"Двор - опасный, как джунгли". Первую правильную реконструкцию двора сделают в Минске

Источник материала:  
25.10.2016 07:30 — Разное

Вопросы организации пешеходного и автомобильного движения во дворах до сих пор остаются нерешенными. AUTO.TUT.BY вместе с председателем правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрием Важником побывал на улице Азизова, возле гимназии № 34. Здесь в будущем реализуют пилотный проект по реконструкции дворовых территорий, находящихся возле учебного заведения.



В конце прошлого года мы рассказывали о пилотном проекте, который осуществили совместно Администрация центрального района, ГАИ и БАЭС — пикап-зоне для высадки детей, которых привозят в школу на автомобилях. Пока выполнена только часть проекта — заужена проезжая часть: теперь машины не могут парковаться возле пешеходного перехода, а водителям видны пешеходы, переходящие дорогу.


— Еще не установлены делиниаторы (искусственные бордюры. — Прим. AUTO.TUT.BY), отделяющие крайнюю полосу — для удобства высадки пассажиров из авто. В целом автомобильное движение здесь упорядочили, а пешеходов обезопасили, — говорит Юрий Важник.

Но устройство проезжей части возле школы — это решение лишь некоторой части вопросов, связанных с дорожной безопасностью детей.

— В школу многие дети приходят пешком. При этом путь их лежит не через главный благоустроенный вход, а через дворы, находящиеся позади школы. Этот путь можно сравнить с опасными джунглями, где диким зверем для ребят выступают машины: припаркованные, движущиеся, сдающие задним ходом…


Насквозь пройдя школьную территорию, мы вышли к вытоптанной стежке, а по ней — к покосившейся калитке, врезанной в школьную ограду.

— Вот по этой «козьей» тропе идут в школу не меньше половины учеников, которые живут в близлежащих домах. Количество детей постоянно увеличивается — недавно здесь построили три многоэтажки.

За территорией школы — типичная картина для любого столичного двора: все заставлено автомобилями. Машины едут по сквозному дворовому проезду, а пешеходы уступают место транспорту, прячась за припаркованными авто.

— Сразу видно, что хозяева здесь — машины, — махнул рукой вслед уезжающей BMW Важник. — Сейчас автомобилей тут мало — все на работе. А с вечера до раннего утра заставлено все. Утром, как раз когда дети идут в школу, машины разъезжаются. Детям приходится пробираться в школу еще в темноте, через движущийся транспорт. А посмотрите на эти огромные бордюры, которые идут вдоль дома.


Во дворе дома № 10 по Сморговскому тракту, который расположен прямо за гимназией, тротуар и проезжую часть разделяет высокий бордюр, в некоторых местах он не ниже 50 см. Если человек окажется на дороге, по которой едет машина — он должен прижаться к обочине или перемахнуть через бордюр на тротуар. Попади сюда мама с коляской, пожилой человек или человек в инвалидном кресле — места для отступления крайне мало, а перемахнуть через бордюр этой категории граждан, конечно, не удастся.

Рядом построены три 19-этажных жилых дома. Четвертая новостройка находится в стадии возведения, из ворот то и дело выезжают грузовики.

— К сожалению, дворовые территории находятся вне зоны оптимальных решений — это проблема общая. Застройщики не заботятся о том, как люди возле нового дома будут переходить дорогу, в проект это не закладывается. Где есть кондоминиумы — о пешеходах заботятся, пусть это бюджетные варианты, но они есть. К сожалению, таких примеров немного.


Вот и в новых домах на Сморговском тракте выходы из подъездов смотрят на улицу, люди практически сразу из дома попадают на проезжую часть. И если взрослый человек с высоты своего роста приближающуюся из-за припаркованного транспорта машину заметит, то ребенок выйдет на дорогу непосредственно перед движущимся авто.

— Ребенок, попадая в такую ситуацию, теряется и не знает, как себя вести, — это тоже проблема. Детей у нас учат: «посмотри налево, посмотри направо», а что с этим делать, они не знают. Сталкиваясь с реальной опасностью на дороге, дети не знают, как себя вести.

В качестве образца для подражания в этом направлении эксперт привел Швецию, где подход к обучению детей дорожной грамоте совсем другой: подходя к проезжей части, они придерживаются правила stop, look and listen — остановись, смотри и слушай. Только увидев, что опасности на дороге нет, маленький швед ступит на дорогу.

— К счастью, во дворах гимназии № 34 случаев наездов на пешеходов не было. Однако родители детей, которые ходят этим путем в школу, не стали ждать трагических происшествий и через мобильное приложение БАЭС-локатор сообщали нам о местах, где находиться небезопасно. С учетом этих данных эксперты определили проблемы и разработали проектную документацию на экономичные мероприятия, обеспечивающие безопасность детей. Эти решения согласованы с ГАИ, Администрация Центрального района организует соответствующие коммунальные службы.


Красными точками на карте отмечены небезопасные места возле гимназии № 34, о которых через БАЭС-локатор сигнализировали пешеходы

Стоит ожидать, что уже в текущем году пилотный проект завершится и в этих дворах ситуация изменится. Это будет один из первых опытов реализации комплексного проекта правильной организации автомобильного и пешеходного движения во дворе. Высокие бордюры снесут, для людей устроят комфортный пешеходный путь от дома до калитки гимназии — главным станет человек, а автомобиль будет иметь подчиненный характер. Будут оборудованы стоянки, ограничивающие парковку машин в зоне движения пешеходов.

Сейчас аналогичные проекты подготовлены для 10 школ и прилегающей к ним территории. В дальнейшем планируется такой опыт распространить на все двести школ Минска. Такой подход одобрен городской комиссией по безопасности движения и ляжет в основу новой городской концепции «Добрая дорога — 2».


— Чтобы наши дворы хотя бы минимально приблизились к высоким европейским стандартам устройства придомовых дорожных территорий, надо начинать прямо сейчас и в первую очередь — с себя, — убежден Юрий Важник. — Возьмите за руку ребенка и пройдите по всем путям в школу и после школы. Не молчите, если видите, что в каком-то месте находиться опасно. Чем больше сигналов — тем быстрее ситуация будет исправлена, а наши дети будут защищены.

←Какие перспективы имеет в Беларуси рынок интернета вещей?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика