"Меня зовут Бонд. Джейн Бонд": как Голливуд превращает героев в героинь и хорошо ли это
Кинобоссы вот уже больше года выбирают кандидата на роль следующего Бонда (и попутно пытаются соблазнить Дэниэла Крейга на продление контракта баснословными суммами), а параллельно с этим весь мир участвует в гаданиях на нового Бонда, и все чаще звучит предложение устроить этому культовому персонажу «гендертвист», отдав роль женщине. Конечно, олдскульных фанатов франшизы корежит от такого кощунства и одной только перспективы появления «мисс Бонд», тем более что всем известен махровый сексизм на грани мизогинии создателя образа Яна Флеминга, но такой ход не кажется совсем уж невероятным — хотя бы уже потому, что такие «переодевания» в мире кинобизнеса случаются все чаще. Вопрос лишь в том, хорошая ли это идея.
Ребут «Охотников за привидениями», но уже с чисто женским кастом, вызвал у публики очень смешанные впечатления и нещадно линчевался и критиками, и теми, кого возмутило то, что женщины посмели занять места любимых персонажей культовой фантастической комедии 80-х. Хотя по факту ни качество, ни уровень шуток, ни тем более спецэффекты этих двух версий ничем особенно не отличались, разве что вместо крепкой мужской дружбы создатели показали — внезапно — не менее крепкую женскую. Теперь на носу съемки «8 подружек Оушена» — фильма из вселенной «11 друзей Оушена» с полностью женским кастом (и каким: в списке актрис — сплошь звезды наподобие Рианны, Сандры Буллок, Кейт Бланшетт, Хелены Бонем-Картер), и отклик публики примерно тот же, что и в случае с охотницами на привидений. Феминистки радуются, сексисты негодуют, желтая пресса с вожделением ожидает провала фильма.
Замена мужских персонажей на женских в не таком шокирующем масштабе — не целым кастом, а поодиночке — практикуется еще чаще. Создатели сериала «Элементарно» о Шерлоке Холмсе в декорациях современного Нью-Йорка «переодели» доктора Ватсона в Джоан Ватсон, не отказав ей ни в уме канонического персонажа, ни в чисто женской атрибутике наподобие высоких каблуков. Замена оказалась удачной: вышло уже четыре сезона, сериал продлен на пятый и может похвастаться впечатляющей фан-базой. Даже в рамках упомянутой уже бондианы гендертвист — не новость: в 1995 году на роль М, главы МИ-6, которого ранее играли мужчины, пригласили Джуди Дэнч, которая задержалась во франшизе на целых 10 лет и 7 фильмов соответственно. Кстати, такая замена имела и реальную подоплеку: тремя годами ранее уже МИ-5 впервые в истории возглавила женщина. Новое лицо верхушки секретной разведывательной службы — женское и принадлежащее одной из лучших актрис мира — ничуть не пошатнуло популярность бондианы, наоборот, Джуди Дэнч придала основательности культовой серии в период очередной смены актеров на главную роль.
Вывод очевиден: публика лучше принимает точечные гендертвисты, когда лишь одному персонажу сценаристы меняют пол, а не устраивают зрителям масштабный шок. Но вопрос в другом: идет ли на пользу феминизму и вообще разнообразию хороших ролей для женщин такой ход?
С правами женщин в Голливуде до сих пор серьезные проблемы — от более низких гонораров до обилия оскорбительных сексистских ролей, а ля «дурочка-блондинка» в каждом втором сценарии, да и с главными персонажами-женщинами пока негусто, но решает ли эти проблемы смена мужчин на женщин в заметных и уже полюбившихся ролях? Ответ: и да, и нет.
Почему смена пола персонажа — это хорошо. Больше женщин в ярких и активных ролях, а не в виде «живых аксессуаров» для главных героев, — сама по себе хорошая вещь, и особенно полезны для общего дела те случаи, когда смена персонажа была успешной. Смотря такое кино или сериал, зритель не может не понимать на каком-то уровне, что женским персонажем каши не испортишь, то есть ни на сюжет, ни на увлекательность фильма нисколько не влияет тот факт, что вместо Брюса Уиллиса на экране побеждает злодеев-террористов, скажем, Анджелина Джоли. Это — большая ложка меда в общий котел феминизма. Хорошо также и то, что зрители привыкают к женщинам в роли персонажей, которые не только заламывают руки и умеют кричать от ужаса громким фальцетом, но и сами выпутываются из сложных ситуаций, спасают заложников и расправляются с привидениями. Гендерные стереотипы тоже теряют свою силу, что часто идет на пользу не только половому равенству, но и качеству кино в целом.
Почему смена пола персонажа — это плохо. Главный недостаток такого хода, как превращение героя в героиню, — это откровенная вторичность итогового персонажа. Вторичность и неизбежное выпадение из канона, идеи автора. Бонд по задумке Флеминга — скопище мужских архетипных черт со всеми его коктейлями, машинами и потребительским отношением к красоткам; у Холмса и Ватсона — отношения классического мужского товарищества, и игнорировать новые оттенки эмоций между Холмсом-мужчиной и Ватсоном-женщиной попросту глупо. А если не игнорировать, то теряется суть того, что было задумано Конан Дойлем. То есть любая смена пола героя — это в некотором смысле плевок в лицо создателю; не из-за того, что женщины хуже мужчин, а из-за того, что героиня неизбежно будет отличаться от героя. Кстати, то же самое происходит, когда продюсеры задумывают — ради модных тенденций или из соображений политкорректности — радикально сменить персонажу цвет кожи, возраст или сексуальную ориентацию. Можно нежно любить фильм «Завтрак у Тиффани», например, но всякого, кто читал новеллу Трумена Капоте, удивляет то, как из рассказчика с намеком на гомосексуальность, который лишь дружил с главной героиней, продюсеры и режиссер состряпали романтического гетеросексуала Пола, в которого Холли в итоге влюбляется, что к финалу фильма меняет всю суть литературного первоисточника. Но главное, часто грубая смена героя на героиню, особенно если речь идет о культовых персонажах, попросту раздражает публику и тем самым делает только хуже, настраивая общественность против.
В общем, отлично, когда создатели большого кино и громких проектов решают сделать центральным персонажем женщину, но хорошо бы было побольше уникальных, новых персонажей, а не гендерных «оборотней».