Сделано в Беларуси. Топ-400 компаний-легенд белорусского бизнеса
digital.report
Портал деловой информации «Ежедневник» совместно с генеральным партнером МТБанк к 25-летию белорусского предпринимательства представляют проект «Сделано в Беларуси. 400 компаний-легенд белорусского бизнеса».
«Сделано в Беларуси… » - это летопись зарождения и развития частного бизнеса в Беларуси, истории нескольких тысяч компаний и предпринимателей, инвестировавших в национальную экономику в течение 1991-2016 годов.
За 25 лет бизнес в Беларуси прошел сложный путь становления. Но он смог, несмотря на многочисленные внутренние и внешние проблемы, стать важной составляющей национальной, региональной и мировой экономик. Ежегодно растет доля частного предпринимательства в ВВП Беларуси, около сотни бизнесов занимают ведущие позиции на региональном рынке, около десятка - на мировом. Именно частный бизнес является главной движущей силой сегодняшнего инновационного и конкурентоспособного развития белорусской экономики.
Весомый вклад в национальную экономику в течение этого периода внесли иностранные инвесторы. Владельцы и акционеры компаний из более 100 стран мира стали важной действующей силой реформирования белорусской экономики и являются полноправными участниками местной деловой среды. При их участии созданы сотни высокотехнологических производств, десятки тысяч новых рабочих мест и перечислены миллиарды долларов налоговых отчислений.
В проекте «Сделано в Беларуси…», акцентированном на конкретных брендах и именах, в целом подводятся итоги развития экономики и отдельных отраслей Беларуси. По хронологии видно, как непросто развивались и как постепенно менялись отношения частного бизнеса с регуляторами, с госсектором, и как менялся сам бизнес в осознании своей роли в развитии экономики страны и общества.
фото: Андрей Владимирович Полетило
О том, как появился и что представляет проект «Сделано в Беларуси. 400 компаний-легенд белорусского бизнеса», рассказывает его автор, редактора спецпроектов «Ежедневника» Вадим Сехович:
- За двадцать лет журналистской работы, в том числе, в ходе подготовки наших рейтингов топ-200 влиятельных и успешных бизнесменов Беларуси накопился богатый материал по новейшей истории предпринимательства. Было бы непростительно с профессиональной и, особенно, с общественной точки зрения проигнорировать круглую дату.
Конечно, нас подвинул на такой масштабный проект интерес читателей «Ежедневника», основная аудитория которого именно деловые люди.
Наконец, что немаловажно, исследование показалось интересным нашему главному партнеру по проекту МТБанку, который сам написал немало глав в истории национального предпринимательства.
МТБанк – это крупнейший частный банк с белорусским капиталом, которые был признан банком 2015 года по версии авторитетного британского финансового журнала The Banker. Вместе с МТБанком многие компании нашей страны выросли, превратились из новичков на рынке в большие корпорации и вошли в историю белорусского бизнеса. Сейчас среди партнеров МТБанка – такие лидеры рынка, как «Мiлавiца», «Атлант-М», ГК «Караван», онлайн-гипермаркет 21vek.by, «Смартон» и другие.
Эксперты МТБанка работают со многими белорусскими предприятиями, отлично знают рынок и могут компетентно проанализировать работу бизнеса из любой отрасли. Что не раз подтверждали и герои наших статей - руководители компаний-лидеров белорусского рынка. Кроме того, высокий уровень экспертной оценки специалистов МТБанка подтверждает растущий из года в год индекс удовлетворенности его клиентов. Поэтому нам при создании проекта «Сделано в Беларуси…» было полезно заручиться поддержкой такого компетентного партнера.
Мы уверены, что вместе с МТБанком наш проект будет не просто интересным, но и максимально полезным для белорусского бизнеса.
- Как понимаем, круглая дата - 25 лет белорусскому бизнесу - привязана к провозглашению Беларусью суверенитета?
- Формирование бизнеса в новейшей истории Беларуси начиналось раньше – с перестройки. С 1988 года разворачивается кооперативное движение, выбросившее дремавшую много лет колоссальную деловую энергии. Но именно получение Беларусью независимости в 1991 году, на наш взгляд, нужно считать за отправную точку зарождения национального бизнеса.
