Обострение в Балтийским регионе неизбежно
Литовских политиков и электорот ждет еще второй тур по одномандатным округам, но с большой долей уверенности можно утверждать, что победителями в выборах будут консерваторы — партия "Союз Отечества — Литовские христианские демократы", следом за ними с очень близким результатом идет "Союз крестьян и зеленых Литвы".
Правящая социал-демократическая партия потерпела поражение и, скорее всего, уйдет в оппозицию, а новую правящую коалицию консерваторы образуют вместе с зелеными и либералами ("Либеральное движение"). Премьерскую позицию прочат Габриэлюсу Ландсбергису — внуку того самого Витаутаса Ландсбергиса, который возглавлял "Саюдис" и привел Литву к независимости.
Такое изменение политического расклада в Литве обязательно будет иметь влияние на и без того сложную обстановку в регионе. С точки зрения консерваторов, впрочем, как и для их союзников по вероятной коалиции, Россия — безусловный потенциальный агрессор, и единственная возможная позиция в отношениях с Москвой — наращивание военной мощи, своей и НАТОвской. Беларусь рассматривается ими в качестве ближайшего военно-политического союзника России и пладцарма в случае обострения ситуации вокрун Калининградской области.
Близкий консерваторам литовский военный эксперт Александрас Матонис так оценивает белорусско-российское сотрудничество в военной сфере: "Неоднократно российские военные маневры включали участие и белорусской армии. Нужно вспомнить маневры "Прорыв", когда разрабатывался сценарий деблокирования Калининградской области через Сувалкский перешеек, т. е. разрабатывались варианты действия со стороны белорусской территории и Калининградской области".
Литовские консерваторы, в отличие от более прагматичных социал-демократов, всегда относились к числу наиболее резких критиков белорусской власти, в связи с чем возможно усиление критической риторики и попытки активизировать деятельность по линии "демократизации". Хотя тут могут возникнуть сложности, с одной стороны, Беларусь довольно успешно налаживает отношениями со странами-донорами этой самой "демократизации", а с другой, в связи с различными кризисными явлениями в ЕС происходит очевидное сокращение финансирования этой деятельности.
Понятно, что политическая риторика это одно, а значительная зависимость Литвы от экономического сотрудничества с Беларусью является фактором, который будет вынуждать новое руководство литовского парламента и правительства искать позитивные варианты развития наших отношений. По крайней мере, раньше было так, но сейчас появляется элемент непредсказуемости поведения литовских партнеров в силу их крайне негативного отношения к белорусско-российскому атомному проекту.
Сегодня одна из самых из самых вероятных точек напряжения в регионе может быть связана со строящейся совместно с корпорацией "Росатом" Белорусской атомной станцией. Литовский политический класс, за редким исключением, еще до выборов занял однозначную позицию. Консерваторы и зеленые даже сделали борьбу против БелАЭС одним из смысловых стержней своей предвыборной программы.
Лидер консерваторов Габриэлюс Ландсбергис в свое время заявил: "Нас не спрашивали. Мы против. Поэтому сегодня мы говорим им [белорусам]: пакуйте стою электростанцию и стройте её в другом месте. Дискуссии о том, опасен или безопасен этот монстр, не имеют значения — выбранная площадка нас не устраивает. И точка".
Ему вторит и лидер Союза крестьян и зеленых Рамунас Карбаускис: "Литва вместе с партнерами по ЕС должна принять все возможные меры, чтобы остановить этот опасный белорусский проект, грозящий катастрофическими последствиями не только Литве, но и всему ЕС".
По предложению консерваторов были собраны необходимые 60 тысяч подписей для инициирования в Сейме закона о запрете импорта "небезопасной" электроэнергии с БелАЭС. Большинство в парламенте именно у этих сил делает принятие такого закона практически неизбежным. Непонятно, правда, как можно будет отличить "небезопасную" белорусскую электроэнергию от "безопасной", ведь вся энергия поставляется по единой сети. Вряд ли это обстоятельство смутит литовских парламентариев, отключатся и от сети.
Законодательный запрет и техническое отключение будет сопровождаться и активным вовлечением европейских структур с целью доказать угрозу белорусско-российского проекта для безопасности Литвы. Это не остановит стройку, но надо ожидать значительного усиления такой активности литовской стороны на международной арене.
В целом белорусская позиция на сегодняшний момент предельно сдержанна и рациональна. Усиление военного присутствия НАТО у наших границ, в том числе, со стороны Литвы, по словам министра иностранных дел Владимира Макея, не рассматривается как непосредственная угроза, скорее, как вызов, а на все попытки Литвы поставить под сомнение безопасность АЭС Беларусь отвечает открыто и аргументировано.
Пока это так, но, к сожалению, политические тенденции в регионе говорят в пользу не очень позитивных сценариев, в действие могут вступить факторы мало предсказуемые и слабо поддающиеся рациональному пониманию. И к этому тоже надо быть готовым.