Гид по документальному кино "Лiстапада": нашумевший фильм про Северную Корею и "Аустерлиц"

Источник материала:  
02.11.2016 13:51 — Разное

Что посмотреть в игровой программе Минского международного кинофестиваля «Лiстапад», мы уже рассказали. Самое время провести вас за ручку в мир конкурсов документального кино. AFISHA.TUT.BY попросила программного директора по документальным секциям Ирину Демьянову выделить самые яркие фильмы. Здесь и Лозница, и нашумевшая картина про Северную Корею, и Борис Немцов.

Справка AFISHA.TUT.BY

В программе документального кино традиционно выделяется несколько секций: основной конкурс, конкурс национальных киношкол, внеконкурсная программа и белорусская панорама.

5 фильмов для новичков

5 фильмов для подготовленных гурманов

6 фильмов для тех, кто постарше

«Показать, каким разнообразным и сложным может быть документальное кино»

Ирина Демьянова, директор программ неигрового кино

— Почему в этом году в основном конкурсе нет белорусского кино, когда раньше оно там появлялось регулярно?

— В предыдущие годы были большие и серьезные работы, достойные основного конкурса, которые в нем не потерялись, в этом году — таких фильмов не нашлось. Фильм Дмитрия Махомета, участника одного из прошлых фестивалей, «Ты сюда больше не вернешься» мы думали включить в основной конкурс, но в итоге вынесли в программу национального кино, потому что решили, что нельзя лишать национальный конкурс таких сильных игроков. В какой-то степени ситуация с белорусским кино на фестивале этого года — отголосок того кризиса, который переживает сейчас кинопроизводство в нашей стране.

Кроме того, в основной программе нынешнего «Лiстапада» есть картина совместного белорусско-российского производства «Саламанка». Очень стильное, черно-белое кино, снятое в мексиканской религиозной общине. Экзотика, на первый взгляд, но не только. Фильм тонкий, глубокий, о том, что переживает каждый человек, как трудно он взрослеет. Было решено поставить его как в основную, так и в национальную программу.

— То, что белорусское кино не борется за награду с другими в основном конкурсе, не способствует нашей изоляции?

— Если картина слабее, то, безусловно, нет. Каждой работе — свое место. Не стоит зацикливаться на том, какой фильм какую награду получит и получит ли вообще. Яркий пример — картина одного из прошлых конкурсов «Межа Норвилишек» Дмитрия Махомета, которого мы уже вспоминали, она осталась без наград, Но при этом каждый гость фестиваля, который видел фильм, отмечал, что он самобытный и талантливый. Сравнивать и судить художественные произведения друг с другом — дело непростое. Авторы обладают индивидуальностью, этим и интересны, и как отличить, чья индивидуальность ярче?

— Какую общую черту вы можете подвести под всеми конкурсами в документальной секции?

— Собирая программу, мы хотели показать, каким разнообразным и сложным может быть документальное кино сегодня. Как расширяются его границы. Сегодня рассуждать о том, как документальное проникает в игровое и как игровые элементы, режиссерские провокации стали частью документального кино, мало. До каких подчас очень личных, почти интимных сторон своей жизни допускает нас автор. Как иронизирует по поводу собственных заблуждений, как делает нас, зрителей, участниками своих расследований и поражений. Фильмы разнообразны в жанровом отношении, некоторые — это результат многолетнего труда режиссеров.

5 фильмов для новичков

«Когда земля кажется легкой»


Когда: 9 ноября, 15.20, 21.00.

Где: «Мир».

Режиссеры: Саломе Мачаидзе, Тамуна Карумидзе, Давид Месхи

Награды: 2015 МКФ «IDFA» Амстердам (Нидерланды) — приз за лучший дебют

МКФ в Тбилиси (Грузия) — приз «Золотой Прометей» за лучший грузинский фильм

О чем кино: Рассказ о подростках: скейтерах и музыкантах, потерянных в противоречивой реальности постсоветской страны, где нет стабильнос­ти, где церковь и государство могут разрушить личность. В своих романтических представлениях они ищут уголок несуществующей свободы, но взрослый мир не может им ничего предложить. Этот документальный фильм — вызов нашему обществу, попытка написать современную сказку и вернуть миру хотя бы немного завораживающей красоты.

