Таможня не разрешает пенсионеру ездить на старой "Победе": "Плати 9500 евро или вывози ее в Украину"
Коллекционер старых вещей из деревни Старая Белица Сеннинского района Николай Маханьков решил перевезти из Украины в Беларусь купленную им же 12 лет назад «Победу» 1952 года выпуска. Но белорусские таможенники ездить на «Победе» по нашей республике не разрешили: запрещено законом. Машину поместили на стоянке, где один день простоя обходится пенсионеру в 6 рублей. В ГТК Беларуси говорят, все по закону. В ситуации разбирался AUTO.TUT.BY.
61-летний Николай Маханьков работал шахтером на Украине, поэтому на пенсию ушел рано — в 50 лет. Еще до выхода на отдых коллекционер и его супруга Елена решили, что в будущем переедут жить в соседнюю Беларусь, в деревню Старая Белица Сеннинского района. Место было выбрано не случайно: еще мальчиком Николай часто гостил там у своих родственников в летние каникулы, поэтому и прикипел сердцем и душой к красивой деревушке. В 2009 году семья с детьми переехала в Витебскую область.
Еще будучи жителем соседней страны, Николай начал собирать свою коллекцию, а это около 25 лет назад. Сначала это были старые монеты, приемники, предметы быта, а еще через 15 лет появились первые автомобили.
— Покупал машины ржавыми, разобранными и сам восстанавливал, — рассказал мужчина. — Коллекция моя для души создавалась, перепродажей я ни тогда, ни сейчас не занимаюсь. Машины стояли у меня во дворе и любой желающий их мог посмотреть и полазить по салону.
— При переезде часть вещей из коллекции я забрал с собой, в основном это какие-то небольшие предметы, старые швейные машины. Но автомобили перевезти было нереально — нанять автовоз я не мог, это очень дорого. Некоторые автомобили я раздал, еще часть — разрезал. Но самые любимые экземпляры оставил на родине — в Димитрове (сейчас — Мирноград), хоть и жалко было. Думал, заберу, как представиться возможность.
В 2011 году Николаю в Беларусь удалось перевезти первый автомобиль — Opel 1936 года.
— Украинцы меня не хотели выпускать, кричали, что Opel — это достоянии республики, а я его вывожу в другую страну. Я спорил. Ведь как это: когда машина гнила у старого хозяна, то никому не нужна была, а как я ее восстановил и собрался уехать — так ценность! Восемь часов на границе меня держали, но потом все же выпустили. С белорусской таможней тогда тоже вопросов не было — все решилось оперативно. Я еще радовался — какие молодцы белорусы, понимают, какой раритет к ним едет, культурная страна! Opel этот даже зарегистрировали в ГАИ без снятия с учета в Украине.
В ближайших планах у Николая Маханькова было перевезти из Украины и все остальные автомобили и устроить в белорусской глубинке бесплатный музей старых вещей, которые он собрал долгие годы и привез в республику. Даже местный сельсовет пошел навстречу Николаю и выделил для этих целей старое здание. А пока коллекционер и в Беларуси купил для музея две старые машины — «Жигули» копейку и Volkswagen Golf I.
— Пацаны после школы прибегают ко мне и просят: «Дядь Коль, дай по машинам полазить». Я разрешаю, не жалею, радуюсь, что мальчишек это увлекает. Надеюсь, что это культуру им привьет, повлияет на развитие. Да и хочется чтобы после себя что-то дельное осталось, то, что потомкам пригодится.
Но сначала за раритетом Николая не пускали дела по хозяйству, да заботы о троих несовершеннолетних сыновьях, «на жену же не скинешь все». А потом в Украине началась война.
Ускорил события звонок от знакомого из Украины, под присмотром которого находился один из автомобилей — ГАЗ-М-20 «Победа».
— Позвонил мне приятель в конце сентября и говорит, мол, уезжать буду из Украины, приезжай да забирай свою машину, потому что смотреть за ней будет некому.
Так в начале октября Николай отправился за одним из своих любимых раритетных автомобилей. Машина была «голая», коллекционеру пришлось потратить полторы недели, чтобы привести ее в порядок, «лишь бы заводилась, да до Беларуси доехала». Задача была выполнена — хоть и с поломками в пути, но «Победа» добралась до украинско-белорусской границы. Тут и начались трудности, о которых Николай даже предположить не мог.
— Удивительно, но украинцев (украинскую границу - прим. автора) прошел нормально. А вот белорусские таможенники в «Новой Гуте» (Гомельская область) пропускать меня не захотели. Сказали, если я имею вид на жительство в Беларуси, то возить машине в республику не могу. Я конечно удивился, как же так? На Opel-то я въехал!
Несколько часов Николай доказывал сотрудникам таможни, что это его машина, и купил он ее давным-давно, что хочет в бесплатный музей ее поставить — для людей, а не для того, чтобы деньги заработать на перепродаже. Но все, что ему разрешили сделать: задекларировать машину и въехать в Беларусь на три дня, в течении которых автомобилист должен приехать в Витебскую таможню, где решат, что делать с машиной дальше.
— В Витебске дело оказалось еще хуже: мою машину забрали и поставили на территории таможни. Сам начальник таможни сказал, что никуда на «Победе» мне нельзя ездить. Объяснили, что забрать ее смогу только в двух случаях: или я растамаживаю машину за 9500 евро или нанимаю охранную фирму, оплачиваю им дорогу, а они сопровождают меня до белорусско-украинской границы, откуда я переезжаю в Украину и делаю там с машиной что хочу — бросаю гнить, дарю кому угодно, продаю…
Денег на таможенные платежи у Николая нет — общий семейный доход Маханьковых составляет 540 рублей, к тому же не стоит забывать, что супруги растят троих несовершеннолетних детей.
— Тогда я сразу поехал в Минск, к президенту. Думал, он все решит, поможет мне. Я ж для людей стараюсь, для музея, мне и копейки с этого не надо! Где еще деревенские мальчишки увидят старинные вещи и раритетные автомобили?
Но жалобу Николая в Администрации Президента не приняли, сказали: «начинайте обращения с низшей инстанции». И коллекционер написал письмо в ГТК Беларуси.
— Больше 10 дней прошло, ответа пока нет. Каждый день звоню им, говорят — ждите. Вот и жду, а каждый день пребывания на таможне моей «Победы» стоит 6 рублей. И за забор, там где бесплатно, перегнать ее нельзя… Сколько там «натикает» рублей, как буду их платить не знаю…
В Украине у Николая остались еще три автомобиля: BMW 1942 года выпуска, горбатый «Запорожец» 1968 года выпуска и ГАЗ-21 «Волга». Удастся ли перевести эти машины в Беларусь и дать возможность деревенским людям прикоснуться к истории — вопрос открытый.
В ГТК Беларуси ситуацию прокомментировали так:
— В данном случае сотрудники белорусской таможни руководствовались нормами законодательста ЕАЭС, которые яляются едиными для всех стран союза, а именно, Таможенным кодексом ТС и Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года.
Есть перечень товаров для личного пользования, которые граждане могут перемещать через границу без уплаты таможенных платежей (приложение 3 вышеуказанного Соглашения). Освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств не предусмотрено.
— Если гражданин переезжает на ПМЖ в Беларусь и имеет вид на жительство, то в течение 18 месяцев с момента получения вида на жительства, он может без уплаты таможенных платежей ввозить личные вещи с территории той страны, на которой ранее проживал, — отметили в ГТК. — Советуем все эти нюансы уточнять до совершения поездки, чтобы не попадать в подобные ситуации. Мы не можем освободить человека от таможенныйх платежей по своему усмотрению.
Представитель ГТК также сообщил, что сотрудники ПП «Новая Гута» не могли ограничить въезд «Победы» на территорию Беларуси — это желание автовладельца.
— Мужчину при пересечении границы предупредили, что он не сможет ездить на этом автомобиле, пока не растаможит его. Либо потом ему придется вывести автомобиль с территории Беларуси в сопровождении конвоя. До разрешения этих вопросов машина помещена на склад временного хранения.
Единственное, что может освободить Николая Маханькова от уплаты таможенных платежей — признание «Победы» культурной ценностью, этим занимается Министерство культуры Беларуси, которое дает соответствующее заключение, если машина действительно таковой является.
— Однако, пока будет решаться этот вопрос, машина по-прежнему будет находиться на СВХ. Конечно, все документы, заключения с Минкультом надо делать заранее, чтобы не попасть в такую ситуацию, как Николай Маханьков, — подытожили в ГТК.