"Правильно, что стоит 18+". Фильм "Ученик" глазами главы комиссии по предотвращению порнографии
13 октября в минский прокат вышел фильм Кирилла Серебренникова «Ученик» — о религиозном фанатизме школьника, который знает Библию наизусть, а значит, ответы на все вопросы жизни. AFISHA.TUT.BY пригласила на премьерный просмотр председателя Республиканской комиссии по предотвращению порнографии, насилия, жестокости Нину Фрольцову и разузнала, что в этом фильме соответствует белорусской действительности, что — нет.
Фильм «Ученик» имеет маркировку 18+. Посмотреть на его премьеру пришла публика, у которой после плюса стоит максимум 10 лет. Появление в зале человека, возраст которого выходит за эти рамки, некоторых слегка удивляет.
Спустя 2 часа 4 минуты двери с зеленой надписью «Выход» открываются, но зрители не торопятся уйти: многих накрыло ударной волной замешательства. «Что будет дальше? Это все?» — витают немые вопросы. «А продолжение будет?» — слышим произнесенный вслух вопрос.
— Фильм скучный. После тридцатой минуты для меня стало понятным, куда все клонится, — выходит из зала Нина Тихоновна и как критик не оставляет картине шансов. Но как обыватель добавляет: — Ее определенно нужно смотреть.
Сюжет крутится вокруг школьника Вениамина, с Библией в руках он протестует против жизни, которая другим кажется вполне нормальной. Он отрицает теорию Дарвина, необходимость церкви, раздевается на уроке полового воспитания, ненавидит одноклассниц, которые плавают в бассейне в бикини, клеймит свою мать-одиночку за попытку устроить личную жизнь.
— Я долго, более 40 лет, работаю со студентами, но, к счастью, таких однозначных людей никогда не встречала. Главный герой Вениамин однозначен. Тот самый случай, когда есть только мое мнение, а остальные все неправильные. В этом и заключается трагедия. Мне трудно говорить, как живут студенты в личной жизни, не в публичной. Но они хорошие. Мне не встречались дети, которые бы меня пугали или настораживали, о которых я бы сказала «конченые люди, они ничего в жизни не найдут», — с такими, к счастью, я не знакома.
Единственное замечание: сейчас молодежь стала более инфантильной, чем это было раньше. То есть они приходят в университет после школы. Матери и отцы стараются дать им как можно больше и лучше. Как и мама-одиночка этого мальчика, которая на трех работах совершенно забыла, что рядом с ней ребенок. Это обычная история. Если бы этого мальчика вовремя показали психиатру или хорошему психотерапевту, уверена, что-то в нем можно было бы изменить.
Хотя, уверена Нина Тихоновна, он довольно злободневный и нажимает на точки, которые для России постепенно перестают быть болевыми в восприятии людей, зашоренных идеологией.
— Я не в курсе, пишут ли сегодня старшеклассники сочинения на тему нравственных исканий. Еще лет 10−15 назад их писали. В качестве анализируемого материала брали героев классической литературы — Наташу Ростову или Пьера Безухова, — к которым земная жизнь не имеет касания. Если говорить об этом фильме, то Серебренников ставит вопрос. Он хочет показать, что эти нравственные искания не в литературе, не в Пьере Безухове, они здесь и сейчас. Этот фильм — произведение искусства, и он отличается злободневностью. Посмотрите, как хорошо режиссер проехался по сегодняшней России. Видели в кабинете директора портрет Путина, который все время попадал в кадр? А огромный российский герб за креслом этой женщины? И это только самые явные намеки. Бессильную учительницу биологии, у которой нет аргументов, чтобы найти с мальчиком контакт, он списал с известной российской журналистки. Но с какой, не скажу.
Кроме этой темы в фильме достаточно моментов, которые затрагивают проблему сексуальности у школьников. Если бы на просмотре были родители с детьми, они наверняка не раз закрыли бы глаза руками или по привычке просили переключить канал.
— Нужно смотреть жизни в лицо и понимать, что рано или поздно дети взрослеют. Проблема, как ввести ребенка во взрослую жизнь, очень сложная и малоразрешимая. Я приведу такой пример из учения Фрейда. Он в свое время подметил одну вещь, которую не мог понять, потому что уровень науки был не в состоянии объяснить, в чем здесь проблема. Он правильно говорил об асимметрии, сознательном и бессознательном. Но он не знал тогда о такой вещи, как гормоны. С определенного времени у человека происходят изменения в гормональном фоне. Это и есть то бессознательное, та сублимация, эмоциональная, психическая, которая очень сложно поддается рациональному подходу.
Это вечная проблема человека — и мальчика, и девочки, как они собой распорядятся. Ввести ребенка в контекст очень тяжело. То, что в школе периодически вспыхивает вопрос, ввести ли уроки полового воспитания, лишь подтверждает наличие проблемы.
Что в таком случае делать с воспитанием сексуальности, чтобы после дети не стали субъектом или объектами порнографии и насилия? Нина Тихоновна не дает однозначного ответа.
— Все зависит от родителей и их уровня продвинутости. Они сами должны решать. В жизни мне довелось знать таких людей, у которых дети еще в школе стали родителями. Но все нормально, мир не рухнул.
Эту киномать — несчастную женщину — я ее понимаю. Муж у нее был человек безответственный. Решила устроить свою личную жизнь, чему мальчик был свидетелем. С точки зрения психологии, психиатрии, психотерапии его поступки были мщением матери. Он ее взревновал. Для мальчиков в большей степени, чем для девочек, страшно, когда мама начинает устраивать личную жизнь. Это такой стресс и потрясение, особенно когда у сына уже начинаются гормональные изменения. Он может до конца своих дней, став взрослым мужчиной, не простить ей. Это нужно твердо знать каждой маме.
— Фильм имеет маркировку 18+, хотя показывает события, которые происходят в школе, между подростками и взрослыми. Стоит ли этот фильм показывать школьникам, о возрасте которых идет речь?
— Я согласна с маркировкой. Вспомните этот бетонированный пляж, где загорают нудисты. Там лежат учитель физкультуры и несчастная учительница биологии. Дальше идут нагие школьники. Конечно, 12-летних, 14-летних мальчика или девочку сейчас не удивишь голым телом, это смешно. Но все-таки правильно, что стоит 18+. Подростки все равно посмотрят фильм в интернете. Так пускай это произойдет в личной, закрытой обстановке. Хотя если взять копию фильма и показать первокурсникам, которым сейчас по 17 лет, я бы это сделала. При хорошем преподавателе, который сможет объяснить, детям нужно показывать.
Такого мнения Нина Тихоновна придерживается и насчет скандальной «Нимфоманки». Когда стоял вопрос о том, чтобы запретить этот фильм, она вместе с коллегами из комиссии предварительно оценивала его и после дала добро: «О чем речь? Какое „запретить“?»
— Когда-то я читала лекцию по кино в колонии, где сидели молодые заключенные, рассказывала о запретных темах в кинематографе. Помню, зашла внутрь, там сидят черные ряды молодых людей с почти наголо стриженными головами. Но как тихо они сидели и слушали! Им это интересно. Все можно рассказывать, только знать, как. И показывать можно. Конечно, не порнуху. Хотя я бы показала пару эпизодов порно, чтобы уметь отличать одно от другого, но только при определенных условиях, когда действительно можно объяснить. И нашим студентам тоже это показала бы.
Говоря о нынешнем поколении 18-летних, с которыми ей доводится работать, Нина Тихоновна подмечает, что оно ее не разочаровывает.
— Мы все имеем общее советское прошлое, но как-то стали отличаться. Белорусы другие, не похожи на героев этой картины. Хотя среди нас тоже хватает разных людей, но в целом у нас другая ментальность. И сейчас это становится очень видно. Нет такой агрессивности, мы все-таки умеем разговаривать друг с другом. Когда тяжело, можем прийти на помощь. Возьмите даже этот случай в торговом центре «Новая Европа». А помните Хавьер? Это стало бросаться в глаза. У нас молодежь ходит в церковь. Я живу рядом с храмом и вижу молодых. Знаю много женщин, которые водят детей в воскресные школы. Людям так хочется, и пускай они это делают. Близко знакома с людьми, которые посещают католические храмы. Такого содружества, такой толерантности между представителями разных конфессий я не вижу у других. У нас другие люди. Не будет наш человек с пеной у рта навязывать свою религию.