Ирина Демьянова: «Если вам 15−20 лет, этот фильм определенно вам понравится. Грузинская картина про молодых ребят снята молодыми режиссерами. Скейты, коммуны, фантастические съемки этих скейтеров. Это не тягостное кино о том, как тяжело жить молодым. Это взгляд на героев, людей, которые понимают, что это поколение молодых ищет в мире».

«Мой друг Борис Немцов»


Когда: 8 ноября, 15.30, 21.00.

Где: «Мир».

Режиссер: Зося Радкевич.

Награды: 2016 Краковский МКФ (Польша) — «Золотой Рог» режиссеру лучшего документального фильма

О чем кино: Очень личный рассказ, портрет лидера российской оппозиции Бориса Немцова. Камера следует за ним повсюду: наблюдает за его избирательной кампанией, сопровождает в отелях и поездах, присутствует на заседании суда, на митингах протеста, во время ночных прогулок, в офисе. Фильм о том, как журналистское задание переросло в настоящую дружбу.

Ирина Демьянова: «И это действительно так, и режиссер не скрывает того, что особой симпатии к своему герою поначалу не испытывала, что казался он ей кокетливым и хотел нравится всем. Но по мере того как она буквально по пятам следует за своим героем, режиссер проникается к нему глубокой и искренней симпатией.

Все это время на экране мы видим человека в абсолютной полноте физических, интеллектуальных и эмоциональных сил, Красивый, здоровый, но мы ведь с самого начала знаем, что его уже нет. И это жестокое противоречие делает фильм глубоким и драматичным и заставляет задуматься о том, какую цену заплатил человек за успех, популярность и стремление к власти в том числе".

«Украинские шерифы»


Когда: 7 ноября, 15.00, 21.20.

Где: «Мир».

Режиссер: Роман Бондарчук.

Награды: 2015 МКФ IDFA в Амстердаме (Нидерланды) — специальный приз жюри за лучший полнометражный документальный фильм.

О чем кино: Словно птица, парит в воздухе сине -желтый флажок на автомобиле двух «шерифов» из села Старая Збурьевка. Шерифы спасают женщи ­ ну от анаконды, вселяют бездомного Колю в пустой дом, чтобы он наконец стал человеком, оберегают неграмотного Индейца от неми ­ нуемого ареста. Непроглядные зимние туманы. На востоке страны идет война. Мужчинам приходят повестки в армию. Дети собирают передачи с консервами и теплыми носками. Наступает весна — и жизнь расцветает с новой силой. Шерифы красят в золотой цвет памятник советскому солдату, победителю в ВОВ. Весной они по тра ­ диции празднуют День Победы, хотя до победы в нынешней войне еще очень далеко.

Ирина Демьянова: «Картина выдвинута Украиной на премию „Оскар“. Режиссер наблюдает за тем, как живут два шерифа в большом украинском селе. А вторым-третьим планом проявляется вся украинская действительность с ее драмами, сложностями и нелепостями. Чего стоит полный иронии эпизод, когда в село приезжают представители какой-то структуры и предлагают очередные перемены, а за этим явно читаются просто чьи-то амбиции. А тем временем людям приходят повестки в армию, и мы возвращаемся к непростой действительности».

«Время покажет»


Когда: 5 ноября, 15.10, 21.30.

Где: «Мир».

Режиссер: Андреас Войт.

Награды: 2016 Краковский МКФ (Польша) — «Золотой Рог» режиссеру лучшего документального фильма

О чем кино: Автор возвращается к героям из цикла «Лейпцигских фильмов». Во время политических событий, потрясших Германию в начале 90-х гг., Изабель, Дженни и Свен были подростками и ходили в школу. Они прожили в объединенной Германии большую часть своей жизни, намного дольше, чем в ГДР. Их жизни сложились по-разному. И фильм рассказывает о том, как они живут сегодня, спустя 25 лет со времени первого фильма.