Это, собственно говоря, закреплено законодательно. Как? Дело в том, что именно в 1991 году, 28 мая, был принят Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь». Минэкономики, нужно отдать ему должное, не забыло про веховое событие и отметило юбилей. Несколько, правда, по- коммунистически - ударной стройкой.
- Почему проект получил такое название «Сделано в Беларуси…»?
- Мы хотим восстановить справедливость. Ведь, что у нас обычно ассоциируется со «сделанным в Беларуси»? «Беларусы», «МАЗы», продукция гигантов, многие из которых выживают только в условиях государственных монополий и олигополий. Что не есть хорошо. Правительству нужно, наконец, признать – ставка на государственные гиганты исчерпала себя, потенциал для развития имеет только частный бизнес. Многолетняя безоговорочная поддержка властями госсектора негативно сказывалась и сказывается на развитии частной инициативы. «Сделано в Беларуси» - сегодня не «мазы» или «атланты», а «варгейминги», «регулы», «полимастеры» etc. Есть сотни, даже тысячи компаний с бизнесом, выстроенным по лучшим западным лекалам и в разы эффективнее «домостроевских» гигантов.
«Сделано в Беларуси…» - это проект, в котором мы показываем, какой путь преодолел белорусский бизнес. У него, объективно говоря, на постсоветском пространстве были самые тяжелые условия для роста. Порой – невыносимые. С одной стороны, ни в какое сравнение не идет ресурсная база, какая была и есть в России, Казахстане, Украине. С другой стороны, никакой внешней помощи, как у осваивающего многомиллионные европейские гранты бизнеса Литвы, Латвии и Эстонии. С третьей, мегарегулирование на уровне государства.
В последние годы, конечно, отношение государства к бизнесу заметно улучшилось. Но опасение по поводу того, что за этим стоит только PR перед международными партнерами по кредитам, существовало всегда. Сейчас, в кризисных условиях, оно усилилось. Страшна наша государственная машина в состоянии экономического аффекта.
- Что это за компании-легенды? Почему именно они?
- Это – авторы каких-то веховых cобытий, инициаторы трендов. Одни из них – первопроходцы, другие сумели завоевать место на рынке в жесточайшей конкуренции с госсектором, третьи – сформировали вокруг себя новые отрасли, четвертые - создатели суперконкурентных производств, пятые – признанных в мире продуктов. И так далее. Это - создатели известных брендов, уникальных технологий, все они были или остаются лидерами – на нашем рынке, в региональном или мировом масштабах.
- Много компаний и их историй вошло в проект? Что он собой представляет?
- Мы поставили задачей охватить как можно больше компаний, фамилий, событий этого периода. Поэтому посчитали эффективным использовать истории, расположенные в хронологическом порядке. В зависимости от того, кто и что сделал, про одних информации больше, про других – меньше.
Истории распределены не только хронологически, но и по отраслевому принципу. В течение года с лишним мы расскажем, как развивались в эти годы деревообработка, продовольственный ретейл, финансовый рынок… Всего в рамках проекта представлены 16 отраслей и их групп. В каждой из них определяется топ-25 компаний с самыми яркими, звучными проектами и историями. Затем, соответственно, из них формируется топ-400 компаний-легенд белорусского бизнеса.
Бизнес не имеет границ, и в рамках проекта мы решили не разделять национальные и иностранные компании. Иностранные инвесторы, приходившие в экономику Беларуси с новыми решениями, технологиями, на самом деле сделали очень много как для ее роста, развития отдельных отраслей так и для становления национального бизнеса. Нашему бизнесу и теперь нужно учиться, и учиться, и еще раз учиться у своих зарубежных коллег.
- История Чижа вошла в проект?
- В проекте, конечно, много имен из нашего топ-200. Но немало такого же уровня фамилий, которые теперь ничего не говорят большинству. Например, кто сейчас помнит про бизнесы Лагвинца или «комсомольца» Суравнева? Через следующие 25 лет, возможно, большинство уже не вспомнит и про Чижа, и про Топузидиса. Мы не только старались запечатлеть для истории имена и бренды, но что важнее - дать фактуру и привести примеры, чтобы читатели могли анализировать. Истории успеха красивы, а из историй падений нужно делать выводы, чтобы не повторять ошибок.
- Когда стартует проект?
- Мы планируем запустить его на портале ej.by в середине октября, и первым объектом нашего исследования стала лесная и деревообрабатывающая отрасль.