"У нас каждый день "скидки". Распродажа на гродненском рынке "Южный" не привлекла покупателей
После окончательного вступления в силу указа № 222 прошел почти год. Раньше гродненские предприниматели говорили о том, что торговать в новых экономических условиях им будет невыгодно, а в скором времени на рынках никого не останется. Тем не менее торговые ряды на самом известном в Гродно «Южном» практически целиком заполнены. Торговля, хоть и не бойко, но идет. Гродненские ипэшники, правда, прогнозируют, что в следующем году многие уйдут из малого бизнеса.
Чтобы привлечь покупателей, 29 октября здесь решили устроить распродажу. Скидки обещали до 50 процентов.
— Сколько стоит эта куртка? — подхожу к одному из боксов. Внимание привлекает оранжевая осенняя парка. На ценнике — 140 рублей. Дорого!
— Это старая цена. Отдам за 70 рублей. Покупайте. Завтра будет дороже, — молодой парень улыбается и добавляет: — Как и обещали, снизили цены вполовину.
Подобное мероприятие уже проходило на рынке в декабре минувшего года. Тогда оно вызвало ажиотаж среди гродненцев.
— Думали, что мы «сплавляем» товар, вот и надеялись задешево закупиться. Сейчас ситуация иная — покупателей почти нет. Но и существенных скидок — тоже, — говорят ипэшники.
В этом году «дешевая суббота» на рынке «Южный» прошла тихо и почти незаметно.
— Покупательная способность низкая, люди ничего не берут, а мы продаем остатки, — говорит один из предпринимателей. — Дорогой товар типа курток, шуб и дорогой обуви постоянно «застревает», поэтому многие ипэшники переходят на более дешевую одежду — сплошной ширпотреб, но на нем можно хоть немного заработать.
Гродненские предприниматели в прошлом году прогнозировали, что с рынков уйдет большая часть торгующих. Однако этого не произошло. Сейчас, по словам заведующего вещевым рынком «Южный» Анатолия Грудинко, занято почти 95% торговых мест, а ситуация по сравнению с прошлым годом выглядит намного позитивнее.
— Работаем, — кратко резюмирует он.
Сами же предприниматели к затее распродаж относятся скептически — а руководство, наоборот, хочет продолжить традицию.
— У нас тут каждый день «распродажи». Товар подешевел по сравнению с прошлогодними ценами на 30−40 процентов. Многие работают себе в убыток или чтобы выйти в ноль, — говорит Светлана. — Стало хуже, конечно. Покупателей мало, денег мало. Раньше возили товар из Польши, сейчас — почти весь из России. Оптовый рынок, который работал по вторникам, почти развалился. Никто уже сюда не приезжает. Да и эта распродажа — фикция, по большому счету. Мы, конечно, на некоторые товары снизили цены, но в основном все так же, как и в другие дни. Покупателей, правда, сегодня чуть больше, чем в обычные выходные. Сами видите: подходят, смотрят и уходят, а покупают только по необходимости. В будние дни, если продам две кофточки и платье, — это уже хорошо.
На рынке, и правда, покупателей по сравнению с прошлогодней распродажей мало. Люди прицениваются, но не покупают. Вот только у прилавка с женскими вязаными шапками заметное оживление — головные уборы стоимостью от 5 рублей пользуются популярностью.
Цены на «Южном»:
Джинсы — от 25 до 45 рублей,
Осенние куртки — 40−75 рублей,
Мужские свитера — 25−35 рублей,
Женские пуловеры — от 18 рублей,
Женские шапки — 5−15 рублей,
Пуховики — 50−150 рублей,
Сумки — от 25 рублей.
Правда, не все гродненские ипэшники настроены негативно:
— Работаем, как и работали. Просто другие поставщики и схемы приобретения товара. Приспособились за год-то, — Галина с мужем торгуют турецкими женскими кофтами и вязаными платьями. — Есть у нас все сертификаты и документы, платим ввозной НДС и работаем. Цены не стали выше, как многие думали. Торговля идет потихоньку.
Большинство же условиями работы недовольно:
— Это кажется, что боксы полные. Все так развешено, чтобы казалось, что в торговой точке много товара. Это все остатки и небольшие партии, купленные вскладчину. Мы оформляем документы, конечно. Но к аренде и налогам, которые мы и раньше платили, добавились еще расходы на сертификаты и ввозной НДС. Плюс — бумажная волокита. Я бы и ушла работать куда-нибудь, но после 50 — а это средний возраст наших ипэшников — устроиться куда-то достаточно сложно. Кем меня возьмут? Санитаркой, уборщицей? Тут молодым некуда пойти, — говорит одна из предпринимателей.
— Пользуются ли популярностью оптовые склады, которые были построены год назад на «Южном»?
— Конечно, это удобно. Там все уже с документами. Бери и торгуй, но загвоздка в конечной цене: чтобы заработать, ее надо ставить выше, однако такая стоимость не нравится покупателям. Получается замкнутый круг. Делать меньшую наценку и выходить в ноль тоже смысла нет. Это же бизнес, а не благотворительность.