Бунтарки эпохи домохозяек: первые женщины-врачи, инженеры, пилоты и исследовательницы
Считается, что до второй трети XX века с его правом голоса для женщин и прочими свободами «слабый пол» занимался исключительно семьей и хозяйством, не помышляя ни о чем, кроме хорошо заштопанных чулок, хрустящей корочки на пироге для главы семейства и возмутительных цен в мясной лавке. Но в реальности даже в самые темные для женщин времена находились бунтарки, которые были достаточно смелыми для того, чтобы бросить вызов обществу и заняться (или хотя бы попытаться) тем, что никак не вписывалось в образ скромной домохозяйки.
Нам сейчас трудно оценить степень подобной смелости. То, что сейчас для женщины — лишь ограничение, наподобие «стеклянного потолка» при построении карьеры, тогда было непреодолимой стеной, например, десятки мужских профессий, попросту недоступных женщинам. Да и последствия отличаются: тогда благородное семейство, смущенное скандалом, даже могло упечь непокорную дочь, жену или сестру в дом для душевнобольных. Мол, что-то с ней не так, доктор, не могли бы вы вернуть нам ее без этих нелепых фантазий о работе? Но и в таких сложных условиях находились женщины, чьи биографии хочется вставить в рамочку и вдохновляться ими каждый «тяжелый» понедельник.
Женщина-инженер и сейчас вызывает сложные эмоции у коллег-мужчин, а сто лет назад телодвижения в этом направлении казались обреченными на стопроцентный провал. И все же это не помешало Верене Холмс (Verena Holmes, 1889) стать одной из первых в Англии признанных инженеров женского пола и даже специализироваться в наиболее сложных и впечатляющих областях (локомотивы, двигатели внутреннего сгорания). В первой четверти следующего века она, устав от постоянных палок в колесах своих устремлений, уже будучи автором нескольких патентов, основала женское инженерное общество.
Ее успех повторила американка Лилиан Гилбрет (Lillian Moller Gilbreth, 1878), получившая двойное образование — инженерное и психологическое — и ставшая одним из основоположников научной организации труда. Без этих первых шагов производственного менеджмента, в разработке которого Лилиан приняла непосредственное участие, не было бы и нынешних книг и лайфхаков по эффективной организации труда.
Часто женщинам приходилось с трудом вливаться в уже устоявшуюся мужскую профессию, но некоторые области мы облюбовали одновременно с мужчинами, например, авиацию. Английской аристократке Мэри Рассел (Mary Russell, 1865) было уже под пятьдесят, когда полеты стали возможными, и она воспользовалась шансом, совершив несколько уникальных авиаперелетов из Англии в Индию и Южную Африку. А вместо покупки драгоценностей эта замечательная женщина тратила свои немалые средства на постройку больниц.
Француженка Раймонда де Ларош (Raymonde de Laroche, 1882) стала первой женщиной, которая получила лицензию пилота; она совершила несколько рекордных полетов, а во время Первой мировой войны служила военным водителем, так как женщин в те времена не допускали к пилотированию боевых самолетов. В Соединенных Штатах первой лицензию пилота получила Харриет Куимби (Harriet Quimby, 1875), и она же стала первой женщиной, перелетевшей пролив Ла-Манш; правда, пресса не уделила этому событию должного внимания, потому что все были заняты освещением крушения «Титаника». К слову, Харриет не ограничивала себя успехами в авиации и считалась в те времена отличной сценаристкой и театральным критиком.
Одной из сфер, которую женщины штурмовали настойчивее всего, всегда была медицина. Долгое время женщинам позволялось быть медсестрами, акушерками и сиделками, а для проведения операций и серьезных исследований они не считались пригодными, и только настойчивость ряда выдающихся дам позволила пробить эту глухую стену предубеждений. Например, Джесси Макларен Макгрегор (Jessie MacLaren MacGregor, 1863) первой получила степень доктора в Эдинбургском университете (сразу после того как женщинам позволили там обучаться) и, к счастью, направила свои таланты на заботу именно о женском здоровье в больнице Эдинбурга. Надежда Суслова (1843) — первая русская женщина-врач — вынуждена была уехать учиться в Швейцарию (обучение женщин в университете было запрещено, а в 60-х редким счастливицам запретили даже посещать лекции Сеченова и Боткина, которые относились лояльно к «вольным слушательницам»), где и получила степень врача. Несмотря на все сложности и препятствия, она вернулась на родину и занялась гинекологической практикой.
Во всех областях и сферах, даже самых неожиданных, можно найти женщин, которые становились покорительницами символического Эвереста, теми, кто нарушал правила и добивался признания. Американка Энни Оукли (Annie Oakley, 1860) была выдающимся стрелком; боролась за право женщин служить в армии и научила тысячи сестер пользоваться оружием для самозащиты. Легендарная итальянка Мария Монтессори (Maria Montessori, 1870) совершила революцию в философии воспитания и образования. Луиз Бойд (Louise Boyd, 1887), исследовательница Гренландии и Арктики, стала первой женщиной, перелетевшей Северный полюс. Газеты называли ее «девушкой, укротившей Арктику», в том числе и за то, что она совершила бесплодную, но благородную попытку найти пропавшую экспедицию Амундсена. Кстати, в 30-х годах она участвовала в небольшой научной поездке по нашему Полесью, а затем выпустила фотоальбом, посвященный полесской природе.
Алис Ги-Блаше (Alice Guy Blaché, 1873) стала первой женщиной-режиссером, сняв фильм в 1906 году, во времена зарождения кино. Берта фон Зутнер (Bertha Von Suttner, 1843) — первая женщина, получившая Нобелевскую премию мира в 1906 году, активистка пацифистского движения и автор потрясшей публику книги «Долой оружие», обладательница одновременно оскорбительного и почетного прозвища «фурия пацифизма».
В этом списке женщин тысячи имен, которые не поместятся не то что в одну статью — в одну книгу, а главное, бездонный источник вдохновения для каждой из нас, у кого есть амбиции, желания и мечты.