Над облаками всегда солнце: день на борту в компании бортпроводников
Елена Васильева, Sputnik
Если вам тяжело просыпаться к утреннему рейсу, вспомните, что бортпроводники проснулись еще раньше: успели провести предполетный инструктаж, проверить, в каждом ли кармашке лежит журнал, под каждым ли сиденьем — спасательный жилет, подсчитать ваш багаж, повязать красивые шейные платки, и вот уже ждут вас у трапа.
"Пилот сказал такие слова, что до сих пор помню"
Красивые и бодрые, как будто это и не они еще ночью летали в Киев, чтобы, спустя пару часов уже быть готовыми к полуденному рейсу на Москву, бортпроводники собираются на брифинг. Брифинг — это предполетный инструктаж, во время которого каждый повторяет свой список обязанностей. Знакомимся.
Александра — первый номер на сегодняшнем рейсе среди бортпроводников, она будет работать с бизнес-классом. Стюардесса на борту уже семь лет. По образованию она — психолог, и в работе с людьми на борту это немало помогает. Свой первый вылет в статусе бортпроводника Александра помнит и сейчас.
"Первый полет был в Шереметьево. Командир судна тогда сказал мне такие красивые слова, что до сих пор это помню. Уверена, что он и вселил в меня любовь к этому делу. В итоге проработала семь лет, хоть собиралась пару лет полетать — и заняться чем-то другим", — подсчитала девушка.
Второй номер — Александр, он работает сегодня вторым номером и будет помогать первому борт-проводнику в бизнес-классе и отвечать за бытовой инвентарь — салфетки, например.
"Начинал работать в другой компании, где летал мой отец — он заведовал безопасностью на борту. А прежде чем стать бортпроводником и вовсе не летал — только в детстве, ииз воспоминаний были одни иллюминаторы. Но решился, прошел трехмесячное обучение и отправился в первый рейс. Волновался, но все получилось: поработали, уши не заложило, и вот уже четыре года здесь — затягивает. До этого я пытался работать в офисе и через два месяца сбежал — сидеть на одном месте восемь часов в сутки просто невыносимо. А здесь ты сегодня — в Москве, завтра — в Лондоне, отличный график!" — поделился Александр.
Третий номер бригады — Ирина, благодаря ей каждый пассажир на борту сыт и напоен чаем с лимоном, а желающие из бизнес-класса получили по бокалу вина.
"Экзамен проходит в актовом зале: сидит комиссия, задает вопросы, а у меня ничего не спросили. Очень расстроилась, подумала, раз у меня даже спросить нечего, наверное, не возьмут. Предложила — может, по-английски поговорить? Я была уверена, что на меня не обратили внимания, но спустя почти полтора года — ждать результатов приходится долго — меня пригласили работать", — вспомнила путь на борт Ирина.
Четвертый номер бригады — Андрей. Вся его семья работает в авиации, в восемнадцать лет он решил, что пришло время поработать и подал заявку в Belavia. Сейчас он — самый младший член экипажа, отвечает за багаж. Андрей контролирует, чтобы все улетело и прилетело, в том числе и грузовая почта, чтобы ваш чемодан не потерялся, а вы целеньким забрали его по прилету с багажной ленты.
Ну вот, с командой познакомились, в следующий раз встретимся уже на борту, и мы отправляемся на старт стандартного для пассажира спринта — стойка регистрации, металлоискатель, дьюти-фри.
И без часов на борту не появляйтесь
В белых перчатках, пиджаках с пристегнутым значком авиакомпании, а стюардессы — еще и в пилотках, бригада бортпроводников встречает пассажиров. Значки, галстуки, часы — обязательные аксессуары, без которых нельзя подняться на трап.
"Когда вылетаешь днем, успеваешь и позавтракать, и спокойно собраться. Но у меня сегодня первый вылет был в шесть утра, так что собралась минут за пятнадцать", — смеется Александра. За полтора часа до отправления самолета бортпроводники должны прибыть в аэропорт.
"Дорога занимает минут двадцать", — добавляет Александр.
"Где это ты живешь, что за двадцать минут доезжаешь? Ах, Уручье…" — мечтательно вздыхает бригада, большинство присутствующих тратит на путь до аэропорта добрый час времени (так что если вчера 15 минут ждали трамвая — отставить жалобы).
Требования к внешнему виду бортпроводников строгие, и записаны в соответствующем документе.
Обязательный элемент дресс-кода бортпроводника — часы. Макияж должен быть неярким — никакой красной помады, все оттенки — нейтральные, а волосы собраны в пучок.
"За время работы так привыкаешь к такому виду, что в нерабочее время тоже не хочется распускать волосы — мешают, или как-то особенно ярко краситься", — заверила нас Ирина.
Улыбайтесь, господа!
