Девушка оставила машину на СТО, а через месяц получила автохлам. В возбуждении дела отказали

Источник материала:  
13.10.2016 14:46 — Разное

Ситуация: оставляете машину на СТО отремонтировать какую-то мелочь, месяц не можете ее вернуть. А в итоге узнаете, что авто побывало в ДТП, в котором водитель чудом выжил, а машина превратилась в хлам. Что делать в этом случае и можно ли обезопасить себя от таких мастеров?

В августе этого года минчанка Катерина решила отремонтировать барахлящую коробку-автомат в Audi A8. Автомастерскую посоветовали друзья.


Вот так машина Катерины выглядела до ремонта

Автомобиль девушка оставила на СТО на ул. Слободской, 2 — там автосервис ООО «Ти ай моторс» арендовал помещение. Основное же предприятие находится на ул. Монтажников, 9.

С мастером Кареном Лалаяном девушка условилась, что заберет авто через неделю.

— Коробку я ремонтировала уже два раза — все с ней что-то не так. Но всегда мне давали документы о приемке машины, подписанные и заверенные печатями. В этой мастерской мне ничего такого не предложили, но (!) это меня почему-то не насторожило. Видимо, сыграл тот факт, что мастерскую знают друзья. То есть была какая-то уверенность, что и машину поремонтируют, и все будет хорошо.

Катерина понимала, что мастер будет ездить на ее машине на территории автомастерской: ведь нужно загнать машину на подъемник и обратно. Но права покидать пределы СТО на своей машине девушка не давала. Позже она укажет этот факт в объяснительной.

Пока авто стояло на СТО и, как надеялась Катерина, ремонтировалось, девушка периодически созванивалась с мастером, интересовалась, когда можно будет машину забрать. Но у Карена постоянно возникали обстоятельства, из-за которых он не мог вернуть авто. То выходило, что разобрана коробка, то «стерлись передние детали стоек» и требуют замены, то сломался радиатор. За это время, по утверждению Катерины, она и ее муж передали на ремонт АКПП и других поломок около 2300 долларов.

В бесконечных ремонтах прошел месяц. Но в конце августа — в понедельник вечером Катерина узнает, что ее машина на выходных побывала в ДТП.

— Об этом я узнала от мужа. Как выяснилось, авария произошла в Смолевичском районе поздно вечером в выходной день. Мастер пояснил, что он хотел обогнать микроавтобус, но не справился с управлением и врезался в столб! В столб!


Вот в таком виде девушка получила машину после «ремонта»

Катерина не получила уведомления из ГАИ о том, что ее машина побывала в ДТП, а ведь в техпаспорте указано, что владелец авто она.

— Фотографией невозможно передать то, в каком состоянии сейчас моя машина — это просто металлолом. Весь перед смят, куча деталей, сработавшие подушки безопасности, стойки сломаны. Восстанавливать такую машину дорого и нет смысла. Но и ездить на ней я уже не буду. Виноватым в аварии признали мастера СТО, дали небольшой штраф. А вот что мне — клиенту СТО? Выходит, я отдала машину, а мне вернули кучу хлама. Кто мне возместит стоимость машины?


На вопрос, как вышло, что ее авто оказалось на трассе далеко за пределами МКАД, у Катерины ответа нет.

— Поздно вечером в выходной ехать куда-то на моей машине в Смолевичский район, а это в шестидесяти километрах от МКАД? Если нужно было прокатать машину после ремонта, как это делают на порядочных СТО, то я и сама могла бы на ней поездить. И вернуть в случае неисправностей. Но ведь никакого разрешения на то, чтобы ездить на моей машине куда-то за пределы СТО я не давала. К тому же, в его социальной сети в контакте на личной странице я увидела, что он фотографировался в моем авто у себя возле дома. Там же были и другие фото в других машинах. Но я не знаю, чьи они. Могу только предполагать.

Пояснить ситуацию AUTO.TUT.BY не смог и сам механик Карен Лалаян.

— А если ДТП — это случайность! Машина выехала на испытания. Почему я ехал на испытания в Смолевичский район? Потому что мне так удобно, я там живу. А наличие фото в социальной сети других машин — это все мои машины, моего друга. То есть, знакомых у меня же много, они все обслуживаются у меня, — пояснил Карен Лалаян свою версию произошедшего.

После случившегося Катерина написала заявление в милицию. Но спустя месяц разбирательств, выяснилось, что в возбуждении уголовного дела по факту угона ей отказано.

— Следствие посчитало, что сам факт разрешения ездить на авто в бокс и обратно разрешением на поездки куда-то еще. Но я не могу посмотреть материалы дела — я с ними не была ознакомлена.


Следователь по этому делу давать комментарии отказался, сославшись на занятость, упомянув лишь, что дело сдано в архив.

Владелица разбитой машины не собирается сдаваться и будет оспаривать решение.

— Если уголовное дело по факту угона не возбудят, то выходит и возвращать мою машину будет некому. Я потеряла деньги за ремонт, а вместо машины у меня автохлам и виноватых нет. К тому же у меня, даже не у механика, возникает закономерный вопрос: разве для теста турбины нужно ехать за шестьдесят километров за пределы Минска да еще и зачем-то разгоняться на ней?


В этой ситуации, девушке можно посоветовать подать иск о гражданско-правовой ответственности и взыскать с виновного ущерб в гражданско-правовом порядке. Если бы был договор с СТО, иск мог бы быть подан также к СТО, которая отвечает за действия своих сотрудников, а автосервис, возместив Катерине ущерб, мог подать к работнику регрессный иск.

Кстати, иск к СТО мог бы быть основан также на нарушении закона о защите прав потребителей (такие иски освобождаются от госпошлины и там предусмотрена дополнительная ответственность. Согласно ст. 36 Закона о защите прав потребителей выполнение работы из материала потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этой вещи и экономное и расчетливое его использование.

В договоре о выполнении работы должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала потребителя, определяемые соглашением сторон.

Исполнитель же в свою очередь обязан в случае полной или частичной утраты вещи, в трехдневный срок заменить его вещью аналогичного качества, а при невозможности — возместить потребителю двукратную цену утраченного поврежденного материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

Как выяснил AUTO.TUT.BY, по указанному Катериной адресу уже нет СТО, принадлежащего ООО «Ти Ай моторс». Автомастерская осталась только на Монтажников, 9 — по адресу основного предприятия.

Телефоны «руководства» «Ти ай моторс» молчат, трубку снимает Тимур, в документах он указан как главный мастер СТО, но по словам Катерины он и есть владелец бизнеса. Задаем ему вопрос о том, как вышло так, что машина, оставленная на СТО, попала в ДТП.

— Ситуация такая — мы ремонтируем коробки-автомат. Ко мне пришел мой рабочий, он у меня официально трудоустроен, и говорит: «у моих друзей испортилась коробка. Могу ли я в свой выходной день отремонтировать эту машину и заработать?». Я сказал, хорошо, но я к этому не имею отношения. На этом и порешили. Карен сказал, что это его знакомые, а значит и он и отвечает за эту машину. Что же по поводу теста автомобиля после ремонта, то скажу так: мои рабочие не могут выезжать за пределы СТО. Максимум 5−10 километров. Но не за пределы кольцевой. Мое мнение, он хотел попонтоваться на этой машине. Оно так и есть. А теперь выходит, что я должен отвечать за своего работника, который вызвался сам поремонтировать машину.

Комментарий юриста

Владимир Парахневич, адвокат Адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»:

— Уголовный кодекс Беларуси определяет понятие угона как неправомерное завладение транспортным средством (маломерным водным судном) и поездку на нем без цели хищения (ст. 214 УК). Если с вопросом «поездки на транспортном средстве без цели хищения» в большинстве все достаточно ясно, то с установлением «неправомерного завладения» на практике имеется много вопросов и нюансов.

Обобщенно неправомерное завладение можно определить как ситуацию, когда лицо, не имеющие каких-либо прав на транспортное средство, изымает (т.е. забирает помимо воли) это транспортное средство у законного владельца и обращает его в свое временное незаконное пользование и владение.

Таким образом, для угона у лица должно отсутствовать как действительное, так и предполагаемое право на совершение конкретной поездки. Можно вывести правило, что если лицо совершает поездку на транспортном средстве в силу характера выполняемой работы (лицо ремонтирует автомобиль, и для этого перегоняет его для дальнейшего выполнения работ) то угон будет отсутствовать. Если же лицо совершает поездку не для ремонта автомобиля, чем нарушает волю законного владельца, то имеются признаки угона.

В нашей ситуации девушка добровольно передала транспортное средство. При этом если надлежащего оформления документов с СТО не было, то точно определить объем достигнутых договоренностей, в том числе когда, куда и для выполнения каких работ было можно совершать поездку на транспортном средстве для его ремонта, будет тяжело. Следовательно, достоверно установить нарушение воли законного владельца и опровергнуть распространяющуюся на всех презумпцию невиновности в данном случае затруднительно.

В этой связи хочется порекомендовать никогда не оставлять свой автомобиль на СТО, не оформив предварительно заказ или иной письменный договор на ремонт транспортного средства. Это дает возможность в аналогичных случаях как минимум получить еще одного должника, к которому можно предъявить претензии.

При оформлении договора лучше отдельно указывать о запрете на выезд с территории СТО для выполнения ремонтных работ, возможности выезда только в вашем присутствии и т. д. Это послужит дополнительным аргументом при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела.

AUTO.TUT.BY будет следить за развитием событий.

←В России испытали уникальное радиоэлектронное оружие

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика