«Поначалу люди думали, что у нас сумасшедший дом». Как театр сплотил обычных и особенных детей

Источник материала:  
22.10.2016 16:00 — Разное
«Поначалу люди думали, что у нас сумасшедший дом». Как театр сплотил обычных и особенных детей

naviny.by

Магия часто происходит не на сцене, а за кулисами: чтобы собрать вместе профессиональных актеров и детей с аутизмом, создатели Семейного инклюзив-театра «i» попросили зрителей и общество поверить в невозможное.

И чудо произошло: обычные и особенные ребята стали неразлучными друзьями, а разница между ними стерлась до витиеватой формулировки в медицинской карте – «расстройство аутистического спектра». Вот только дети о ней ничего не знают.

«Мизинчик, мизинчик, дайте мне свой мизинчик!» - шустрый мальчишка лет десяти с большими глазами цепко хватает меня за палец. «И ваш! Ой, у вас ноготь накрашен, красиво, дайте мне ваш пальчик!», - это уже адресовано другой девушке. Наши мизинцы, один с прозрачным лаком, другой с ярко-красным, оказываются в крепко сжатом кулаке. Шустрого мальчишку зовут Костя, у него аутизм. Мы встретились в зале республиканского дворца культуры ветеранов, куда Костя пришел на репетицию семейного инклюзивного театра «i» для обычных и особенных детей, созданного компанией velcom и МБОО «Дети. Аутизм. Родители».

Мальчик-дай-пальчик

Костя буквально охотится на пальцы, берет за руку каждого, кто проходит мимо. Иногда требует разуться – пальцы на ногах его тоже интересуют. «Дайте, продайте, подарите, мне очень нужны пальчики». В зале все реагируют на это спокойно – Костины друзья по сцене и педагоги в курсе истории про пальцы и совершенно не против, если он подержится за их мизинец.

«Эта тема у него началась летом. На улице Он мог подойти к незнакомому человеку в босоножках и точно также попросить его палец», - говорит Костина мама, Вера. Она разжимает кулак сына, чтобы все могли разобрать свои руки, и уводит Костю в гримерку переодеваться: сегодня вечером у него очередной спектакль.

Театр «i» - уникальный для нашей страны проект, где на одной сцене играют обычные ребята из студии Ирины Пушкаревой и дети с аутизмом. Это единственная площадка во всей Беларуси, где они могут заниматься настоящим искусством, причем наравне с остальными детьми. Идея такого совместного театра возникла относительно недавно – весной этого года, а уже в начале июня ребята выступили с премьерой мюзикла «Флейта-чарадзейка» в Белорусской государственной филармонии.

Большое начало

«Несколько лет назад я посмотрела фильм «Антон тут рядом» и так познакомилась с темой аутизма. Очень эмоционально отреагировала и подумала, что если бы у меня в жизни была возможность, я бы стала помогать таким людям, - рассказывает руководитель театра Ирина Пушкарева. - Раньше я занималась благотворительными мероприятиями для детей из детдомов, ребят с особенностями поведения, которые приходили ко мне после реабилитации в центре комфортного общения Натальи Шеиной. Когда у меня уже появилась своя творческая студия, где дети занимаются вокалом, хореографией, сценической речью, однажды раздался звонок: «Есть очень сложный ребенок. Возьмете на актерское мастерство?» Все первое занятие он просидел в углу, будто окаменел. Но мы начали ставить с ним сценки, и со временем все получилось».

Это был первый опыт работы Ирины Пушкаревой с особенным ребенком, возможно, с аутизмом – диагнозов тогда никто не ставил. А еще через некоторое время она познакомилась с директором общественной организации «Дети. Аутизм. Родители» Татьяной Яковлевой, которая воспитывает сына с такой же проблемой. На тот момент у Татьяны была мечта создать театр для особенных детей, оказать финансовую и информационную поддержку которому была готова компания velcom. Пушкарева откликнулась на идею - так появился театр «i», который объединил студийных старожилов и новых актеров - детей с аутизмом. Но ведь одно дело, когда ребенок с аутизмом в труппе – исключение, и совсем другое, когда особенных детей около десяти. Не страшно ли было браться за такой проект?

«Может, это самоуверенность, но поскольку предыдущий опыт был удачным, лично я не боялась абсолютно. Даже сын Татьяны Илья, который очень не любит тактильные ощущения, сел ко мне на руки и обнял. За кого я волновалась, так это за наш творческий персонал. Одна из педагогов так переживала, что постоянно пила успокоительное на занятиях, и в конечном итоге перестала работать с театром, обучает только детей из студии. Остальные же не просто адаптировались, а сказали в новом сезоне, что готовы взять больше детей с аутизмом. Такого я даже не ожидала», - рассказывает Ирина.

Реакция родителей обычных детей на появление в студии людей с аутизмом тоже не была однозначной.

«Сначала все восприняли новость очень позитивно. Но потом начались репетиции, на которых обычных и необычных детей было примерно поровну. Естественно, особенные требовали больше внимания и могли повести себя непредсказуемо. В один день – как все, а в другой могли шуметь или, например, отбирать у кого-то игрушку. Кто-то на самых первых занятиях ходил по периметру сцены со стулом и очень громко стучал, изображая паровоз. В этот же момент Илья ложился на пол и катался туда-сюда по диагонали. Для неподготовленных это выглядело как настоящий сумасшедший дом. Мы - те, кто в этом работает, не обращали внимания. А другим сначала было страшно, потому что они не понимали, контролируется ситуация или нет. Поэтому некоторые забрали своих детей из студии, хотя сами дети реагировали хорошо», - рассказывает Ирина. - «С другой стороны, звонили родители обычных детей, просили их принять именно в этот театр. Хотели, чтобы их дети знали, что в мире есть разные люди».

Театр создавали всем миром: кто-то подарил идею, кто-то бесплатно сыграл или купил билеты. «Нас всех объединили две идеи. Первая – создать семейный театр, в котором интересно детям и их родителям. Вторая – показать, что дети с аутизмом могут играть на сцене не хуже профессиональных актеров. Нам, конечно, повезло найти единомышленников. Помню, как сидим мы на пресс-конференции, на которой представитель velcom рассказывает об инициативах компании: первый в стране инклюзивный забег, выставка работ, включение синей подсветки в Минске, коммуникатор «Д.А.Р»… И тут неожиданно он поворачивается в нашу сторону и произносит: «А еще мы теперь помогаем создавать новый театр, в котором будут играть дети  с аутизмом». После этого всё и завертелось», - вспоминает Ирина.

Зайцы - не разлей вода

Для ребенка с аутизмом стрессом может оказаться даже банальная поездка на машине из дома в парк, что уж говорить об абсолютно новом опыте - выходе на сцену. Поэтому их знакомство с театром происходило постепенно.

«Сначала им показали помещение, потом они привыкали к моему лицу, им объясняли, что будет происходить. Они должны понимать, что их не будут заставлять делать что-то против воли. Мы же не принуждаем обычного ребенка играть на фортепьяно, если он не хочет. Так же и здесь. В творчестве у всех абсолютно разные способности. Если есть и вокальные данные, и пластика, но ребенок упорно не хочет танцевать, значит, будем заниматься пением», - говорит Ирина.

Студийные дети оказались очень отзывчивыми и сразу приняли новичков в свой коллектив.

«Детям-актерам очень сложно: во-первых, спектакль требует серьезной подготовки, во-вторых, помимо театра они ходят на другие кружки – кого параллельно отдали на футбол, кого на верховую езду, кого на биатлон. Удивительные дети, они все успевают! Они же еще подтягивают ребят с аутизмом, репетируют с ними. Сначала они не задавали вопросов, только смотрели, потом защищали их, когда приходили новые педагоги и не понимали, почему ребенок молчит, не произносит текст. Заступались: «Мы выучим, выучим», хотя знали, что, например, этот конкретный ребенок не говорит. И таких трогательных моментов, когда хоть рыдай, было много», - поясняет Пушкарева.

С появлением в театре новых актеров пьесу пришлось адаптировать. Например, для Кости, который сначала был задействован только в массовке, ввели отдельный персонаж - Пужайлу. Свой текст Костя сочинил сам. Благодаря Максиму в спектакле разрослось количество зайцев: первый «заяц» Миша так подружился с Максимом, что не хотел без него никуда выходить. Так зайчиков стало двое.

Пока мы беседуем, на сцене идут последние приготовления к спектаклю. Ребятишки, кто в костюмах, кто еще нет, снуют по сцене и залу. Родители сидят на зрительских местах и, как мне кажется, с тихой радостью смотрят на то, как их дети по-настоящему живут. Долгое время система не могла им предложить ничего, кроме, в лучшем случае, надомного обучения – разумеется, за свой счет, а в худшем – специализированного интерната. Сейчас дети с аутизмом могут ходить в обычную школу, при условии, что их сопровождает специальный человек – тьютор. Это большой прогресс. Но за пределами школы проблема социализации все равно остается. Что делать аутисту после окончания школы? Где ему найти применение в нашем обществе? Это боль и тревога абсолютно всех родителей, которые воспитывают детей с особенностями. Театр стал для них местом, дающим надежду.

За несколько месяцев занятий в театре дети с аутизмом сильно изменились, раскрылись, отмечают педагоги.

«Илья, например, раньше во время выступления всегда держал маму за руку и смотрел только на нее. А на последней репетиции познакомился с девчонками, взял за руки уже их, улыбается, кокетничает. И поет уже не для мамы, а для девчонок, - рассказывает Ирина. – Они приходят на репетицию даже с температурой, потому что не могут пропустить. Максим, который в прошлом году не разговаривал вообще ни с кем, теперь легко общается. Они такие счастливые, они этим живут. Если вспомнить, какими они были в самом начале и посмотреть на них сейчас, можно подумать, что это разные люди. Они для нас больше не дети с аутизмом, а самые обычные. Мы готовы взять еще - и не только детей, но и подростков».

До сих пор у театра нет своей площадки, репетиции проходят на сцене столичного дворца культуры ветеранов. Все педагоги театра работают совершенно бесплатно. Хотя сами они не считают это работой.

«Театр стал для детей идеальным миром, который еще не построен. Ведь от общения с детьми большая отдача. Видеть, что благодаря нашим действиям ребенок выздоравливает, - ни с чем не сравнимое ощущение. Еще ни разу не было такого, чтобы мне не хотелось прийти на занятия. Сложность в другом – обеспечить этот процесс. Все безумно дорого. Мы думали, что в этом сезоне у нас будет какое-то помещение, пусть маленькое, но бесплатное. Но пока его нет», - говорит Пушкарева.

5 октября инклюзивный театр открыл новый сезон, сыграв «Флейту-чарадзейку» на сцене ДК ветеранов. 8-го начался гастрольный тур по областным центрам Беларуси – спектакль презентовали в Гомеле.

Информация по делу

Семейный инклюзив-театр «i» создан в апреле текущего года при поддержке международной благотворительной общественной организацией «Дети. Аутизм. Родители» и компанией velcom. На одной сцене вместе выступают профессиональные артисты и дети с аутизмом. Своей миссией театр видит формирование общества, в котором «особенные» люди востребованы и имеют шансы добиться успехов в разных областях. В начале июня на большой сцене Белгосфилармонии с фурором прошла первая премьера театра — мюзикл «Флейта-чарадзейка». Осенью и зимой театр выступает с гастролями во всех областных центрах: в частности, в Могилеве  спектакль покажут 12 ноября, в Гродно – 26 ноября.

←Белорусский МИД вручил ноту украинским властям

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика