5 романов-бестселлеров о трудном детстве: бедность, психологические травмы и ужасные взрослые
Счастливое и благополучное детство — настоящая удача. Как пережить взросление тем, у кого к обычным сложностям наподобие непонимания со стороны родителей и стандартного набора комплексов по поводу внешности прибавляются по-настоящему серьезные проблемы? Детям, которые не уверены, поужинают ли сегодня, тем, кому не на кого положиться, для кого взрослый — не опора, а угроза. Эти неразрешимые вопросы — суть и самое сердце пяти книжных бестселлеров, которые, несмотря на свою художественность, в той или иной степени опираются на вполне реальный опыт их авторов.
Трудное детство, полное горестей, травм и лишений — тема, которая красной нитью проходит в мировой классической литературе. От «Оливера Твиста» Диккенса и «Детства» Горького до абсолютно трагического Гавроша у Гюго и «гуттаперчевого» мальчика Григоровича. Поллианна, Джейн Эйр, Гекльберри Финн, чеховский Ванька, Гарри Поттер, Дэвид Копперфильд… К сожалению, реальность не перестает подбрасывать дрова в костер темы неблагополучного детства и тяжелого взросления, даже наоборот: в современных романах психологические травмы, выпадающие на долю юных героев, могут похвастаться еще большим разнообразием и масштабом поражения.
Джанет Уоллс «Замок из стекла»
Книга Уоллс — одновременно роман, от которого трудно оторваться, и автобиография, максимально честная и детальная. Родители Джанет, исповедующие принцип «Что нас не убивает, делает сильнее», никогда не утруждали себя особой заботой о своих четверых детях, предоставляя их ранам возможность залечиваться самостоятельно, а их желудкам — наполняться волей чистого случая. В поисках лучшей жизни, а часто и попросту по капризу они колесили по Америке, живя в самых не подходящих для маленьких детей местах, чем максимально осложнили им существование. Вся книга — фактически история борьбы Джанет и ее братьев и сестер за выживание, а позже — за то, чтобы хоть как-то вписаться в общество, зажить нормальной жизнью. При прочтении не раз возникает мысль о том, что на месте этой несчастной девочки у большинства уже давно опустились бы руки. У нее все получилось — и творческий успех в том числе: ее книга много месяцев держалась в списке бестселлеров, обласканная критиками и отлично принятая читателями.
Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»
Автобиографическая повесть Павла Санаева стала одним из главных тематических русскоязычных хитов последнего десятилетия — и не удивительно, учитывая живописный стиль автора. Читаешь — и не можешь не воображать чуть ли не на собственной шкуре все эти купания и манипуляции всесильной бабушки героя, не можешь не слышать ее бесконечные упреки и жестокие слова. В процессе фокус читателя как бы раздваивается: мы видим ситуацию и глазами маленького мальчика, и общим взглядом взрослого — и это создает этакий эффект 3D, полного погружения в море психологического яда, которым окружен главный герой. Громкий успех книги, конечно, был подстегнут тем фактом, что речь в ней шла о всем известных людях (Всеволод и Елена Санаевы, Ролан Быков), но даже без этой монеты в копилку популярности повесть была обречена на внимание читателей.
Джастин Торрес «Мы, животные»
Книга Торреса — автобиографическая — похожа на стенографирование настоящих воспоминаний, приходящих в голову отрывками, отдельными сценами, которые он со всей хлесткостью жесткого и лаконичного стиля записывает так, что не остается никакого пространства для недомолвок. Трое братьев, воспитывающихся в очень бедной смешанной семье из американского гетто, «маленькие животные», буйные и неуправляемые, сталкиваются с тем, с чем живут миллионы детей из неблагополучных семей: пьянство родителей, раздоры, насилие, вечная нужда, безысходность, внезапные вспышки взаимопонимания и семейного единения, и снова — борьба за существование. Главного героя, как и его братьев, никто не ограждает от большого, холодного и жестокого мира — и каждую колючку, впивающуюся в его тело, он чувствует наравне со взрослыми.
Дельфина де Виган «Отрицание ночи»
У романа-исповеди де Виган — двухслойная структура: в первом слое она рассказывает о детстве своей матери Люсиль, которая росла в многодетной семье сначала в Париже, а затем в пригороде, часто оставалась предоставленной самой себе и скрывала темную тайну, связанную с ее отцом. Во втором слое автор пишет уже о своем собственном детстве, взрослении и главное — о взаимоотношениях с матерью, которая страдает биполярным расстройством и растит двух дочерей одна, без мужа. В совокупности Дельфина де Виган касается целого сонма проблем и травм детства: сексуальное насилие, неприкаянность, смерть братьев, психические расстройства родителей, анорексия и так далее. Изюминку роману придает и то, что временами автор бросает свое повествование и говорит о том, как тяжелы и неоднозначны для нее все эти воспоминания, насколько смешанные чувства оставляет сам процесс копания в прошлом.
Кэти Гласс «Будь моей мамой. Искалеченное детство»
История главной героини, девочки Джоди, — реальная, одна из многих, разворачивавшихся на глазах Кэти Гласс, которая, помимо написания книг, является попечителем для детей из неблагополучных детей и занимается своим детским домом семейного типа. Сама Кэти называет жизнь Джоди наиболее тяжелым случаем — и в процессе чтения становится понятно, почему: маленькая героиня книги на протяжении долгих лет подвергается сексуальному насилию, а затем, выдавая полный репертуар «трудного ребенка», блуждает по многочисленным приемным семьям, нигде не задерживаясь — до Кэти. Книга не для слабонервных, так как очень подробно и без экивоков повествует о том, что произошло с Джоди, кроме того, Кэти Гласс много рассказывает о детях и системе опеки изнутри, что также трудно назвать легким чтивом. В целом роман — из разряда «тяжелая правда», и предназначен он для тех, кто готов ее принять.