Ирина Демьянова: «Немецкий режиссер обратился к героям, которых снимал 25 лет назад, когда рухнула Берлинская стена.

Всегда, когда режиссер на протяжении многих лет наблюдает за своими героями, это обречено на успех. Жизнь обязательно продиктует свои сюжеты и неожиданные развязки".

«Причастие»


Когда: 9 ноября, 12.30, 18.30.

Где: «Мир».

Режиссер: Анна Замецка

Награды: 2016 МКФ в Локарно (Швейцария) — Гран-при программы «Неделя критики»

Варшавский МКФ (Польша)

О чем кино: Когда ждать помощи от родителей бессмысленно, приходится рано взрослеть. Оле всего 14, но она вынуждена заботиться о неработоспособном отце и брате-аутисте. Мама Оли живет отдельно и общается с семьей в основном по телефону. Девочка больше всего на свете хочет, чтобы семья снова была вместе. Она живет надеждой, что мама однажды вернется и все будет хорошо. Совсем скоро состоится причастие ее младшего брата Никодима, и Оля должна сделать все возможное, чтобы это событие стало поводом для настоящего семейного торжества.

Ирина Демьянова: «Героиня, совсем юная девушка, усилием воли, иногда на грани отчаяния стоически справляется с трудностями. Так хочется, чтобы ее верность и ответственность были вознаграждены, чтобы сбылась ее мечта и мама вернулась. И кажется, что это случилось, но наступает утро, и мама уезжает, и мечта о том, чтобы о тебе заботились, любили и жалели остается мечтой. Но эту девочку, ее силу и стойкость забыть уже нельзя».

5 фильмов для подготовленных гурманов

«Земля просвещенных»


Когда: 7 ноября, 20.30.

Где: «Мир».

Режиссер: Питер-Ян де Пюэ.

Награды: 2016 МКФ «Сандэнс» (СШ А) — международная конкурсная документальная программа.

МКФ в Роттердаме (Нидерланды) — конкурс полнометражных фильмов.

МКФ в Карловых Варах (Чехия) — внеконкурсная программа «Горизонты»

О чем кино: Афганские детишки откапывают старые советские мины и продают их членам другой детской банды. Еще одна группировка контролирует караваны контрабандистов, которые вывозят самоцветы, добываемые в горах Памира. Умело переплетая элементы игрового и документального кино, режиссер вовлекает нас в удивительное путешествие в глубь красивого, но разрушенного войной Афганистана. Мы наблюдаем, насколько изобретательны в таких условиях могут быть дети и насколько стойким может быть народ.

Ирина Демьянова: «Режиссер долгое время жил в Афганистане и снял кино о том, как сегодня живут здесь дети. Они собирают оружие, торгуют опием, сбиваясь в банды. И с ровесниками их связывает только то, что они мечтают… когда вырастут, они хотят быть королями Афганистана или улететь на лошади на небеса. Тонкое соединение игровых эпизодов и хроники, глубокое знание реальности, большой опыт жизни в стране делает этот фильм правдивым, а эстетические эксперименты дает возможность зрителям оценить кино и подумать о том, как сегодня расширяются границы документа».

«В Калифорнии»


Когда: 6 ноября, 20.30.

Где: «Мир».

Режиссер: Шарль Редон.

Награды: 2016 МФ документального кино в Палм-Спрингс (США) — приз за лучший полнометражный документальный фильм.

Одесский МКФ (Украина) — приз за лучший европейский докумен- тальный фильм.

2015 МКФ «IDFA» (Нидерланды) — конкурсная программа «Первое появление»

О чем кино: Шарль погружается в среду своей жены, в мир бальных танцев, и начинает снимать этот мир на камеру. Постепенно он осознает, что может создать фильм из своей собственной жизни.

