Водитель, который не пропустил пешехода: "Но я же на капоте его не прокатил". Репортаж с рейда ГАИ
C наступлением ранних сумерек AUTO.TUT.BY отправился в рейд с ГАИ Московского района Минска. На этот раз мы останавливали (предупреждали и штрафовали) тех водителей, которые на зебре не пропускали пешеходов.
Выбираем один из проблемных участков в Московском районе — пересечение проспекта Любимова и проспекта газеты Правда, останавливаемся у сквера. Проливной дождь не добавляет баллов водителям, видимость ухудшена и без того. Вдобавок пешеходы снуют в основном в темных пальто и куртках — заметить таких довольно сложно.
— Количество наездов на пешеходов с наступлением неблагоприятных погодных условий увеличивается, и, если судить по прошлому году, то увеличится еще. За непропуск пешехода — предупреждение, штраф от 1 до 5 базовых величин, повторно — от 2 до 8, — начинает инспектор ГАИ Московского района Денис Гурбан. — Сумерки начинаются рано, водители еще не пообвыклись к тому, что пешеходов замечаешь уже не так хорошо, как летом, а впереди еще ноябрь, зима. Не хочется никаких прогнозов делать, но в это время нужно быть особенно осторожным как пешеходам, так и водителям.
Мы не успеваем толком занять позицию наблюдения, как инспектор останавливает первого «за нашу смену» нарушителя — не пропустил пешехода. Водителю под пятьдесят. Он воинственно садится в экипаж ГАИ, молчит и с достоинством выжидает.
Как только инспектор показывает ему на камере нарушение, тут же напрягается: такие отстаивают свою точку зрения до конца.
— Ну и где я нарушил?! Я не прокатил человека на капоте, а что не пропустил… Так он еще далеко был!
— Но вы не предоставили пешеходу преимущество! Не хватало, чтобы вы еще «прокатили»! — говорит, ни сколько не удивляясь, инспектор: такие аргументы он слышит едва ли не от каждого водителя. И цитирует ПДД:
— Согласно ст. 18.14 ч. 6. невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам, иным участникам дорожного движения влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин.
Но водитель непреклонен:
— Я тридцать лет за рулем! Считай, он (пешеход) же только ногу занес, — водитель не соглашается со штрафом в 21 рубль, но подписывает протокол и оплачивает на месте. Напоследок мужчина смачно захлопывает дверь авто, вымещая на ней всю злость.
— Когда штраф не касается конкретного человека, многие эти штрафы поддерживают, надо, мол, наказывать, чтобы не повадно было. А когда приходится отдавать свои заработанные деньги, да еще даже не за превышение скорости, например, а за свою невнимательность, тогда начинаются такие реакции. И в другой раз водитель будет помнить и про ПДД, и про штраф, — говорит еще один инспектор ГАИ Московского района Алексей Зуев.
Еще один водитель — молодая мама — спешит с ребенком в кино, пешехода тоже не пропускает. Ее ребенок, видя, что маму уводит инспектор, начинает плакать.
— Дети наиболее восприимчивы к тому, что им говоришь. И они же более дисциплинированы, — говорит инспектор. — Они понимают свою вину, переживают, если нарушили. Бывает, родители более неадекватно себя ведут, чем дети. Недавно оштрафовали примерно в этом же месте мужчину с ребенком, пешехода. Переходил дорогу в десяти метрах от обозначенного перехода, шел с девочкой. То, что мы остановили мужчину, в окно увидела теща, прибежала и давай на нас кричать, мол, за что, да средь бела дня. А когда узнала, что зять ее же внучку тащит через дорогу где попало, то еще и к нашему штрафу добавила словесной характеристики родственнику.
Чуть иначе, с легкой долей иронии, на штраф реагирует совсем молодой нарушитель Владимир на Chrysler.
— Налички нет! Я безработный, только устраиваться еду, сейчас же всех штрафуют за тунеядство, — с ходу говорит водитель, плюхаясь на пассажирское кресло экипажа, и кивает на терминал в салоне авто. — И на карточке денег тоже нет. Но я не нарушил даже! По правилам как: я пешехода должен был пропустить с запасом, а я, выходит, без запаса пропустил. А если я не оплачу? Мне телефон отключат? Это же самая действенная мера! — без умолку трещит Владимир, подписывает протокол.
Но когда узнает сумму штрафа — 21 рубль — хватается за голову:
— А еще недавно было 100 тысяч по-старому! Как же у вас штрафы растут!
Выясняется, что Владимир ни разу не попадался инспекторам ГАИ с 2014 года — ни одной отметки в талоне. Но за это время выросла базовая величина, а с ней поднялись и штрафы.
Инспекторы с малой толикой гордости говорят, что белорусские водители в целом уже привыкли пропускать пешеходов, притормаживать перед перекрестками. И все же случаются иногда роковые ошибки.
— В основном не пропускают те, кто спешит. Кажется, да остановись ты на три секунды! Иногда и этих секунд достаточно, чтобы спасти человеку жизнь. Вторая причина, по которой не пропускают пешеходов, — это невнимательность. А осенью этот сезон «невнимательности» повышается — плохая видимость, скользкая дорога, теряется концентрация. Как раз перед вашим приходом остановили дедушку, а он и говорит: «Слушайте, задумался о своих таблетках. Да я этого пешехода даже не заметил», — объясняет инспектор. — И, предвосхищая ваши вопросы о том, стоит ли давать права пожилым людям, отвечу так: если медкомиссию прошел, врачи взяли на себя ответственность — дали справку, он достаточно бодр, то пусть себе ездит. Тем более, что большинство из них едут на «подснежниках» — зима наступит, и они законсервируют свои машины. Но старшее поколение чуть иначе воспринимает, не понимают, что если не пропустил, то и ладно, ничего страшного не случилось.
Тем временем мы останавливаем еще одного мужчину: у него нет денег заплатить штраф, но он доказывает, буквально на пальцах показывая, что не нарушил и никому не помешал!
— Да пешеходу еще идти и идти до моей машины, даже если бы он побежал, и то я не нарушил бы! — доказывает мужчина. Но вскоре выясняется, что мужчина не в первый раз не пропускает пешеходов. После этого мужчина успокаивается и находит деньги на оплату штрафа у своей пассажирки.
— У нас этот перекресток — камень преткновения, — говорит инспектор. — Пока стоим — все хорошо, а уехали — и начинается: не пропустил, не заметил. Пусть мы лучше постоим и водитель, высматривая нас, заметит человека на дороге, чем потом в сводках читать о пострадавших.
За 9 месяцев 2016 года на территории Минска было совершено 161 ДТП (наезд на пешехода), из них 108 ДТП произошло по вине водителя. В результате 13 человек погибло, в том числе — 7 по вине водителей, 158 ранено.
За этот же период на территории Минской области с участием пешеходов зарегистрировано 169 ДТП, в которых 40 человек погибли, 136 — получили травмы. С участием велосипедистов произошло 52 ДТП, в результате которых 10 человек погибли, 44 — травмированы.