Встречая пассажиров на входе в салон, Алесандра держит руку за спиной. Почти никто не замечает в руке стюардессы особый прибор, похожий на секундомер — нажимая на кнопку, бортпроводница пересчитывает пассажиров. Одно нажатие — один пассажир. Если все на месте, Александра закрывает дверь, подает информацию о пассажирах и килограммах багажа в кабину пилота, и вот уже над вами загорается табло "пристегните ремни". А если нет…
"Если пассажир опаздывает на пять минут, его дождутся. Если время опоздания большое — мы взлетаем. Многое зависит от того, насколько и почему человек опаздывает. Если он летел самолетом Belavia из Киева, чтобы в Минске совершить пересадку и полететь на Москву, а самолет задержался, мы его подождем, особенно, если речь не об одном пассажире. Если летел рейсом другой авиакомпании, ждать не будем, но уже в аэропорту представитель его авиакомпании скорее всего поменяет билеты и отправит опоздавшего следующим рейсом", — пояснила Александра.
По своей вине пассажиры опаздывают редко. Не потому, что их не манят полочки duty-free.
"Если человек прошел регистрацию, а после загулялся в магазинах, его ищут по всему аэропорту, находят и приводят на рейс, на моей памяти те, кто регистрацию прошел, не опаздывали", — смеется второй бортпроводник Александр.
"А пассажиры благодарные, дружелюбные?" — интересуемся.
Александр признает, что порой с пассажирами бывает нелегко, и это тем обиднее, что каждый бортпроводник воспринимает поднявшегося на борт как гостя и всячески пытается сделать полет комфортным. Жаль, что не все пассажиры отвечают на приветствия и улыбки встречающих их бортпроводников.
"Но дружелюбных людей все же больше. Порой идешь по городу без формы, а люди тебя узнают, кивают. Особенно запоминаешь тех, кто летает бизнес-классом — чаще всего это следующие на Москву бизнесмены. Всю дорогу следишь за ними: по пути на встречу читают бумаги, что-то повторяют, а когда летят обратно, настроение уже бодрое и приподнятое", — поделилась наблюдениями Александра.
"А когда сами в роли пассажира, можете расслабиться и не конролировать происходящее?" — интересуемся.
"Я вообще стараюсь уснуть, но все равно краем глаза все замечаешь", — разводит руками Александра, и удаляется в бизнесс-класс. Сегодня в "бизнесе" только два человека, и каждого из них стюардесса запомнила еще когда те поднимались по трапу.
Двери закрыты, пассажиры на месте — пристегните ремни, мы взлетаем!
Сэндвич или шоколадка?
"Бывает ли нам не по себе? Вы об этом никогда не узнаете. Случается, на взлете самолет как тряхнет, ты и сам бы вцепился в подлокотники, но пассажиры смотрят на тебя, и снова делаешь невозмутимое лицо", — рассказала Александра.
"Когда впервые летел на самолете, пообещал себе, что больше никогда не зайду на борт. Мы летели над Черным морем, попали в воздушную яму — я был уверен, что это мой последний полет. И что же — теперь летаю каждый день. Когда ты на рейсе, понимаешь, что контролируешь ситуацию, работаешь с людьми и не имеешь права растеряться. Но если лечу как пассажир и другой авиакомпанией, до сих пор чувствую неуверенность", — поделился Андрей.
Тем временем в хвосте самолета готовятся тележки, кипятится вода, заливаются зайники, и через пять минут начнется обслуживание пассажиров.
"От чего зависит, дадут ли мне шоколадку или сэндвич? Вот в Грузию три часа лететь, а там кроме шоколадки и кофе ничего не предлагают. А на московском рейсе сэндвичи дают", — поинтересовалась кореспондент земным, но животрепещущим.
"На некоторых рейсах и горячее питание есть: Хургада, Тель-а-вив, Астана, Алма-Аты. Но питание зависит не только от времени перелета. Например, до Киева всего полчаса лететь, а тоже сэндвичи входят в питание. Дело в том, что для многих пассажиров эти рейсы — "Минск-Москва" или "Минск-Киев" пересадочные, а значит лететь еще долго, неплохо бы подкрепиться в полете", — пояснили бортпроводники.
Кстати, стюардессы стараются одновременно выйти с ланчем к бизнесс-классу и эконом-классу по причинам сугубо человеческим — чтобы никого не обидеть.
"Когда обучаю начинающих бортпроводников, всегда говорю: вы должны обращаться к пассажирам так, как будто они пришли к вам в гости", — рассказала Александра.
"У нас в службе лежит папка с рационами питания, когда мы готовимся к рейсу, заглядываем в нее, и видим, какой на конкретном рейсе положен рацион. В Киев и Петербург, в Москву летаешь едва ли не каждый день, так что все, что касается этих направлений, помним наизусть", — пояснила стюардесса.
Кстати, история о том, что пилотам предлагают разный рацион (условно, если один пилот выбрал курицу, другому достается рыба) — вовсе не миф, а мера предосторожности. Если случится, что одно блюдо бортового меню просрочено, по крайней мере один член экипажа продолжит пилотировать.
"А уши у вас тоже закладывает?" — проверяем свое предположение о том, что бортпроводники — сверхлюди, и проблемы простых пассажиров им неведомы.
"Папа говорит, у него уши закладывает, как только меня видит", — отшучивается Александра.
К слову, бортпроводники регулярно проходят серьезную медкомиссию, на которой проверяют в том числе зрение, слух, так как работа на высоте и при шуме все же может повлиять на здоровье.
Не курить
Итак, вода закипела, время радовать пассажиров земной пищей. Сегодня все на борту доброжелательны и улыбчивы и с благодарностью принимают сэндвичи. Второй бортпроводник Александр утверждает, что для пассажиров регулярных рейсов доброе расположение духа — естественное состояние. Другое дело — пассажиры чартеров, которые, воодушевленные путевкой "all included", начинают праздновать еще на борту.
Впрочем, таких немного, и Александра даже не может толком пожаловаться на потенциально раздражающих экземпляров.
"Когда коллеги рассказывают об инцидентах на борту, о пассажирах, которые позволяют себе хамское обращение, мне кажется, что мы летаем разными авиакомпаниями. Я изначально не допускаю пьяных пассажиров в салон. Компания официально отказывает им в перевозке. Если пассажир просто в хорошем настроении, закрываю на подобное глаза — поговорю на входе, послушаю, связно ли отвечает, принимаю на борт. Но откровенно пьяных пассажиров пускать нельзя — во-первых, это может доставить неудобства другим пассажирам, во-вторых, ему самому может стать нехорошо в полете. У нас есть навыки медподготовки, но мы не врачи и полноценную помощь не сумеем оказать", — пояснила Александра.
Принесенную с собой бутылку алкоголя у вас тоже могут забрать, если решите распить ее прямо в полете, и отдадут уже по приземлению. И не пытайтесь курить — как бы вы ни скрывались, бортпроводник обнаружит неладное и в аэропорту передаст вас милиции.
"Последние года четыре у меня не было курящих пассажиров. Кажется, белорусы становятся более сознательными", — хвалит Александра своих пассажиров.
"Но иногда все равно подходят и жалобно спрашивают — а может можно?" — смеется Александр.
Кажется, что бригада бортпроводников — дружеская компания, и мы с удивлением узнаем, что всякий раз состав этой команды меняется.
"Можно проработать много лет и не знать всех сотрудников. Каждый раз бригада бортпроводников формируется заново. Иногда летаешь со знакомыми, но интереснее летать всякий раз новым составом. Есть в этом и практическая ценность: каждый член бригады остается в тонусе, не расслабляется", — пояснил суть таких постоянных перестановок Александр.
#небо #onelove
"Какие бы проблемы ты ни оставил на земле, как бы там ни было дождливо и мрачно, над облаками всегда солнечно. Нужно только дождаться, когда самолет наберет высоту", — поделилась Александра. Пока пассажиры расправлялись с сэндвичами и украдкой делали нетривиальные снимки облаков через крыло самолета, выдались пару минут самой выпить кофе.
"А с тем самым знаменитым бортпроводником Юрием Холодом, который отдал пассажиру свой обед, летали вместе?" — интересуемся.
"Это человек с тремя высшими образованиями, свободно владеет несколькими иностранными языками, и обед, который вызвал такой ажиотаж — не главное, что он сделал за тридцать лет работы на борту, хоть именно этот эпизод так широко обсуждался. Да и это нормальный для наших бортпроводников поступок", — поделилась Александра с корреспондентом Sputnik и мнением и десертом.
На борту Belavia она летает уже седьмой год. Говорит, собиралась "полетать пару лет — и уйти", но небо не отпускает. Франкфурт, Лондон, Киев — у каждого бортпроводника есть любимые аэропорты, в которые интересно прилетать, смотреть на огромное количество судов или просто наблюдать город с высоты.
"Помните, пару дней назад было потрясающее суперлуние, когда даже с Земли Луна смотрелась как на ладони? А теперь представьте, как ее видели мы? Я тогда зашла в кабину пилота, и оказалась на самой прекрасной обзорной площадке в мире: слева была эта огромная луна, а справа уже занимался рассвет", — вспоминала Александра.
Жаль, фотосъемка в кабине пилота во время полета строго запрещена, так что лучших кадров с высоты восьми тысяч миль вы не увидите, и нам придется пополнить Instagram очередным снимком "через крыло".