"Водка на АЗС" и "шарм гравийки". Что говорят иностранцы о белорусских дорогах
Туристы, приезжающие в Беларусь, все как один, отмечают идеальную чистоту и порядок на территории всей страны. А какого мнения придерживаются иностранцы о белорусских дорогах и придорожном сервисе, узнал AUTO.TUT.BY.
Украинец: «Зажрались белорусы, пусть приедут к нам»
Денис приехал в Беларусь из Кривого Рога. Сейчас он живет и работает в Молодечно, но регулярно ездит на автомобиле на родину, в Украину.
— Считаю, что дороги Беларуси приближаются к европейскому уровню. Если оценивать их по 10-балльной системе, то я дал бы им крепкую 9. По дороге из Молодечно в Кривой Рог мне приходится преодолевать расстояние более чем в 1000 км, в пути я 17−18 часов. Когда еду по белорусским дорогам — состояние спокойствия и умиротворения, а как въеду в Украину — сплошной стресс, потому что там дорог практически нет — яма на яме, того и гляди, машина сядет на «брюхо».
Денис знает, что многие белорусы жалуются на качество дорог в родной стране. Но он считает, что «ноют» те, кто часто ездит в европейские страны и избалованы заграничным сервисом.
— Зажрались белорусы. Пусть съездят в Россию или к нам, в Украину, будет с чем сравнить.
Иногда, по пути, автомобилист заходит перекусить в придорожные кафе. Белорусские точки общепита ему нравятся: во многих - красивые интерьеры, в некоторых даже обустроены детские уголки, где ребенок может размяться. Но их число можно увеличить, а скудный ассортимент предлагаемых блюд — расширить.
— В Украине больше мест, где можно остановиться для хорошего и недорогого перекуса, можно это сделать даже «у бабушки Гали во дворе». Но вот окультуренных мест, с красивым интерьером в родной Украине мало.
Латыш: «Ночью в кафе было страшно выходить из машины»
Рижанин Харалдс хоть и родился в Латвии, но имеет белорусские корни — его отец родом из Вилейского района. Мужчина часто бывает в Беларуси — приезжает в деревню Долгиново, где жили его предки.
— В последние годы в Беларусь мы едем на машине — так быстрее и удобнее. Въезжали к вам через Даугавпилс и любовались окрестностями, природой, озерами. Белорусскими дорогами я доволен, мы можем даже вам немножко завидовать. Хотя встречаются места, где покрытие не очень хорошее — много ям.
По дороге автомобилист заезжал на белорусские АЗС.
- Они такие же, как в Европе, — утверждает Харалдс. - А вот мест, где можно было бы в пути хорошо покушать в Беларуси немного: кафе на дорогах редки, выбор не богатый. Но если свернешь в придорожный городок, еще не факт, что и оттуда уедешь сытым.
— Как-то я с друзьями ехал около полуночи по Беларуси. Нам захотелось перекусить, а на пути было какое-то кафе, возле которого тусовались 18−20-летние ребята. Было боязно выходить из машины: кто его знает, что было на уме у этой молодежи. Я из всей компании оказался самым смелым и решил туда сходить на разведку. Друзья меня отговаривали, но я решился. Сказал приятелям: «Сидите тут, а я пойду, но если я не выйду через 10 минут, идите за мной». Хотя, будь я в России, на подобное действие точно бы не отважился.
Харалдс и его компания зря опасались — никто их местных ребят к ним приставать и не думал, а кафе оказалось "нормальным».
— Я своим потом махнул рукой: «Можно» и они пошли за мной, — рассмеялся Харалдс. — Так что в белорусских кафе кушать можно, вот только таких мест надо сделать больше.
Эстонец: «Вкусные пирожки ели на АЗС»
Маргус бывал в Беларуси всего один раз — весной этого года. Тогда он приезжал на слет ретро-автомобилей, проходящий в Минске. Туда-обратно мужчина, вместе с друзьями, ехали на SAAB 96 1972 года выпуска.
— Мы ехали через Даугавпилс. Въехали в Беларусь и как будто попали в Советский Союз. Особенно это ощущается в маленьких городках. Поесть особенно негде: возле дорог кафе не было, а заедешь в магазин, там на полках одни банки с маринованными помидорами стоят, точно, как в период дефицита. Хотя потом нашли заправку, на которых продавались пирожки — ничего, вкусные, нам понравились.
Эстонцев удивило, что на белорусских дорогах было очень много старых машин — таких на их родине уже давно нет. Что касается состояния дорог, то Маргус их считает вполне неплохими, хотя до уровня эстонских они не дотягивают.
— Очень часто мы встречали участки с ямами и «волнами» — ехать там было плохо, но к неприятным последствиям это не привело. Наша машина хоть и сломалась в пути, но это было вовсе не из-за состояния проезжей части.
Поляк: «По белорусской дороге ехать, что на лодке кататься»
Пшемыслав живет в Мазовецком воеводстве, в городе Остроленка. Расстояние оттуда до полько-белорусской границы всего 150 км. Несмотря на близость, парень побывал этой осенью в Беларусь впервые.
— Разница между польскими и белорусскими дорогами есть. У нас они узкие и ровные, а в Беларуси широкие и волнистые, поэтому езду на машине по ощущениям можно сравнить с катанием на лодке, когда тебя покачивает.
Его коллега, которые бывает в Беларуси часто, добавил, что ему даже пару раз приходилось раскатывать колесные диски из-за того, что колесом он попадал в яму и ехать дальше было невозможно.
Приятели считают, что польские дороги намного лучше белорусских. А по уровню придорожного сервиса и говорить нечего: в Польше на каждом шагу есть кафе и магазины, в которых можно вкусно поесть и прикупить какую-нибудь мелочь, понадобившуюся срочно в пути.
Русский: «Удивило что на АЗС торгуют спиртным»
Петербуржец Алексей больше года назад приехал с семьей в белорусскую столицу. За это время ему по рабочим делам пришлось поездить во всей Беларуси.
— У вас отличное покрытие, почти новое, а за дорогами и обочинами очень хорошо следят. Исключение — дорога возле Пинска, там яма на яме. Но в целом, можно даже сказать, что дороги в Беларуси лучше, чем в России.
Как неприятный момент россиянин отметил навигацию на дороге: по его мнению, в этом направлении от России мы отстаем.
— Поначалу мне было очень неудобно ориентироваться на дорогах и развязках. Стрелочки и указатели очень маленькие, пока рассмотришь, так и поворот можно проехать. Такие знаки наверное рассчитаны на местных жителей, которые примерно знают, куда ехать, но никак не на приезжих.
Алексей, проезжая мимо населенных пунктов вечером, всегда чувствует себя неуютно из-за плохо освещенных улиц.
— Люди идут по обочине и их просто не видно! А добавьте к этому дождь, туман - вообще караул! Едешь и думаешь, хоть бы кого не сбить! Кстати, сами обочины у вас очень узкие, в отличие от российских, поэтому люди ходят практически по проезжей части. А за населенными пунктами еще и животные бегают по дорогам и вдоль них: сетка стоит не везде, это опасно.
А вот белорусский придорожный сервис Алексей считает вполне достойным, однако больше доверия у него вызывает продукция, которая продается через сеть АЗС «Газпромнефть», остальная вызывает сомнения.
— Что меня поразило на белорусских АЗС так это продажа спиртного. Это что ж получается: водитель устал — принял — отдохнул и поехал дальше? Эта торговля мне кажется каким-то нелогичным решением, у нас в России такого нет.
Литовец: «Оплатил проезд по дорогам, а штраф заплатил сверху»
Гедиминас из Клайпеды изредка приезжает в Беларусь на машине. Как правило, въезжает в республику он через пункты пропуска Каменный Лог — Мядининкай.
— На этой дороге есть и хорошие участки и плохие, на которых либо едешь как по волнам, либо в ямы влетаешь, поэтому, даже и в хорошей машине по пути нас потрясывало. Хотя, в целом, белорусские дороги очень похожи на клайпедские.
В остальном, Гедиминаса все устраивало: «заправки, магазины и кафе, дорожные знаки - все есть, поэтому заблудиться невозможно».
Некоторые вопросы у литовских туристов возникли по cистеме сбора платы за проезд на платных участках дорог BelToll.
— Почему так сложно все сделано? Если человек ездит в Беларусь постоянно, то он знает, что надо делать, чтобы оплатить проезд по дороге. А если кто-то въезжает в Беларусь впервые и только на один раз, то сориентироваться очень трудно: сначала найди информацию на пункте пропуска, потом заедь купи устройство, установи обязательно правильно, а при выезде заедь в определенное место и сдай его. Один мой приятель, заплатил штраф 400 евро за то, что установил устройство BelToll под зеркальное автомобильное стекло. Ему просто никто не объяснил, как правильно это надо делать, а договор он не почитал — спешил. Вроде бы и оплатил проезд по дорогам, но еще и дали штраф сверху.
Немец: «У грунтовки есть свой шарм»
Даниель живет в самом центре Германии, в федеральной земле Гессен, но последние девять лет он часто приезжает в Беларусь по рабочим делам. За такое долгое время он объездил практически всю Беларусь, бывал не только в областных и районных центрах, но и в маленьких деревушках, откуда почти все жители уже уехали.
— Белорусские дороги вполне сравнимы в дорогами Польши, а в некоторых регионах они даже лучше. Но их состоянии хуже, чем в Германии. Но ориентироваться на немцев в этом белорусам не стоит — разная плотность населенности, считает немец. — Дороги, которые ведут в областные центры отличные, единственное исключение — гродненское направление. Что касается мелких городов, то ресурсы на их содержание используются эффективно. Это я могу оценить, глядя на то, как с каждым годом дороги становятся лучше.
Даниэль ездил на машине и по нашим грунтовым дорогам, но мужчина не считает, что грунтовка — это плохо.
— Это имеет свой шарм, особенно, когда грунтовка красиво лежит через лес — едешь и любуешься пейзажем, - деликантно говорит немец. - На подходящей машине нет особенных проблем ездить и по таким дорогам. К тому же, за дорогами в Беларуси ухаживают, с ними все в порядке.
По мнению Даниеля, белорусам надо активнее работать над развитием придорожного сервиса. Это направление у белорусов значительно отстает от европейского.
— В соседней Литве у дорог стоят красивые кафе, с достойной кухней. В Беларуси кафе тоже есть, и заходить туда можно без опаски — в гигиеной все в порядке. Все дело в сервисе, разнообразии и оформлении.