Ирина Демьянова:" Неоднозначный, но очень любопытный проект. Режиссер договаривается со своей подружкой, что он устанавливает камеру и будет снимать все, что с ними происходит. А потом смонтирует из этого кино. И мы на экране видим, как сперва героиня терпит постоянные наблюдения объектива, а потом взрывается. В наше время селфи и самопрезентации в социальных сетях и блогах этот протест против умышленного нарушения границ выглядит напряженно и драматично. В этом есть почва для глубинного анализа, кроме того, картина предельно честно снята".

«Каждые 28 дней»


Когда: 10 ноября, 19.00.

Где: «Мир».

Режиссер: Ина Боррман.

Награды: 2015 МФ документального кино в Мюнхене (Германия).

МФ документального кино и анимации в Лейпциге (Германия).

МКФ «IDFA» в Амстердаме (Нидерланды)

О чем кино: В Центральной Европе 10% супружеских пар требуется более 2 лет, чтобы осуществить мечту о ребенке. Я откладывала до последнего. Я занималась собой и была не готова. Сама мысль о ребенке пугала меня. С одной стороны, я хотела семью и детей, с другой — мечтала о полной свободе и независимости. Отсутствие детей было своего рода заявлением, что я не хочу поддаваться давлению общества. Это казалось мне важным. А потом — внезапно и непредвиденно — желание родить ребенка поднялось из самой глубины души. В конце концов, пара без ребенка — еще не семья. «Каждые 28 дней» — неве ­ роятно личная история о попытках режиссера забеременеть на чет ­ вертом десятке.

Ирина Демьянова: «Режиссер ленты снимала ее о себе — о том, как в 30 лет она умышленно протестно отказывалась становиться матерью, а в 40 с небольшим хочет завести ребенка, но не может. И начинается ЭКО каждые 28 дней — дорого, болезненно и безрезультатно. Впечатляет не только то, что проблема актуальна в Европе, но и то, как тактично и умело с профессиональной точки зрения режиссер общается с нами, как тактична ее камера. Не возникает неловкости от того, что режиссер посвящает нас в такие тонкие, личные обстоятельства».

«Аустерлиц»


Когда: 5 ноября, 12.30, 19.30.

Где: «Мир».

Режиссер: Сергей Лозница

Награды: 2016 МКФ в Торонто (Канада) — программа «Северо-американские премьеры»

Венецианский МКФ (Италия) — внеконкурсный показ

О чем кино: В Европе есть места, которые остались как болезненная память о прошлом. Фабрики по переработке людей в пепел. Сейчас во многих таких местах созданы мемориалы, открытые для общественности и посещаемые тысячами туристов. Название фильма отсылает нас к одноименному роману Винфрида Зебальда, посвященному памяти о Холокосте. Речь в фильме идет о наблюдении за посетителями мемориала, созданного на месте бывшего концлагеря. Зачем они туда пришли? Что они там ищут?

Ирина Демьянова: «Стилистика этого фильма напоминает предыдущие работы режиссера, то, как работает Лозница в документальном кино. Вместе с большими фильмами „Майдан“ и „Событие“, которое было отмечено в прошлом году на „Лiстападзе“ премией за режиссуру, „Аустерлиц“ объединяется в большой цикл о движении масс. Его камера кажется неподвижной, она не вмешивается в происходящее, она только наблюдает. Но делает это автор тонко, как глубокий философ, задаваясь вопросами непростыми, экзистенциальными. Лозница заставляет задуматься о том, что есть история, какие уроки мы из нее извлекаем и извлекаем ли…»

6 фильмов для тех, кто постарше

«Иржи Менцель. Снимать комедии — дело невеселое»


Когда: 8 ноября, 21.30.

Где: «Мир».

Режиссер: Роберт Колински.

Награды: 2016 МКФ в Фрайштадте (Австрия) — приз зрительских симпатий.

МКФ в Золотурне (Швейцария).

МКФ в Больцано (Италия).

МКФ в Денвере (СШ, А)

О чем кино: В 1968 г. режиссер из Чехословакии Иржи Менцель получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. «Поезда под присталь ­ ным наблюдением» — его первый полнометражный фильм. Год спустя следующий фильм «Жаворонки на нитке» был запрещен. Но Менцель остается в социалистической Чехословакии и продолжает работать как режиссер и актер театра и кино. Хорошо скрытые политические на ­ меки в его фильмах как бы осторожно проверяли власть на прочность. Милош Форман, Кен Лоуч, Эмир Кустурица и Иштван Сабо — его почи ­ татели и друзья. Фильм впервые рассказывает об этом удивительном режиссере.

Ирина Демьянова: «Фильм об одном из самых известных европейских режиссеров, чей фильм „Поезда под пристальным наблюдением“ стал классикой, причем классикой неувядающей. Менцель рассказывает о том, как после 1968 года наступило мрачное время запретов и цензуры, но он не уехал, а остался на родине, как снимал кино все эти годы. Как и фильмы мастера, его воспоминания полны тонкого юмора».

«Олег и редкие виды искусства»


Когда: 7 ноября, 16.45.

Где: «Мир».

Режиссер: Андрес Дуке.

Награды: 2016 Одесский МКФ (Украина) — конкурс европейских докумен — тальных фильмов. МКФ в Роттердаме (Нидерланды).

О чем кино: Олег Николаевич Каравайчук родился в 1927 г. В детстве, будучи юным гением, играл на фортепиано для Сталина; учился в Ленин ­ градской консерватории, а в течение своей карьеры преимуществен ­ но писал музыку для театра и кино, например, для Параджанова и Муратовой. В России восхищение вызывают не только его музыка и игра, но и его личность. Дуке стал первым иностранцем, который завоевал доверие эксцентричного россиянина.

Ирина Демьянова: «Фильм, который интересен и особо ценен тем печальным обстоятельством, что снят незадолго до ухода из жизни его героя Олега Каравайчука. Яркий художник, гениальный композитор, наивный как ребенок, капризный, мудрый.

Его голос не спутаешь ни с каким другим. Он работал на «Беларусьфильме», даже снимался в эпизодах. Его жизнь — это пример неистового творческого труда. Режиссер показал Каравайчука таким, каким и был гений".

«Хьюстон, у нас проблемы»


Когда: 10 ноября, 12.30, 18.30.

Где: «Мир».

Режиссер: Жига Вирц

Награды: 2016 МКФ «Трайбека» (США) МКФ в Карловых Варах (Чехия)

О чем кино: Холодная война, гонка в космосе, NASA на Луне — знаковые события, ставшие символом прогресса и в то же время породившие теории заговоров. Режиссер Жига Вирц знакомит нас с новыми материалами, раскрывающими обе стороны этих событий. Эта интригующая докудрама исследует миф о тайной многомиллиардной сделке по покупке Америкой засекреченной югославской космической программы в начале 1960-х.

Ирина Демьянова: «Фильм об истории Югославии времен Тито. О том, как он выстраивал свою политику между СССР и США, как пытался развивать собственную космическую программу, как решил сотрудничать с США. В фильме использовано много интересной и малоизвестной хроники, но главное, что это история судьбы человека, которая кажется невероятной. По сюжету нужно было переправить героя в США, а для этого пришлось инсценировать его смерть. А спустя 40 лет он возвращается домой, к дочери и навещает… свою могилу.

Также рекомендую обратить внимание на картины «Семейное дело» (4 ноября, 20.30, «Мир»), «Прекрасная и потерянная» (5 ноября, 18.00, «Мир») и фильм Лозинского «Место рождения» (6 ноября, 18.30, «Мир») о том, как сложно складывались отношения между людьми в Восточной Европе во время Второй мировой войны, какой трагедией они оборачивались".

←Три ответа синоптиков про снег

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика