ведущим инженером ДЭУ-5 РУП «Минскавтодор-Центр» Дмитрием Еременко.
Напомним, реконструкция Р23 началась еще в 2013 году, но в ноябре работы были прекращены — выделенные денежные средства были освоены с превышением. Реконструкция возобновилась в 2014-м и продолжалась два года.
Дорожники построили около 28 км дороги — с 74 по 102 км Р23, потому до нового участка пришлось проехать по старой бетонке, на которой из-за соединительных швов между плитами потрясывало, как будто едешь по стиральной доске. Кстати, несмотря на этот нюанс, бетонный участок Р23 по геометрическим характеристикам соответствует параметрам дороги 1-й категории.
— Да, немного трясет, — соглашается Дмитрий Еременко. — Но это допустимо: раньше так делали температурные швы. Но посмотрите, дорога обслужена — ям на поверхности нет, а какие широкие полосы для движения, хорошие обочины. Ничего, со временем и здесь будет проведен капитальный ремонт. Сначала работы начались там, где необходимость была больше.
Реконструкция Р23 производилась за счет кредитных ресурсов Банка развития Беларуси и бюджетных средств. Какая точно сумма ушла на работы, Еременко ответить не берется — сейчас идут окончательные подсчеты и цифры будут озвучены немного позже.
— Микашевичи — востребованное направление, здесь большая интенсивность движения, и с каждым годом она увеличивается. Раньше здесь ехать было проблематично: одна полоса для движения в каждом направлении, а обогнать машины не всегда получалось из-за встречного потока транспорта. Но сейчас все изменилось: дорога из третьей категории перешла в самую высокую, первую. На реконструированных участках построен один путепровод, три моста и три подземных пешеходных перехода.
Р-23 стала четырёхполосной: в каждом направлении по две полосы движения шириной 3,5 метра, разделительная полоса шириной 1,6 метра и укрепленные обочины из асфальтобетона до 2,5 метра в ширину. Общая ширина дороги со всеми элементами составит около 22,6 метра. Уже нанесена разметка термопластиком, срок службы которой не менее пяти лет. Установлены ограждения, разделяющие транспортные потоки, около населенных пунктов — шумозащитные экраны, вдоль леса — сетка от животных.
За три дня до официального открытия дорожники занимались «последними штрихами»: ставили дорожные знаки, крепили защитные экраны, вешали камеры видеонаблюдения, убирали мусор.
— Дорога стала безопаснее для автомобилистов и пешеходов, хотя разрешенная скорость движения здесь выше, чем раньше — 100 км/ч для легковушек и 80 км/ч для грузовиков. Конечно, можно было здесь сделать и 120 км/ч, но мы решили повременить. А возле деревень скорость рекомендуется снижать до 80 км/ч.
Попасть в Слуцк сейчас можно по путепроводу, новая Р23 идет в обход райцентра.
— Новая развязка позволила разделить нам транспортные потоки. Через город перестал транзитом ездить транспорт, большая часть которого — грузовики. Благодаря этому разгрузилось слуцкое кольцо, меньше транспорта — безопаснее для пешехода, улучшилась экологическая обстановка.
В одном месте Р23, на разделительной полосе, создан экспериментальный километр — вместо оцинкованного ограждения здесь стоят железобетонные дельтаблоки, которые по стоимости несколько дешевле металлического ограждения.
— Такие блоки не будут мешать оттоку воды при сильном дожде. А вот зимняя очистка покажет, насколько железобетонные блоки удобны в эксплуатации. В перспективе их будут изготавливать из монолита, он будет еще дешевле. Возможно, и на М6 по разделительной полосе установят дельтаблоки.
С 1 ноября Р23 стала платной дорогой. За время, пока мы ехали в направлении Слуцка, дважды встретили спецмашину Транспортной инспекции Минтранса.
— Если раньше вода с дорог уходила в кюветы и откосы, то теперь она стекается в дождеприемные колодцы, которые устроены по всей дороге и связаны между собой системой труб, а оттуда - в очистные сооружения. После этого вода вытекает в реки.
Установлены новые павильоны на остановках. Дорога на этих участках освещена, а на пешеходных переходах стоят светодиодные дорожные знаки и желтые предупреждающие светофоры.
— Раньше ситуация по аварийности здесь была серьезная — нередки наезды на пешеходов. Предполагаем, что сейчас ситуация изменится: из-за защитных ограждений высотой под два метра, люди не смогут их перелезть и выйти на дорогу где попало, а вдоль трассы идут местные проезды. Для перехода дороги построили три подземных перехода, также обустроены наземные z-образные пешеходные переходы с накопительными площадками для поэтапного перехода дороги. На этом участке осталось четыре наземных перехода, примерно столько же убрали.
Возле деревни Шищицы обустроили площадку для отдыха — с беседками, скамейками и бесплатным туалетом. В санитарной комнате есть даже душ с горячей водой.
— Туалеты будут содержаться за счет средств, выделяемых на обслуживание дорог. Там будет и туалетная бумага, и бумажные полотенца. Грязи не будет — за этим будут следить четверо дежурных.
На площадке даже поставили прилавки для продавцов — только бы вдоль дороги не стояли. Только вот продавала там свою продукцию лишь одна бабушка, но расположилась она на столике, а не за прилавком.
— Тут бачаць мяне з дарогі лепш, — пояснила местная жительница. — Вельмі добра зрабілі, бо раней я на дарозе стаяла. А сення прыйшла, тока выставілася, а тут камісія прыехала. Я думала, прагоняць, а яны гавораць: не, таргуйце бабушка, тут бесплатна можна прадаваць. Толькі ніхто нічога не бярэ…
Место для торговли сделали и около деревни: там продавали домашние закатки, мед и овощи три женщины. Произведенной реконструкцией дороги они недовольны.
— Абы что сделали. Зачем эти прилавки поставили и почему так далеко от дороги? Нас никто не видит, потому покупателей нет. Раньше мы на обочине сидели, так машина притормозит рядом - и водитель сразу купит то, что ему надо. А сюда никто не едет, — возмущенно кричит бабушка, закутанная в платок.
— А мне, чтобы в Шищицы вернуться, надо крюк в 4 км до разворота сделать — перехода здесь нет, а через забор не перелезешь, — говорит ее подруга.
Продавать на площадке в Шищицах женщины не хотят: «Нас прогонят оттуда, там же для дальнобойщиков кафе сделают и туалет платный». Словам, что и на той площадке можно торговать бесплатно, женщины не верят.
Некоторое недовольство высказал и Денис, водитель маршрутки Слуцк - Минск.
— Да, дорога стала хорошая, широкая. Слуцкое кольцо разгрузили, правда. Но развязка на Слуцк никуда не годится — узкая и с резким поворотом. Разгонишься по ней, а внизу пешеходный переход. Вот подморозит дорогу - и на скорости как понесет… Но по времени экономить получается всего 5 минут, так что для меня это незначительно.
Но больше всего парень возмущен тем, что дорога стала платная.
— Нам каждые полгода надо проходить техосмотр, дважды платить дорожный налог, так еще за платную дорогу заплати 25 рублей! У нас люди от больших автобусов начали избавляться, за копейки продают, потому что оплачивать дороги за такой автобус дорого.
Местные жители ни «за», ни «против» дороги в основном не высказывались. «Нормально было, и сейчас нормально, изменили, конечно, кое-что, но ничего, привыкнем».
Где и какие участки дорог в Беларуси платные
С 1 ноября в Беларуси стали платными участки дорог на трассах Р23 и М5. Это увеличило общий километраж платных дорог на 101 километр.
Напомним, первые участки платных дорог в Беларуси были определены 1 июля 2013 года, поэтапно километраж увеличивался. На 1 ноября 2016 года в Беларуси общий километраж платных дорог равен 1613 километрам.